Нилова пустынь

Нилова пустынь
Фото: Сергей Ломов
Сборнику Владислава Горохова «Монастыри Святой Руси. Монастыри к западу от древней столицы» присуждено третье место в номинации «Лучшая иллюстрированная книга» Открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу» 2023 года
Неподалеку от истоков Волги, на озере Селигер в начале XVI века возникла одна из наиболее почитаемых в нашей стране святых обителей. Это Нило­Столобенская пустынь. При подъезде к ней кажется, что монастырские постройки стоят прямо на вод­ной глади озера. Они расположены на небольшом, с пологим рельефом Столобном острове.

Великий отшельник — преподобный Нил поселился в этих краях в 1528 году. По свидетельству Жития, придя на остров и обойдя его, Нил решил: «Се, Господи, покой мой, се жилище мое во веки веков».

Биографы Нила напишут о нем: «Отрок с ранних лет воспламенел любовью к Богу и после смерти родителей оставил дом родительский, удалился в Псковскую область в монастырь Иоанна Богослова, называемый Крыпцы, где принял монашество и назвался Нилом, во имя подвижника горы Синайской Нила».

На Тверской земле, на берегу реки Черемки в 1515 году поселился инок ­монастыря преподобного Саввы Крыпецкого. Жить ему было нелегко: питался только дарами природы — грибами, желудями, дикими ягодами, зимой мерз в холодной келии. И только живительная сила постоянных молитв давала ему отраду.

Когда о его праведной жизни узнали люди из ближайших деревень, они стали приходить и чрезмерно докучали ему, не давали находиться в покое и уединении. Однако отшельник считал, что отвечать им на их просьбы он еще не вправе, и однажды он услышал глас Богородицы, повелевавшей идти на озеро Селигер.

Нил выбрал для своего жилища самый живописный и необычайный остров Столобный, который оказался весьма удобным для уединенного безмолвного жития. Место красивое, окружено водами, заросло вековым лесом, множество ягод и грибов. С горы открываются виды на Хачин и другие селигерские острова, на городок Осташков, дальние сельские поселения. Здесь и выкопал себе Нил пещерку, а затем срубил дом­келию и поставил малую часовенку, где повседневно, не жалея себя, совершал свой молитвенный подвиг. Двадцать семь лет в непрерывных молитвах, стоя на коленях в ветхом рубище, провел преподобный Нил на острове. И здесь слава о великом аскете разошлась по округе, и к нему пошли люди. Теперь он стал помогать им — исцелял больных, давал наставления. Был случай, когда он «молитвой укротил ветер» и спас рыбаков, попавших в бурю на озере.

Когда он почувствовал, что приближается кончина, выкопал себе могилу в келии. В Житии говорится, что за день до кончины преподобный высказал свое пророчество пришедшему к нему игумену Николо­Рожковского монастыря Сергию: «На сим острове Бог возведет храм в прославление Своего имени, и место сие будет жилищем иноков». На следующий день, 7 декабря 1554 года, игумен Сергий пришел в келию с братией. Преподобный умер, стоя на коленях, опершись на костыль, в последней ­своей ­молитве перед древней иконой Бо­жией Матери, которую назовут Селигерской. Монахи погребли молчаливого отшельника в приготовленной им могиле.

После блаженной кончины святого Нила остров стал местом паломничества богомольцев, некоторые селились рядом с его келией. Вскоре над могилой Нила иеромонах Герман поставил деревянную часовенку. Селигерского столпника преподобного Нила стали почитать как местного святого и монахи, и миряне задолго до его общецерковной канонизации.

Прошло сорок лет, и паломники поставили в 1591–1594 гг. деревянную церковь Бого­явления и коло­коль­ню — «столб дубовый». Во исполнение слов праведника на Столобном острове по благословению патриарха Иова была создана обитель­пустынь. Только­только стала налаживаться монашеская жизнь на далеком острове, как польские разбойничьи стаи в Смуту добрались и до острова, разорили и сожгли обитель дотла. Но она выстояла — быть может, потому, что монахи в ней неукоснительно следовали традициям ­средневековой ­по­движнической жизни по принятому и долго сохранявшемуся общежитийному уставу.

Первым игуменом обители до 1614 года был Герман, а за ним схимник Нектарий. В пустынь он пришел в 1599 году. Это был грамотный и высокообразованный по тем временам человек. Будучи в Москве, игумен Нектарий от обители поднес государю Михаилу Феодоровичу монастырский хлеб и просфору со словами: «Бог молитвами угодника Своего преподобного Нила Столобенского, чудотворца, да радует тебе, благочестивый Царю, сына и наследника царствию твоему!» С тех пор монашеская обитель постоянно находилась под милостью августейшей династии Романовых. А игумен Нектарий стал крестным отцом царевича Алексея Михайловича.

В 1629 году боярин Б.М. Лыков, близкий родственник царя Михаила Феодоровича (а его жена была родной сестрой патриарха Филарета), подарил монастырю остров Городомля — второй по величине на озере. На острове был организован Гефсиманский «отходной скит», куда за провинность ссылали монахов или где они находили последнее уединение по собственной воле.

Б.М. Лыков считал преподобного Нила Столобенского своим небесным покровителем и не жалел денег на благоустройство монастыря. Святому месту помогли и князь Дмитрий Пожарский, и князья Трубецкие, боярин Колотовский и многие другие. После окончания Смуты все хотели помочь восстановить, возродить, что было утеряно. Всю обитель обнесли оградой, чтобы противостоять варварам, а над воротами соорудили восьмигранную колокольню­башню.

Пожар 1665 года уничтожил практически все монастырские постройки, потому что они были деревянными. Государь Алексей Михайлович сразу же выделил средства на восстановление. И теперь игумен Нектарий получил разрешение строить каменную церковь Богоявления.

Деньги поступили от царской семьи, бояр Милославских и Морозовых. В 1666 году из древней столицы потянулись обозы — везли кирпич, известь, железо. Строили уже после смерти игумена, каменные работы велись впервые и неумело, быстро и плохо. Лопнули несущие стены и колокольня, их пришлось разобрать и возвести заново. При закладке каменного Богоявленского собора 27 мая 1667 года были обретены нетленными мощи святого Нила, которые поместили в собор. В 1764 году для них сделали серебряную раку. В соборе хранилась и первая, ставшая чудотворной икона преподобного Нила, написанная в 1595 году монахами Тверского Оршина монастыря ­Иовом и Нифонтом «со слов старцев, знавших угодника и помнивших черты его лица». Во время эпидемии холеры 1848 года икону обнесли вокруг обители, и до острова болезнь не добралась.

Со временем обитель стала весьма процветающей благодаря покровительству и вкладам царствующего рода Романовых. Помимо церковных и жилых зданий пришлось отстроить также гостиный и конюшенный дворы, мастерские, кузницу, мельницу, пристань, странноприимный дом. В 1667–1676 годы возводится и каменная стена вокруг обители.

В петровские времена здесь находились под «инквизиторским надзором» митрополит Крутицкий Игнатий, епископ Карельский Аарон и другие монахи и священно­служители со званиями и без, не угодившие властям. А местных иноков за провинности отправляли в ссылку в другие монастыри. В 1724 году Синодом был освобожден от должности настоятеля за порицание церковных властей схимник Иоанн (Паисий Бартеньев), который сначала содержался под надзором в Иосифо­Волоколамском монастыре, а затем был священником на Кронштадтской эскадре. При Петре I монастырь пришел в упадок.

При императрицах Елизавете Петровне и Екатерине II монастырь превратился в гигантскую стройку.

В 1759 году государыня императрица Елизавета Петровна пожаловала обители грамоту на все до сих пор сделанные дачи, «как на пожалованные от всех царствовавших прежде великих Государей Всероссийских, так и на пожертвованные обители от разных знаменитых особ и помещиков». Это было очень важно и вовремя, ведь скоро наступит секуляризация, когда многие церковные земли стали собственностью государства.

В 1751–1755 гг. возвели каменную надвратную церковь во имя преподобного Нила Столобенского с пятью главами, она явно напоминала надвратную Тихвинскую церковь московского Донского монастыря, построенного в 1713 году. Когда построили монастырский собор в 1832 году, четыре пышные главы разобрали, а центральную оставили. Но и ее сделали поскромнее — с барабанчиком и небольшой главкой.

На противоположных восточных воротах возвели надвратную церковь во имя апостолов Петра и Павла, которую освятили в 1764 году.

Вообще можно сказать, что при Екатерине II наступил лучший период в жизни обители.

Нилова пустынь расположена на середине пути между древней столицей — Москвой и Северной столицей — Петербургом. Видимо, поэтому древние храмы монастыря были по­московски традиционно приземистые, с толстыми стенами и большими куполами, а все более поздние храмы и сооружения своим обликом перекликаются с архитектурой Петербурга.

В 1784–1788 гг. на мысе в удалении от монастырского ансамбля возвели церковь Воздвижения Креста Господня, украшенную великолепно выполненной лепниной. Церковь необычных форм и пропорций очень нравилась императору Александру I. Храм сохранился до наших дней.

В конце XVIII века построили корпус для почетных гостей и трехэтажный странноприимный дом.

Необходимо отметить, что Нилова пустынь представляет собой не просто крупный комплекс сооружений — монашеский город, а уникальную архитектурно­ландшафтную систему, включавшую в себя липовый парк, плодовые сады, цветники (например, в гостином дворе), аллейные посадки, садковые пруды, каналы, отделанные гранитом набережные.

Мы имеем возможность рассмотреть план, на котором показаны основные элементы садово­паркового убранства Ниловой пустыни в пору ее расцвета. Вдоль всей западной стороны острова, занимая чуть ли не половину его территории, протянулся парк с продольными и поперечными аллеями. Липовые аллеи и гранитные набережные создают очень привлекательные условия для прогулок и размышлений на северной стороне острова. На юге расположился плодовый сад с огородами, но и они имеют сложную, симметрично упорядоченную систему прогулочных дорог. Рядом монастырское кладбище, где хоронили иноков и богатых вкладчиков, которые заранее, при жизни позаботились о месте своего вечного упокоения. Обширное пространство между гостиницей, Петропавловской церковью и странноприимным домом украшено зеленым сквером, к центру которого сходится множество дорожек. Близ конного двора сохранены луга на склонах в их естественном виде. Наконец, почти весь внешний контур Столобного острова представляет собой гранитную набережную, местами отороченную рядами лип (их высадили в начале XIX века), а кое­где свободно раскрытую на храмы — собор Богоявления, Петропавловскую церковь, братский корпус, надвратную церковь во имя Нила Преподобного.

Центральную позицию на острове занял вновь отстроенный Богоявлен­ский собор.

После Отечественной войны 1812 года паломников стало так много, что они уже не вмещались в старом соборе, и было решено на его месте возвести новый по проекту выдающегося зодчего Карла Росси. И он уже даже приступил к работе, но почему­то от его услуг отказались, взяв уже готовый проект известного архитектора И. Шарлемана, который был подготовлен к конкурсу на строительство Исаакиевского собора в ­Северной столице. Проект все очень хвалили, но он не был принят: тогда предпочтение отдали работе Монферрана. «Столичный проект» осуществили в Ниловой пустыни во всем блеске классицизма.

Новый Богоявленский собор строили двенадцать лет, закончили в 1833 году и сразу же приступили к реконструкции и строительству подходов к нему — гранитных набережных и пристани. Озеро большое, и накатывающиеся волны размывали берега. Интересно, что еще сосланный Синодом в обитель митрополит Крутицкий Игнатий (Смола) занимался укреплением берегов с помощью дубовых свай, а было это в начале XVIII века.

Архиерейская пристань, строительство которой началось в 1813 году, — это и павильон с портиком, шпилем, и целая система подпорных стенок, лестниц, пандусов, и все они из гранита. Камень собирали в этих же местах, на полях, обтесывали, подгоняли друг к другу и в самых ответственных местах соединяли металлическими скобами. Последним градостроительным аккордом стала Светлицкая башня; ее построили в 1863 году как маяк, на ней зажигали фонарь и били в колокол во время тумана, снежной бури или шторма на озере.

Монастырь в целом при взгляде издалека, с водной глади и дальних берегов, стал напоминать некий сказочный город. В пример современным градостроителям создатели обители мудро сохранили и следы начального периода ее развития, память о ее основателях; среди них и дуб преподобного Нила, и старые жилые пещеры.

Весь Столобный остров, овеянный благодатным незримым присутствием святого праведника, — это некий духовный мемориал. В нескольких возвышенных точках, на взгорьях и на верх­них этажах зданий устроены многочисленные смотровые площадки.

На иконе «Преподобный Нил Столобенский и Нилова пустынь» (XVIII век) наглядно показаны и «внутреннее» благоустройство монастыря, и его внешнее природное окружение. Хорошо заметен парковый зеленый «пояс» во­круг стен, берегоукрепления у воды. С особенным вниманием проработана территория собственно Нилова скита, включая сеть дорожек. Очевидно, что этой части монастыря всегда уделялась особая забота.

Обитель, разумеется, меняла свой вид в разные периоды ее развития. Присмотримся к гравюре, выполненной уже в первой четверти XIX века Н.Я. Озерковецким («Путешествие на озеро Селигер», 1817). Большую часть бывшего плодового сада заняли огороды с четкой геометрической планировкой гряд и дорожек. Зато сады справа от Воздвиженской церкви приобрели более свободный, парковый характер. Обширное свободное пространство вокруг Богоявленского собора явно предназначено для размещения паломников, прибывающих сюда по праздникам. Однако в обычные дни эта территория использовалась как некий монастырский «сквер», причем от главного западного входа в храм мощеные дорожки расходятся веером, по направлению к Настоятельскому и Братскому корпусам, надвратной церкви Петра и Павла, Архиерейской пристани.

Столобный остров и Нилов монастырь постепенно окружили другие обители­«спутники»: Новосоловецкий на озере Вселуг, Гефсиманский скит на острове Городомле, Ольгин монастырь (ближе к истокам Волги).

Озеро Вселуг — самое большое из всех верхневолжских озер, а на этом озере есть остров «Божье дело». В начале XIX века известный ученый­естествоиспытатель Н.Я. Озерецковский писал: «Название сему подал повод некто отставной солдат, а другие приписывают какому­то монаху, который вздумал построить на сем пустом острове церковь и, не имея денег на уплату работникам, на требования их всегда отвечал: „Дело Божье“».

В 1701 году инок Иоиль из Успенской Могилевской пустыни поселился на безлюдном острове размерами 420Í315 метров и срубил деревянную церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

В 1738 году начали строить каменный храм Живоначальной Троицы на деньги, выделенные императрицей Анной Иоанновной в ответ на просьбу в челобитной Иоиля.

В церкви в том же году освятили придел Покрова Пресвятой Богородицы, а в 1748 году — придел преподобных Зосимы и ­Савватия Соловецких, а пустынь с тех пор стали называть Новосоловецкой. К сожалению, уже в 50­х годах XVIII она пришла в упадок. Чтобы сохранить пустынь, ее с 1765 года приписали к Нило­Столобенской пустыни, и она возобновилась. Было закончено возведение и оформление собора и колокольни, построили каменную ограду, в каждом углу поставили башенку, а над воротами возвели круглую башню. При благоустройстве территории за образец была взята Нило­Столобенская обитель; замостили дорожки, укрепили берег, посадили липовые аллеи и дубовую рощу.

И все же в середине XIX века удаленная от людей и дорог пустынь вновь пережила упадок. Ее закрыли в 1928 году, а в 1933 году полностью разрушили все здания.

Люди появились на острове в 60­х годах просвещенного XX века, но это были праздные туристы, им, чтобы поддерживать огонь и готовить шашлык, нужны были дрова, а кроме вековых дубов и лип на острове ничего не было, вот и подняли на них топор.

В конце 90­х годов XX века Новосоловецкая пустынь восстала из небытия. По праздничным дням в только что срубленной церкви Троицы Живоначальной проходят службы, а о ее истории напоминает большой деревянный крест.

Нило­Столобенский монастырь всегда заслуженно имел очень высокий авторитет, и поступить в него было не так просто. До наших дней сохранилась просьба иеромонаха Осташковского Житейного монастыря взять его в пустынь хотя бы звонарем, он «этому обучен».

В Ниловой пустыни было принято «новопостриженных монахов поручать под надзор опытных в духовной жизни старцев, находиться под этим надзором дотоле, пока честным и воздержанным житием окажут себя достойными иметь надзор над другими: и новопостриженным без благословения надзирателя ничего не делать, быть всегда покорными».

В XVIII–XIX веках у пустыни появились и городские подворья, в том числе в Осташкове, Твери и даже в Москве.

По церковным праздникам, например, ко дню обретения мощей преподобного (27 мая), на острове и рядом с ним собирались десятки тысяч богомольцев со многих концов России, и все они верили в Божественный дар исцеления, посланный свыше преподобному Нилу Столобенскому. Устраивались и крестные ходы от города Осташкова, куда прибывало большинство паломников. К Архиерейской пристани их перевозили на нарядных пароходах, баржах, лодках, украшенных разноцветными флагами. Сама обитель имела для этих целей специальную «флотилию» больших и малых судов. Обслуживали их в основном иноки. Капитаны, механики, моряки — монахи. А еще были две пристани, док и мастерские.

Пристав к острову на кораблях, богомольцам предстояло подняться вверх по широкой лестнице и пройти под аркой Святых ворот, в верхнем ярусе которых располагалась церковь Святого Нила Столобенского.

Затем процессия направлялась вдоль братского корпуса, поворачивала направо и от центра Настоятельского корпуса приближалась к собору Богоявления. У восточного фасада собора была устроена самая обширная смотровая площадка, откуда можно было любоваться панорамой озера Селигер.

Главная цель людей, стремившихся на остров, — поклониться прославленным чудесами мощам преподобного Нила. Среди жителей Верхневолжья он слыл заступником, защитником отверженных, целителем. Не случайно у истоков великой реки, в часовне, построенной иноками Ниловской пустыни, стояли его резные изображения, которые как бы освящали рождение реки. Из обители пароходы переправляли паломников в село Свапуша — откуда легко дойти до истоков Волги.

Что касается резных раскрашенных фигурок Нила Столобенского, то о них следует сказать особо. В православной традиции не очень распространено вырезать святых из дерева, но в Ниловой пустыни их вырезали, здесь же освящали, и отсюда расходились они по всей России.

Деревянная скульптура известна на Руси с древнейших времен, еще с язычества. В житии Стефана Пермского говорится о языческих богах, «в зырянской земле кумиры были различные: большие, средние и малые, были болваны истуканные, изваянные, издолбленные, вырезом вырезанные».

Преподобный Сергий Радонежский был искусным плотником, столяром и резчиком по дереву. Не случайно в Сергиевом Посаде был промысел — украшение деревянной резьбой бытовых предметов, особенно популярны сергиево­посадские игрушки с медведями. И эта традиция — в память о Преподобном: вспомните, ведь Сергий Радонежский разговаривал с медведями.

Первую школу образовали монахи­резчики. В основу монастырского искусства — иконописи и резьбы — полагались образцы, заимствованные из Византии.

В XVI–XVII веках Тверь, Новгород, Москва были ведущими центрами по изготовлению резной деревянной скульптуры и деревянной посуды. Предприимчивые местные крестьяне резали фигурки долгими зимними вечерами. Народная фантазия и умелые руки делали их наивно­привлекательными, что не всегда нравилось церковным властям.

Во времена Пет­ра на деревянную скульптуру обращали особое внимание, Синод боролся с католическими проявлениями, защищая исконно русскую чистоту, и сдерживал самостийность в церковном искусстве. У всех были примеры ошибок переписчиков служебных книг.

А ведь было с чем бороться: совсем недавно, во время похода Лжедмитрия I на Москву, по дороге в церквах и обителях появлялись скульптурные произведения явно западного католического характера.

Местные резчики из соседних деревень и городка Осташкова делали фигурки преподобного Нила самых разных размеров: были и совсем маленькие, и с человеческий рост для церквей и часовен. А еще у паломников пользовались спросом лубочные картинки с крестным ходом в Ниловой пустыни и чайные сервизы с видами обители.

В окрестностях монастыря жили очень искусные мастера — резчики по дереву, ювелиры, купцы, гончары, художники. Живописцев было очень много — целые династии. Интересны данные иконописцев за 1784 год по Тверской губернии: «В Твери — 11, Выш­нем Волочке — 8, Ржеве — 2, Кашине — 1, Осташкове — 42».

Это те, кто работал в небольшом городке. А сколько лучших мастеров забирали в столицу! Они украшали дворцы Царского Села, Павловска, Ораниенбаума, других царских резиденций. А начинали все они свой творческий путь в Ниловой пустыни, где по указу императрицы Екатерины Великой обучали самым разным ремеслам.

Паломники обязательно увозили с собой что­нибудь на память — монастырский хлеб, просвирки, испеченные в обители, с инициалами преподобного Нила, книги с историей обители и жизнеописанием Столобенского отшельника, медные иконки и нательные крестики.

Слава о Ниле Столобенском дошла и до самых восточных рубежей России. В Сибири, за городом Иркутском (по сибирским меркам недалеко от него — всего 265 верст), на реке Ихе­Ухун, вблизи монгольской границы в 1845 году был основан еще один православный монастырь с тем же названием — Нилова пустынь, а молились в нем сосланные в Сибирь заключенные.

В конце XIX века по повелению государя императора Александра III опыт школы С.А. Рачинского по школьному образованию на православных основах распространяли на всю Россию. Школа находилась в имении Татьево Бельского уезда, а это не так далеко от монастыря, и обитель принимала самое непосредственное участие и в учебном процессе, и в подготовке учителей для провинциальных школ. Пустынь в селе Светлица открыла церковно­приходскую школу.

И конечно же, нельзя обойти вниманием монастырскую библиотеку. Ее стали собирать с конца XVI века, в ней хранились древнейшие рукописи на пергаменте, редчайшие первые печатные издания. 18 февраля 1614 года, составляя опись имущества, игумен Герман перечисляет 31 рукописную книгу.

В последующем библиотека выросла в богатейшее книжное собрание, была организована и архивная служба.

Пожертвования в Нилову пустынь делали практически все государи: «Алексей Михайлович в 1666 году подарил колокол, его сын Феодор Алексеевич — водосвятную чашу, царица Наталья Кирилловна — расшитую ризу... Императрица Екатерина II пожаловала драгоценный покров, а Александр I — золотой крест и золотую панагию».

Ризница представляла собой уникальный музей деко­ра­­тивно­прикладного и церковного искусства. Вот только некоторые его экспонаты: рукописное Евангелие игумена Нектария, украшенное серебряным окладом с миниатюрами, еще одно богато украшенное Евангелие, пожалованное Пет­ром I, священные книги, подаренные царем Феодором Алексеевичем, напрестольный крест, пожертвованный графом Шереметевым, серебряный ковш, жалованный царями Иоанном и Петром промышленнику Василию Привалову, и многое другое.

В феврале 1919 года публично была вскрыта рака с мощами преподобного Нила. Из обители изъяли «33 пуда серебра и драгоценные камни». На самом деле это были редчайшие произведения искусства, собранные на протяжении нескольких веков. Жизнь пустыни постепенно затихала, остались только старцы, которым было некуда идти. Все закончилось в 1927 году — показательным судом над братией, игуменом архимандритом Иоанникием и епископом Гавриилом. Судили «за контрреволюционную деятельность», а приговоры по этой статье для священнослужителей были стандартными: тюремное заключение, ссылка, а после освобождения — жизнь под постоянной угрозой нового ареста…

В монастыре обосновалась детская трудовая коммуна. Во время войны в зданиях обители размещался госпиталь, после вой­ны — лагерь, в 1960­х годах — дом инвалидов, с 1971 года — турбаза «Рассвет».

В 1991 году комплекс передали Православной Церкви. Большим и радостным событием в Ниловой пустыни явилось возвращение мощей преподобного из Знаменского собора г. Осташкова в Богоявленский собор монастыря на Столобном острове. Торжественное перенесение святыни состоялось 9 июня 1995 г. по благословению и при участии Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и множества народа. Возобновлена традиция совершать 27 мая / 9 июня, в день обретения мощей преподобного Нила, крестный ход из Осташкова в обитель.

Глава предоставлена издательством Свято-Троицкой Сергиевой Лавры