Удивительная жизнь, ставшая житием

  • Автор обзора: Телеканал "Союз"
  • Книга: Рассказы о святителе Луке (Войно-Ясенецком). Удивительная жизнь, ставшая житием
  • Автор книги: Скоробогатько Наталия

Автобиография святителя Луки, впер­вые изданная у нас в стране в 1995 го­ду, была озаглавлена издательством сло­вами из его письма сыну: «Я полюбил страдание». Фраза эта, по мнению Натальи Скоробогатько, сразу привлекает к себе внимание и приглашает к прочтению книги. Действительно, тотчас возникает желание узнать, что это за человек, который парадоксальным образом полюбил то, чего обычно мы не любим и стараемся избежать. Как можно полюбить страдание и за что? Разве такое возможно? На эти вопросы отвечает сам святитель Лука своей удивительной жизнью, ставшей житием. Образ этого удивительного святого раскрывается в книге, которая вышла в свет в издательстве Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и называется - «Рассказы о свт. Луке (Войно-Ясенецком). Удивительная жизнь, ставшая житием»


В этой книге представлено житийное повествование для семейного чтения, которое раскрывает образ удивительного святого, ставшего широко известным в очень короткий срок. Святителя Луку Войно-Ясенецкого горячо любят и почитают не только в России, но и за ее пределами.  Составитель книги - Наталья Скоробогатько, автор более 50 книг для детей, юношества и семейного чтения, в числе которых «Призывайте на помощь Александра Свирского!», «Занимательные и поучительные истории из жизни преподобного Паисия Святогорца», «Для японцев он стал японцем», «Под Державным покровом Богородицы» и другие. В этом издании житие святителя представлено в виде коротеньких рассказов, каждый из которых имеет свой заголовок и повествует о каком-то одном периоде жизни святого врача и архипастыря. 

Так, например, первый рассказ называется - «К Православию – через живопись». Здесь автор-составитель пишет: «Религиозного воспитания дети в семье Войно-Ясенецких не получили. Отец, будучи католиком, ходил молиться в костел, а мать была православной, но молилась дома, в церковь не ходила. К храмам Киева, где жила семья, и к Киево-Печерской лавре Валентина, будущего святителя приохотила художественная школа, в которой он учился параллельно с гимназией. Наставники школы, художники братья Мурашко, вводили воспитанников в художественный мир Владимирского собора и Кирилловской церкви, расписанных Виктором Васнецовым и Михаилом Врубелем. Таким, несколько окольным путем: через живопись и храмовое искусство - шел к православной вере юный Валентин».

О том, как и когда юноша обратился к Православию, повествует следующий рассказ – «Первый призыв Божий». Здесь мы читаем: «По воспоминаниям святителя Луки, его религиозность по-настоящему про­явилась после окончания гимназии и ху­дожественной школы. Именно тогда он впервые внимательно и усердно, с карандашом в руке как бы заново прочел подаренное ему директором гимназии Евангелие. Многие места Евангелия произвели на юношу неизгладимое впечатление, особенно то место, где Иисус, указывая ученикам на поля созревшей пшеницы, говорит им: «Жатвы много, а делателей мало». Валентин содрогнулся: «О Господи! Неужели у Тебя мало делателей?!». По признанию самого святителя, этот евангельский текст был для него первым призывом Божиим на служение Ему. Пройдет время, и он станет именно таким делателем на ниве Господней. Так в душе его сошлись святое Благовестие и его церковное богослужебное воплощение, усвоенное в киевских храмах».

Дальнейшая жизнь Валентина Войно-Ясенецкого, как христианина и врача, показала, что этот призыв к служению Господу он полностью реализовал через служение ближнему. «Главное в жизни всегда делать добро людям, – подчеркивал в своих выступлениях Владыка, – Если не можешь делать для людей добро большое, постарайся совершить хотя бы малое». Вся жизнь Святителя – есть решение этой главной задачи: увидеть в страданиях ближнего призыв от Господа к самоотверженному служению, а в каждом человеке разглядеть искаженный грехом образ Божий. О том, как будущий святитель от художественной гимназии перешел к медицине, читайте далее на страницах книги. Мы же обратимся к рассказу, где говорится о начале его врачебного поприща и женитьбе.

Как пишет автор-составитель, «Сразу стать земским врачом молодому доктору Войно-Ясенецкому не пришлось. Он окончил университет перед самым началом войны с Японией и в составе медицинского отряда Красного Креста поехал на Дальний Восток, в Читу. Здесь молодому выпускнику главврач сразу доверил заведование хирургическим отделением. И не ошибся: операции, проводимые молодым хирургом, проходили безупречно, неудач не было. В Чите Валентин Феликсович женился на сестре милосердия Анне Ланской, которая покорила его не столько своей кра­сотой, сколько добротой и кротостью характера. Больные и коллеги называли ее «святой сестрой». Венчание молодых проходило в церкви, построенной ссыль­ными декабристами.

Со временем молодой доктор приобрел такую славу, что число пациентов, желающих лечиться именно у него, возрастало с каждым днем. И он не кому не отказывал, помогая страждующим практически 24 часа в сутки. Впоследствии это не раз спасало жизнь самого врача, помогало разрешить ситуацию. Вот один из таких рассказов. Когда в городе начались аресты противников нового режима, и один из подчиненных Валентина Феликсовича решил свести счеты со своим начальником, пустив в ход явную клевету. По его доносу Войно-Ясенецкого и его молодого коллегу доставили в же­лезнодорожные мастерские, где ско­рый суд вершила «чрезвычайная трой­ка». На разбор каждого дела «судьи» тратили не больше трех минут, приговор обычно был один: расстрел. Осужденных выводили через другую дверь и сразу же расстреливали.

Два врача просидели перед дверью этого судилища более двенадцати часов. Можно себе представить, что они пе­режили за это время! Спас их случай, а, вернее сказать, Промысел Божий. Поздно вечером в этом «зале смерти» появился видный партиец, который знал главного врача в лицо. Он удивился, увидев здесь знаменитого хирурга, расспросил, что произошло, и вскоре вручил обоим врачам пропуска на выход, дав в сопровождение охрану. Милостью Божией Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий избежал неминуемой смерти. Так слава хирурга стала в некотором роде его охранной грамотой. Сохранились и другие рассказы о заступничестве больных за знаменитого доктора, которые в свою очередь, получая от него помощь и исцеления, нередко приходили к вере.

К сожалению, в рамках нашей программы невозможно прочитать все рассказы, собранные в этой книге. Это благодатное дело мы предоставляем нашим читателям. Единственное, что еще хочется добавить, - это то, что святитель Лука никогда не разделял в своей судьбе двух служений — духовного и врачебного, однако всегда на первое место ставил служение Богу. По свидетельству секретаря владыки, Евгении Павловны, последние дни святитель угасал, как и жил: без жалоб и ропота. Кончина его была тихой и мирной, он отошел ко Господу 11 июня 1961 года. В этот день Православная Церковь праздновала память всех святых, в земле Российской просиявших. Три дня неиссякаемым потоком люди шли попрощаться с любимым архипас­тырем. Похороны владыки стали насто­ящим исповедничеством верующих перед лицом безбожной власти, которая запретила нести его гроб по центральной улице Симферополя. Людской поток смял все заграждения, и огромная процессия три с половиной часа шла через весь город и пела: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, по­милуй нас». И никто не мог заставить этих людей замолчать. Путь до самого кладбища весь был усыпан розами...

***

Давайте, вернемся к вопросу, который был озвучен в начале программы: Как можно полюбить страдание и за что? По мнению Натальи Скоробогатько, когда знакомишься с автобиографией владыки, начинаешь понимать, что эти слова передают самую суть его жизненного восхождения. «Я полюбил страдание, - писал владыка, - так удивительно очищающее душу». Т.е. он полюбил страдание, не само по себе, а как средство воспитания души. Мы часто ропщем не то что на страдания, - на любые, даже малейшие трудности жизни. А святитель всей своей жизнью учит нас любить и благословлять все, что ведет к преображению нашей души. Учит быть внимательными к своей внутренней жизни, быть само­критичными, готовыми на признание своих ошибок и грехов, готовыми к покаянию.


Телеканал "Союз"