«Днесь вод освящается естество…»

«Днесь вод освящается естество…»

В настоящий момент русские православные христиане находятся в ожидании праздника Крещения Господня, или Богоявления. Много богослужебных традиций связано с празднованием этого торжества, однако центральным священнодействием является великое водоосвящение («водоосвящение» – греч. ἁγιασμὸς (τῶν ὑδάτων); лат. aquae benedictio).

Также хорошо известно, что с первых веков христианства ритуал водоосвящения является неотъемлемой частью чинопоследования таинства Крещения, таинства вхождения в Церковь Христову. Еще почитаемый священномученик Киприан Карфагенский в одном из своих писем свидетельствовал о ритуале водоосвящения, необходимом для совершения таинства Крещения. В литургическом сознании древних христиан вода ассоциировалась с очищением и подаянием жизненных сил, и впоследствии она стала употребляться не только в таинстве Крещения, но и в других священных обрядах (окропления, освящения и пр.).

В литургическом сознании древних христиан вода ассоциировалась с очищением и подаянием жизненных сил

Первые известные формулы водоосвящения содержатся в Евхологии (служебнике) епископа Серапиона (литургическая практика египетских христиан III–IV вв.) и сирийском памятнике «Апостольские постановления» (ок. 400 г.). Древневизантийский чин водоосвящения сохранил уникальные по своим поэтическим достоинствам и глубине богословского содержания древние молитвы призывания Святого Духа на крещальные воды.

В XI веке массовое таинство Крещение совершал сам Вселенский Патриарх в соборе Святой Софии в Константинополе пять раз в год, один раз вечером и четыре раза утром: в Великую Субботу: между вечерней и Литургией святителя Василия в большом баптистерии или крещальне; в день Пятидесятницы: после утрени в малом баптистерии; в день Богоявления: после утрени, вероятно, в большом баптистерии; в Лазареву субботу: после утрени в малом баптистерии; в Великую Субботу после утрени в малом баптистерии. Литургическая традиция крестить в праздник Крещения Господня сказалась на том, что молитва призывания Святого Духа на крещальные воды вошла в чин великого водоосвящения, совершаемого в этот праздник.

Можно было бы задать себе вопрос: в какую из этих дат более богословски верно совершать таинство Крещения: на Пасху или на Богоявление? Пасха, конечно, подходит, поскольку, по апостолу Павлу (см.: Рим. 6: 4), крещаемый умирает и воскресает со Христом; но в Крещении крещаемый точнее подражает примеру Самого Спасителя, явленному в день Богоявления. В древности, до времен святителя Иоанна Златоуста и путешествия Эгерии, то есть до IV века, Рождество и Крещение Христа праздновались вместе 6 января, и этот день назывался Богоявлением. Западный Рождественский пост Adventus (4 недели в Риме, 6 в Милане и Испании) можно даже считать периодом катехумената (оглашения) перед богоявленским Крещением. В этом случае Крещение значит то новое рождение, о котором Спаситель говорит в разговоре с учеником Никодимом (см.: Ин. 3: 5).

В Крещении крещаемый подражает примеру Самого Спасителя

Когда сегодня обращаются к традициям православного празднования Крещения Господня, чаще всего фокусируются на описании многих интересных моментов: крестные ходы «на иордань», целебные свойства богоявленской воды и др. Нам хотелось бы обратиться к духовно возвышенным и глубоким по своему содержанию молитвам, которые возглашают священнослужители во время великого водоосвящения.

Напомним, что чинопоследование великого водоосвящения каждый год совершается дважды: в Крещенский Сочельник и в сам праздник Крещения Господня в конце Литургии, после заамвонной молитвы. Чин открывается торжественным пением специальных праздничных стихир. Затем прочитываются связанные с содержанием праздника и имеющие прообразовательное значение ветхозаветные паремии и новозаветные зачала, имеющие библейские аллюзии на христианское таинство Крещения (Первое послание к Коринфянам) и отражающие канву исторического события Богоявления (фрагмент из Евангелия от Марка). Далее диаконом торжественно возглашается мирная ектения со специальными крещенскими прошениями, отражающими духовные свойства богоявленской воды. Во время чтения диаконом ектении предстоятель тайно произносит приготовительную молитву священника. Эта проникнутая покаянными и богословскими смыслами молитва, читаемая тайно, является неким приготовительным обращением к Господу служащего иерея или архиерея.

По окончании мирной ектении священнослужитель торжественно зачитывает центральную молитву водоосвящения «Велий еси Господи и чудна дела твоя …». Ее можно разделить на две главные части: первая часть, самая древняя, читается для освящения воды во время таинства Крещения, а также для освящения воды в праздник Богоявления, вторая часть – особенная для каждого случая, является неким их дополнением.

Первая часть молитвы принадлежит дохалкидонской эпохе (начало V века), так как она находится в употреблении в разных невизантийских Церквях Востока: ее используют при освящении богоявленской воды антиохийцы, копты, эфиопы и армяне. Эта первая часть молитвы сама по себе является полной молитвой, состоящей, по подобию классических евхаристических анафор (основные молитвы Литургии), из трех разделов и, даже можно сказать, из трех почти самостоятельных молитв. Как мы заметим, на протяжении всей молитвы знаковой является тема призывания Святого Духа на водное естество.

На протяжении всей молитвы знаковой является тема призывания Святого Духа на водное естество

Первый раздел молитвы «Велий еси Господи…» является хвалением за творение и кончается словами «…многоочитии Херувими и шестокрилатии Серафими, окрест стояще и облетающе, страхом неприступныя славы Твоея покрываются», как и Евхаристическая анафора, указывает на ангельское славословие на небесах. Копты и эфиопы в этом месте поют: «Свят, свят, свят...», как на Литургии. Второй раздел молитвы начинается словами «Ты бо Бог сый неописанный…». Это хваление за спасение человечества. Иногда оно адресуется Богу Отцу, а иногда прямо Христу. Третий раздел «Ты убо, человеколюбче Царю, прииди и ныне…» – настоящая эпиклеза: наитие Святого Духа должно изменить природу воды. Вероятно, богоявленская вода в древности предназначалась для таинства Крещения. Хотя о самом Крещении нигде в молитве прямо не говорится, но оно подразумевается, когда произносится прошение о том, чтобы освященная вода имела «благодать избавления, благословение Иорданово» и стала «нетления источником».

Вторую часть молитвы великого водоосвящения с малым вступлением «Сам и ныне, Владыко…», которое является продолжением первой части, можно считать независимой молитвой, составленной из двух разделов: памятного хваления за Божие благодеяния через воду (библейское богословие) и эпиклезы (призывания Святого Духа) для блага употребляющих богоявленскую воду.

Затем предстоятель крестообразно погружает крест в воду и вместе с сослужащими запевает начало тропаря: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи». Далее настоятель кропит водою на все четыре стороны, при большом стечении народа кропит людей «многажды, дондеже освятятся вся братия водным кроплением» и поет тропарь праздника столько раз, сколько необходимо.

Богоявленскую воду с просфорой традиционно принимают утром натощак. Эта благочестивая традиция, распространенная среди мирян, уходит корнями в христианское Средневековье. До середины XVII века на Руси был распространен чин причащения богоявленской водой. Такая примечательная традиция в действительности восходит к византийской обрядности, а именно к покаянной практике византийцев, отлученных от Святого Причастия, когда богоявленская вода принималась ими в качестве духовного утешения. Еще с ранних времен христиане отмечали особые качества богоявленской воды. Так святые Иоанн Златоуст и Епифаний Кипрский писали о ее необычайной свежести – богоявленскую воду можно пить на протяжении всего года.

Иерей Антоний Русакевич/Сайт Сретенского монастыря