Двадцатый век, ещё не осмысленный и не понятый, бродит в нашей социальной крови, словно хмель, отравляя её, перенасыщая углекислотой, рождая взрывы то мало на чём основанного отчаяния, то такого же энтузиазма. Снизить уровень хмеля, отрезвиться, выздороветь и прозреть от лихорадки революции и Гражданской войны можно, если сопоставлять свидетельства об исторических событиях как историков, так и простых людей.
Для Церкви двадцатый век с самой революции 1917-го года по 1988-й год как минимум явился незаживающей раной. Священнослужителей не просто отстраняли от любимого дела. В 2022-м - скорбные даты следуют одна за другой – исполнилось ровно сто лет с начала изъятия церковных ценностей. Разумеется, ценности изымали под самым благим предлогом: накормить голодных.
- Многих ли накормили?
- А вы с какой целью интересуетесь?
По некоторым подсчётам, переплавленные цветные металлы (золота и серебра в сельских церквях было мало, в основном для сосудов использовалась медь, латунь и другие сплавы), недорогие поделочные камни и ткани облачений были либо украдены, либо переплавлены для продажи на Запад по ценам весьма невеликим.
Цели своей массовая кампания так и не достигла: почти все попавшие в ловушку голода умерли, не дождавшись помощи от государства. Честно сказать, жалкие результаты, да и могли ли они быть иными, когда, как сейчас говорят, была «разрушена инфраструктура», пали от голода лошади, разбиты дороги, взорваны железнодорожные пути и сами паровозы беспомощно стояли на запасных путях – нет угля. Голодающие из числа наиболее волевых и жизнелюбивых с тяжелейшим трудом смогли преодолеть гигантские пространства и достичь мест, где был хлеб, очутившись кто на Кавказе, кто в Средней Азии, а кто-то вообще пересёк границу и больше не вернулся.
Во имя чего же и кого был осуществлён грабёж?
***
Если задаться целью едва ли не конспирологической, но обнаруживающей истинные якобы причины ограбления всех без исключения епархий, на ум приходит нечто несуразное… А не искали ли большевики среди тысяч и тысяч чаш для причастия – Одну-Единственную, и не для того, чтобы причаститься, а во имя как унижения Церкви, так и обладания Святыней Святынь?
Грааль, знаем из великих легенд Запада, есть чаша Христова, из которой он вкушал на Тайной Вечере, а при распятии уронил в нее несколько капель крови при посредстве Иосифа Аримафейского. Запад верил, что Чаша даёт искупление любого греха и жизнь вечную. Подумайте только - рыцари Круглого Стола, самого возвышенного европейского мифа, собрались для ее поиска!
В фильме Джорджа Лукаса «Индиана Джонс и последний крестовый поход» гитлеровцы, ищущие Грааль, находят хранилище чаш, но их ждёт неудача: они избирают богато украшенные чаши, и те вместо спасения убивают их. Что же герой фильма, безупречный, хоть и грешный, но всё-таки начитанный американский профессор Индиана Джонс? Он берёт в руки обычную деревянную чашу, угадывая в ней подлинный Грааль («Это – чаша Плотника!» - восклицает он), и оказывается правым, и излечивает каплями Вечных Вод умирающего отца.
О, гитлеровцы, о, презренные материалисты, а если и мистики, то самые примитивные! Они поступают с Граалем точно так же, как их предки-крестоносцы поступили с Константинополем в 1204-м году, то ли приняв его за Иерусалим и ограбив, то ли ограбив просто потому, что Второй Рим вызывал у них своей пышностью лютую досаду и злость. За семьсот лет до гитлеровцев – та же самая неудача, служение не Богу, но Маммоне. Чахлые королевства крестоносцев в Святой Земле просуществовали недолго: если учесть, что первый крестовый поход объявлен папой Урбаном Вторым в 1096-м году, то последнее государство крестоносцев на Востоке, Иерусалимское королевство, пало в 1291-м году, то есть, суммарно продлилось оно всего два века. А Третий Рейх и того меньше – всего двенадцать лет. А Советская власть – 74 года. Но дольше всех из государств Маммоны существуют Соединённые Штаты Америки, ограбившие американских индейцев-аборигенов. Может быть, мы станем свидетелями крушения этой новой мировой империи, а может, и не станем - в зависимости от высоты веры.
***
Традиция захвата материальных ценностей под видом духовных у Запада в крови: он, Запад, пребывает в особом духовном пространстве, где одним из опорных принципов является убежденность в том, что некий предмет (артефакт) может приносить счастье или горе, изменять судьбу.
Такова – пропитана средневеково мифологической схоластикой – трилогия Толкиена о Волшебном Кольце, якобы меняющем судьбы мира. В русской сказке о Кощее Бессмертном жизненная сила злодея так же пребывает в игле, которая в яйце, которое в утке, и так далее, но акцента на иглу в сказке никакого не сделано: перед нами – путешествие героя, его борьба, его отвага.
Какое же это дикарство, считать, что можно стяжать нечто духовное в виде некоего предмета, охотясь на него как на львов или носорогов во время африканского сафари! Примитивные мистики-гитлеровцы искали и Копьё Судьбы (по преданию – римского легионера, поразившее Христа на кресте), и загадочную Шамбалу на Тибете, и ничего не нашли, и погибли, и были прокляты.
***
По настроению своему большевики были изрядными модернистами и западниками с самого начала – достаточно вспомнить, что в действиях своих они руководствовались Манифестом Коммунистической партии Карла Маркса, и выступали передовым отрядом безбожия. Изымая церковные ценности, новые хозяева повели себя как оккупанты в собственной стране, и, конечно, как примитивные мистики и сугубые материалисты. Они попробовали отнять у Церкви то, что в ценностном выражении стоило в пять или десять раз меньше, чем в абсолютном.
Сам факт переплавки изделий из цветных металлов на металлический лом говорит о том, что они не понимали сущности церковной утвари. Она символична! Её стоимость определяется духовным напряжением сотен тысяч людей, напряжением их веры и ничем иным. Россия при ограблении Церкви в двадцатом веке выступила типичным Константинополем. В поздние годы после революции было опробовано и подтверждено бессчётные тысячи раз: причащаться можно и водой, если нет вина, но нельзя причащаться, если нет веры, потому что тогда причастие не окажет воздействия на душу, реагирующую на него автоматически или вообще не реагирующую.
Душа человеческая вечно на распутье, и вечны перед ней два пути – Бога и Маммоны. Избравшие путь Маммоны большевики обманулись. Избери они дух, то сказали бы людям, что Христос как был с нищими, так и пребывает с ними, как это понял первоначально и открыл в поэме «Двенадцать» Александр Блок. Избери большевики путь адского искажения Христа, они бы непременно попытались настроить Его против богатых, сказав, что те извращены и не веруют, и уже Именем Христовым послали бы тогда бедных потрошить их пожитки. Кажется, сам Господь не дал им совершить подобное, потому что был ни с богатыми, ни с бедными, а только с теми, кто остался чист в духе своём.
Что было бы сложного в разрешении от уз голода, пребывай с ними Христос? Объяви большевики народный и церковный сбор, могли бы тогда располагать суммой в десятки раз большей, чем та, что они собрали, и любовью народной, и верой в свою праведность, и царство их продлилось бы дольше иных царств.
Да только вот закон любви гласит, что награбленное никогда не идёт впрок, а хуже всего им казалось действовать об руку с Церковью, потому что ее авторитет лишь поднялся бы. Но он поднялся и так – в результате ограбления Церкви, когда она стала гонимой, и верные ей упрочились в грядущем страдании за веру.
***
Нет и не может быть Грааля, кроме человеческого сердца, в котором горит вера.
Граалем русским назвать можно исключительно сердце, полное веры, его средоточие, то есть, саму святость. И никакому конквистадору с алчным взором не добраться до Эльдорадо, и никакому крестоносцу не схватить его и не упрятать в мешок, и никакой гитлеровец не способен положить его в долгий ящик и увезти в мрачный замок на потеху таким же, как он сам.
Кто ищет Грааль праведно, тот обязательно находит его, но вовсе не в пространстве географическом или историческом. Грааль – внутри каждого из нас, и путь к нему занимает весь наш век, и порой мы не достигаем его по страху своему или по ленности.
Грааль бесплотен.
Сокровища Церкви – в народной любви к ней и ко Христу.
Вынуть этот стержень из людей, украсть русский Грааль и получить от него жизнь вечную большевики не смогли. Но за стремление к совершенству хотя бы материальному им была дана милость накормить народ уже после, насытить его и вновь обратить его взоры к небу. И потому в людях почти уже не остаётся мутной злобы к тем, кто в ослеплении убивал и издевался над верой. Потому что пути Промысла не дано знать никому, кроме Того, кто сам есть Промысел. Кто сам есть Путь.
Сергей Арутюнов