Новый год Колюшки

Автор: Елена Нестерина Все новинки

Честный разговор с православными издателями

Честный разговор с православными издателями
Всего за три дня до Нового года повидаться с главой Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополитом Климентом пришло столько людей, скольких ожидать в предновогодней суете было никак нельзя. Не все уместились за столами в центре актового зала, некоторые скромно присели у стены.

Разговор и впрямь ожидался большой – о продвижении православной литературы в информационном пространстве, и надежды пришедших услышать последние новости и высказать свои чаяния полностью оправдались.

Митрополит Климент и его помощник, иеромонах Макарий (Комогоров) как можно боле подробно рассказали о совершенно новом церковном начинании – институте епархиальных ответственных за развитие книгораспространения. Отныне, по воле Святейшего патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, в каждой епархии назначено особое лицо, призванное «снимать показания» по обороту книжной торговле в епархии, а также проверять, не реализуются ли в церковных лавках книги без грифа Издательского совета, то есть, не одобренные Русской Православной Церковью и представляющие собой не просто не канонические, а порой и еретические произведения.

Подобные меры, без всякого преувеличения, должны изменить лицо церковной книжной торговли – очистить её от «контрафакта», когда под видом православной литературы в продажу поступают образчики примитивного магизма и мистицизма, не имеющие никакого отношения к Православию. Правда, таких, с позволения сказать, пособий выявляется всё меньше: издатели с репутацией уже давно так не рискуют, а те, что живут без репутации, на мгновенные прибыли тоже рассчитывать не могут. И всё равно – неканоническая литература наносит столько вреда, что поневоле является заботой всей Церкви.

Проверки уже прошли, судя по информации, поступающей в Совет, в двадцати четырёх епархиях. Абсолютный лидер на сегодня – Иваново-Вознесенская епархия, ответственный которой успел лично навестить и проверить книжный ассортимент в 41 (!) православном книжном магазине.

Однако не проверками едиными будет жива церковная книготорговля, и в Издательском Совете это прекрасно понимают. Вопрос, отметил митрополит Климент, состоит в качественном представлении изданий читателю: высокого уровня информации о новинках до сих пор остро не хватает, несмотря, казалось бы, на видимое обилие сайтов, их рекламирующих.

- Мы часто сталкиваемся с такой картиной: заходишь на сайт издательства, где должны содержаться рассуждения о книгах, какие-то тематические обзоры, репортажи, отзывы, а зачастую видишь обычный интернет-магазин, содержащий минимальные выходные данные книги: количество страниц, вес, - посетовал митрополит Климент.

Конечно же, нужно не просто издать книгу, но обеспечить её качественным сопровождением в виде живо откликающихся на авторский труд рецензий, создать «критическую массу» которых могут лишь профессиональные критики и публицисты. Инструментом придания соответствующего звучания книгам может и должен выступить портал «Правчтение», созданный Издательским советом.

Портал, по словам его главного редактора Сергея Арутюнова, помимо художественного рецензирования новинок православной литературы, реализует два значимых проекта – видео-интервьюирование писателей и поэтов круга Патриаршей литературной премии на youtube-канале KNIGA.TV («Человек и книга»), а также большие текстовые интервью с ведущими издателями православной литературы. В первые месяцы наступающего года их будет опубликовано не менее двадцати пяти. Портал «Правчтение»

готов сотрудничать с православными издателями в сфере представления новинок широкой читательской аудитории.

- Мы можем помочь издательствам, организуя такие представления сразу на двух площадках – Читательского клуба на Погодинской и в ведущего столичного книжного магазина «Библио-Глобус», - предложил Сергей Арутюнов.

Работы издательства с блогерами, «агентами по распространению в Интернете», коснулся помощник Председателя Совета историк, писатель Дмитрий Володихин. Он сущностно проанализировал возможности издательств: основной упор в социальнызх сетях следует делать на такие, как Вконтакте, Instagramm, Facebook и «Одноклассники», именно там постоянно следит за своими «лентами» подавляющее число пользователей российского сегмента глобальной сети.

- Популярность так называемого «Живого Журнала» (livejournal.com), в обеспечение активности отечественной части которого было когда-то столько вложено, на нуле. Пользователи практически ушли с ресурса. Чем вызван такой уход, громоздкостью интерфейса или другими причинами, разговор отдельный, - подытожил Д. Володихин.

По его мнению, среди «топовых» блогеров, если уж издательство решилось использовать подобный инструментарий, следует искать людей действительно верующих, не требующих фантастических сумм за свои статьи.

Определённый скепсис на сей счёт высказал глава издательства «Символик» Станислав Можей.

- Видите ли, в чём сложность… оценить, высокооплачиваемый насколько маркетинговый специалист может окупать свою зарплату, может лишь такой же высокооплачиваемый специалист. Поэтому положительный опыт наш в этой области только формируется, несмотря на то, что мы работаем уже долгое время. Нашему специалисту понадобилось даже изучить технический английский, чтобы прочесть описания некоторых программных продуктов, призванных обеспечить успешность компании. Мы только нащупываем верные пути, и не видим панацеи в топ-блогерах. Проблема распространения информации о своих новинках – системная, и каждое издательство должно решать её, используя все имеющиеся внутренние возможности, - признался С. Можей.

Дмитрий Володихин возразил, что малому издательству с малым же бюджетом практически невозможно вкладывать заметные суммы в глубокий маркетинг продукции, а его рекомендации относятся как раз к малым издательствам.

- Отчего бы не издать, наконец, учебник «Основы маркетинга православной литературы»? – поинтересовался с места один из издателей. – Вот было бы популярное пособие! Опыт накоплен, случаи описаны… За чем же дело стало?

- Дело стало за тем, что ни одна успешная история в распространении православной книги не может быть наложена на историю распространения другой. Все успешные, как и не успешные случаи предельно индивидуальны, - пояснил С. Можей.

Встреча завершилась лишь через почти три часа против двух запланированных. В завершение её руководитель Российской книжной палаты Елена Ногина и её заместитель Константин Антипов предложили Издательскому Совету оригинальный совместный проект – библиографический онлайн-ресурс о новинках православной литературы, используя который, можно практически мгновенно узнать о книгах, изданных за определённый период.

Есть, над чем подумать!