Слово на круглом столе «Образ семьи в русской литературе: от классики до наших дней»
Сердечно приветствую всех участников Круглого стола, который проходит в рамках Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации. В нашей работе принимают участие писатели, и в том числе лауреаты Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольный Кирилла и Мефодия. Тема сегодня очень важная, – как представлена семья, в том числе и многодетная, в русской литературе. Почему эта тема сегодня актуальна? Потому что книга, несмотря на развитие киноиндустрии и интернета, остается влиятельной в формировании внутреннего человека. Многое в своей жизни мы заимствуем из прочитанного.
Нашу родную русскую словесность мы знаем как словесность изначально христианскую. Собственно, книжная культура и зародилась в нашем отечестве с принятием христианства, и несла читателю евангельский взгляд на жизнь. Грех назывался грехом, порок – пороком. Милосердие к грешнику, к человеку слабому, поддавшемуся искушению, не означало принятия и оправдания греха, а было проявлением евангельской любви.
Светская художественная литература получила распространение с петровских времен, т.е. через несколько веков существования на нашей земле христианских произведений.
Лучшие образцы нашей литературы, русская классика – великое достижение, которое нужно беречь, изучать и осмысливать. Русская литература пробуждала и пробуждает в людях добрые чувства, она всегда призывала к милосердию, заставляла размышлять о вечном, учила быть лучше, добрее, мудрее, человечнее.
Наша родная литература дала нам примеры семьи. Каким-то из них хочется подражать, какие-то вызывают ужас, какие-то – сочувствие. Некоторые заставляют читателей задуматься и проанализировать свою жизнь, свои ошибки, потому что описанные образы семей оказываются очень близкими к реальным. Я намеренно не привожу конкретных названий литературных источников, потому что уверен, что во время нашей сегодняшней встречи участники круглого стола будут говорить о таких произведениях, и мы услышим и проанализируем самые разные примеры.
Благодаря русской классике читатель вспоминает о ценности семьи, задумывается об истинной любви и верности. Тема отцов и детей во всех ее проявлениях также встает перед читателем, вызывая новые размышления.
Сегодня в светской художественной литературе есть нечто, что вызывает сожаление. Это слишком свободное отношение к семье и семейным ценностям. Порой современная художественная литература – подчеркну, даже очень достойная, сильная в художественном отношении, – романтизирует, приукрашивает грех, изображает его привлекательным. И так уж повелось, что чаще всего романтично и красиво изображается грех против семьи.
Я считаю важным уточнить, что вовсе не имею в виду, что русская литература не должна была касаться сложностей в жизни семьи, не рассказывать об изменах, искушениях, проблемах, взаимном непонимании. Во все времена литература ставила и ставит разные проблемы, в том числе острые, и речь не о том, что этого делать не нужно. Важно другое, – как именно об этом говорить, писать, в каком ключе представлять сложности в семейных отношениях.
Опасность в том, что раз за разом на страницах книг, в том числе книг по-настоящему сильных в художественном отношении, красиво и романтично представляются измены, блуд, корыстолюбие и другие подобные грехи. К сожалению, поиски героями удовольствий, результатом которых оказывается разрушение семьи и отвержение близких, нередко оцениваются авторами положительно, а причины такого поведения характеризуются как «высокие». Оправдания измен, прелюбодеяния, блуда, преступного невнимания к близким, увы, на страницах художественной литературы тоже предостаточно. Литература должна развивать в человеке любовь к добру, прекрасному, а подобные произведения культивируют грех, а «грех есть беззаконие» (1Ин. 3,4)
Грех изображается так красиво, так романтично, что читатель может и забыть, что это именно грех. Описывается не борьба с искушением, не слабость, которой надо противостоять, а «красивая история любви». Изображается не трагизм разрушения семьи, не жизненная трагедия всех, кого это коснулось, а «красивые чувства» людей, которые, если называть все своими именами, как раз и совершают грех... Как будто людьми вообще забыто слово «долг», а во главу угла ставятся обманчивые, переменчивые чувства.
В современной литературе, как и в кинематографе, все это получило огромное распространение. Порой кажется, что авторы книг или создатели фильмов с красивыми историями измен, блуда, с бесконечной сменой партнеров и т.п. никогда не слышали самого слова «грех». Их взгляд на жизнь слишком поверхностный и в их системе ценностей вообще нет такого понятия. Но грех остается грехом, как его ни называй, и красивым он быть не может, а последствия его всегда трагичны. Подчеркну: если такие последствия не стали заметными сразу, это вовсе не означает, что их нет и не будет. Они есть и обязательно проявятся.
Не менее странно и неприятно читать произведения авторов, которые вроде бы знают и даже используют слово «грех», знакомы с христианской жизнью и христианскими нормами поведения, но при этом на страницах своих книг, статей, в своих фильмах и программах готовы показать грехи против семьи вовсе и не как грехи, а как что-то красивое и романтичное.
Подчеркну: я далек от того, чтобы обвинять всю светскую художественную литературу и вообще все искусство в потворстве греху, в романтизации и «украшательстве» греха, в вольном или невольном его воспевании. Есть немало произведений, где такого нет вовсе. Ярчайший пример – «Капитанская дочка» Александра Сергеевича Пушкина.
Я обозначил только одну из тенденций, но тенденцию очень тревожную.
Прошу вас, уважаемые участники встречи, поделиться своими мыслями о том, как в нашей родной словесности представлена семья. Мы намеренно предложили такую широкую тему и довольно общие вопросы, чтобы каждый участник «круглого стола» мог говорить о том, что ему кажется особенно важным, интересным или парадоксальным.
Делитесь размышлениями и выводами, выносите вопросы и проблемы на обсуждение. За этим столом собрались люди пишущие, поэтому прошу вас также делиться своими творческими находками, творческим и жизненным опытом в данной сфере.
Митрополит Калужский и Боровский Климент,
Председатель Издательского совета Русской Православной Церкви
27 февраля 2020 года