Чему поучает нас осень?
Фото: сайт ПСТГУ

Представляем вниманию читателей ранее не переиздававшуюся статью святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России. Она была написана в бытность им архимандритом Холмской духовной семинарии, что на территории современной Польши, и опубликована в журнале «Беседа», который издавался в Варшаве. Публикацию подготовила старший научный сотрудник отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ХХ века ПСТГУ Наталия Александровна Кривошеева


Как привлекателен был летом вид природы! Как роскошно было убранство ее! Но где теперь все это богатство и этот пленительный вид? Несколько дождливых и холодных ночей все переменили. Прошло красное лето; настала скучная осень. Дни убавились, а ночи сделались длиннее, деревья обнажились; не зеленеет трава на лугу, не пестреют цветы на полях, не поют вольные пташки в лесах. Только буйные ветры разгуливают, да дожди размывают землю и грязью покрывают дороги.

Не видно и поселян на работах: не косят травы они, – трава уже в сараях; не жнут хлеба, – он уже в амбарах, не ухаживают за овощами, – они уже в погребах. Все сделано, все прибрано. Остается отдохнуть от долгих, тяжелых трудов. Пора уже вкусить от них плодов.

Добрый поселянин! Быть может, Господь приведет и тебе дожить до старости, а она – то же, что осень. Исчезнет тогда твоя сила, поблекнет красота. Здоровье оставит тебя; заноют кости, и задрожат члены твои: ослабнут руки, подогнутся ноги, наклонится к земле стан твой, теперь прямой. Не в службу тогда, а в тягость будешь ты ближнему. Спеши же, пока есть силы и здоровье у тебя, спеши убираться со своими делами, спеши потрудиться на пользу души своей. Придет твоя осень – болезненная старость, – не воротишь ясных дней, опоздаешь со своими делами. И рад бы ты сходить в храм Божий постоять на молитве, да ноги не служат тебе; и хотел бы пособить брату твоему, да нет сил у тебя! Ведь ты не откладывал до осени летних работ; не откладывай же до старости добрых дел: чего в юности не соберешь, того и в старости не найдешь.

Старайся заранее приобресть себе добрыми делами надежнейший кров и верных друзей. Пока ты находишься в силах, молод и здоров, у тебя есть и имущество, и знакомства, тебя почитают на селе, тебе не худо живется, – жизнь твоя течет не без удовольствий. Но не полагайся на все это: не прочно оно. С летами все это может пройти и отпасть, – и человек останется как осеннее дерево, которое каждый день теряет свои листья. Об этом разительно напоминает нам каждая осень; напоминает для того, чтобы мы пользовались удовольствиями и благами этой жизни так, как пользуемся в летнее время цветами, плодами и тенью древесною. Мы с удовольствием успокаиваемся под этою тенью и срываем плоды, висящие над нашей головой. Но как безрассуден был бы тот, кто, понадеявшись на множество плодов, решился бы в этой тени поселиться навсегда, в надежде иметь постоянно готовую пищу над своей головой! Первая осень своею суровостью образумила бы его. Столь же безрассуден и тот, кто захотел бы остаться навсегда под сенью благ мира сего: сень эта исчезнет подобно древесной тени. И кто к осени не приготовил себе пищи, одежды и теплого крова, тот должен, терпеть голод и холод зимой. Так точно будет терпеть в душе жестокий голод и холод тот, кто в зрелые годы своей жизни не запасется любовью к Богу и ближним, святыми мыслями, чувствами и добрыми делами.

Итак, пока есть время и сила, будем запасаться этим сокровищем, которое никогда не ветшает и не пропадает. Тогда и старость не будет тягостна для нас.

Архим[андрит] Т[ихон]. Беседа. 1893. № 20. С. 229–230.