Читаем в пост. О любви к врагам, семейной гармонии и плодах нравственной жизни

Читаем в пост. О любви к врагам, семейной гармонии и плодах нравственной жизни

Святослав Можей, основатель и исполнительный директор издательства православной литературы «Символик».

Не открою никакого секрета, если скажу, что все мы чересчур много суетимся, поэтому нам так трудно выкроить время, чтобы прочитать что-то спокойно и вдумчиво. Но если даже Великим постом мы не сумеем приостановить бег наших повседневных дел и не заставим себя вчитаться в какие-то важные слова, способные расшевелить нашу душу, запустить в нас процесс изменения, - то, пожалуй, грош нам цена как христианам. Остается, впрочем, еще выбрать, что читать. Есть три книги, которые я стараюсь регулярно перечитывать и искренне рекомендую всем своим знакомым.

Первая – «Старец Силуан» иеромонаха Софрония (Сахарова), воспоминания о преподобном Силуане Афонском (Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2015). Она говорит о самом главном, что православному христианину нужно стяжать в своей жизни, к чему ему дóлжно стремиться: о любви, смирении, молитве. Причем – о настоящей любви, о настоящем смирении, о молитве такой силы, которая на самом деле достигает Бога. Что значит – на самом деле? А вот читаешь эту книгу и видишь, как в жизни старца Силуана это все проявляется, живет и действует.

Например, молился он практически постоянно: спал урывками, остальное время отдавал молитве. А любовь и смирение называл главными критериями истины в Церкви. Причем не просто любовь, а – «Христову любовь к врагам». Отец Силуан постоянно подчеркивает, что главное – любовь, что она должна быть настолько безграничной, чтобы захватывать в себя даже врагов.

На Афоне, где подвизался преподобный, много старцев, но очень трудно разобраться, какие от Бога, а какие находятся в прелести. Всë похоже, всё вроде бы есть у всех – вплоть до даров чудотворения. Как же проверить, не в прелести ли старец? Прп. Силуан называет очень четкий ориентир – та самая любовь к врагам. Если человек от Бога, то он проявляет любовь ко всем: и к праведникам, и к грешникам, и к самым врагам. Если есть такая любовь – значит, человек благодатный.

Пробегаешь глазами строчки – и ощущаешь почти физически благодать Божию и силу, которая скрыта в них. И успокаиваешься. «Кто носит в себе хотя бы малую благодать, тот с радостью подчиняется всякому начальству. Он знает, что Бог управляет и небом, и землею, и преисподнею, и им самим, и его делами, и всем, что есть в мiре, - и потому всегда бывает покоен». «Всеми силами просите у Господа смирения и братской любви, ибо за любовь к брату туне дает Господь благодать Свою».

Есть и другие мысли и фразы, которые на протяжении книги повторяются по несколько раз. Это вещи, которые нам нужно знать наизусть, и не просто знать, а учиться ими жить.

Высказывания преподобного о добре и зле поразительно точны. Зло, говорит старец Силуан, приходит в этот мир хитрым образом – облекаясь в добро, так, чтобы его было трудно распознать. Какой-то один нюанс, одна червоточинка, одна капля зла вкрапляется в добро – и всё портит. Оказывается, только ради того, чтобы эту каплю зла принести в мир, и нужна вся эта оболочка добра. Я не раз замечал эту закономерность даже на примере некоторых православных деятелей, которые стремятся добиваться каких-то целей, по-видимому добрых, любыми средствами.

В наши дни это уже испытанная технология: толерантность к тому или иному греховному действию окружается множеством «плюсов»: какие проблемы это действие решает, зачем это нужно. А зло, которое гнездится в сердцевине, нивелируется, даже не упоминается. Очень важно помнить, что настоящее добро – это всегда только добро, без всяких оговорок.

Эту книгу я бы назвал «плачем о Боге». Слышал, что ее называют еще «Псалтирью преподобного Силуана Афонского», наподобие Псалтири царя Давида. И действительно, похоже: «Память о Тебе греет душу мою, и ни в чем не находит она покоя на земле, кроме Тебя, и потом ищу Тебя слезно, и снова теряю, и снова желает мой ум насладиться Тобой». «Молитва горделивых неугодна Господу».

Полнота любви к Богу в Духе Святом, выраженная в словах, – вот что эта за книга! Поэтому человек абсолютно невоцерковленный ее, скорее всего, не воспримет: в человеке должен гореть «огонек», он должен уже поставить ногу на ступеньку лестницы, ведущей ввысь, должен быть в пути. Если он никуда не собирается, то эту книгу может и не понять.

155e81aa70b8d2a5560a16164bdf7ad5.png

Другая книга, которую я перечитываю и всем советую, - это собрание творений прп. Паисия Святогорца в нескольких томах. В частности, том «Семейная жизнь» (М.: Орфограф, 2016). Пожалуй, это одна из лучших книг о семье из всего, что я читал, с очень неожиданными сравнениями, мыслями и наблюдениями. Читаешь – и понимаешь, что мы совсем разучились учитывать Божий промысел, строим свои расчеты – а о Боге забыли. И с рождением детей это происходит, и с их воспитанием. Старец Паисий, например, говорит: обязательно нужно стараться, чтобы младшие дети в семье уважали не только родителей, но и старших братьев и сестер. В семье, где он рос, было восемь детей, и отец постоянно призывал младших слушаться старшего брата. Еще прп. Паисий часто говорит об отношениях мужа и жены: они должны быть самыми главными людьми друг для друга, у них должно быть огромное взаимное уважение и любовь – сначала друг к другу, и только потом к собственным родителям. Это такие советы, которым должен следовать каждый человек, у которого есть семья и дети.

И третья книга – «Цветы и плоды нашей жизни», переизданная совсем недавно нашим издательством «Символик». Это сборник изречений и мыслей святых отцов и современных священников и архиереев о нравственности. Если прочитывать каждый день по одному высказыванию и пытаться прожить день, ориентируясь на сказанное, то пост точно не пройдет впустую. Вот, к примеру, протоиерей Валериан Кречетов вспоминает слова преподобного Серафима Саровского, как-то раз сказавшего, что ближе всех к Богу в его монастыре повар: характер у него от природы скверный, вспыльчивый, мог бы и убить – а он сидит себе на кухне, может, и в дурном настроении, но только кастрюлями гремит. Прочтешь этот абзац – и уже не станешь осуждать какого-то человека, который на тебя в автобусе недобро посмотрел или на эскалаторе задел, проходя мимо. Не убил – и на том спасибо.