Сказки существуют ещё и затем, чтобы мы лучше понимали своё место в жизни. Они помогают каждому расти тем, кем он должен быть. Снусмумриком ли, Муми-троллем или Муми-мамой, а, быть может, Малышкой Мю.
Сказки помогают нам радоваться тому, что Небо задумало о нас, и не стыдиться этого, не стыдиться не идти за изменчивой модой.
Для того, чтобы быть тем, кем ты должен быть, нужен труд. Сказка помогает отнестись к этому труду с радостью, с предвкушением грядущей награды.
Мир муми-троллей, - это напоминание всем нам о том, что наша семья, если только мы постараемся, может быть для нас и наших друзей настоящим раем на земле и блаженством жить.
В доме муми-троллей никто не пытается владеть другими. Наоборот, тут каждый не мешает остальным раскрываться и расти не похожей на него, а его собственной красотой.
Мы стремимся в мир муми-троллей потому, что нас вообще тянет туда, где люди нужны друг другу.
Книги о муми-троллях говорят, что мир будет интересен человеку на всяком месте, где он только живёт, для того, чтобы умножать красоту.
Мы воспринимаем долину муми-троллей как свою родину, как окно в настоящесть, которая бывает лишь там, откуда изгнаны страсти и эгоизм. Потому, если мы только стараемся, то для наших друзей такой долиной муми-троллей может стать наше сердце и дружба с нами.
Туве Янссон говорила: «Иногда все, что нужно сделать, чтобы успокоить кого-то, это напомнить, что вы рядом». Именно это и делает с нами Бог — в трудную минуту, когда мы не видим выхода, он напоминает нам, что Он — рядом. И через что бы Он ни принёс нам это напоминание: через книгу, молитву, слова близкого человека или ещё что другое, во всём этом виднеется Он — Великий сказочник мира, направляющий сюжеты наших жизней к доброму концу, который (и так положено в сказке) наступает в конце, а не в середине истории.
Мир муми-троллей — это мир подлинных человеческих отношений. Таких, как если бы люди всюду жили трепетно и благодарно, вслушиваясь в то, как Святой Дух ведёт их к любви. И, если для средневековых менестрелей любовь — это героические действия для любимой, то Янссон, будучи женщиной, знает важность малых дел для радости близкого человека.
Однажды к Старцу Алексею Мечеву обратилась его духовная дочь с некой, как она выразилась, мелочью. На это Старец отвечал, что если её это беспокоит, то это уже не мелочь. Так и в муми-долине её обитатели могут быть всерьёз обеспокоены пропажей маминой хозяйственной сумки. «Мелочь» скажет кто-то. Но Туве знает, что большая забота складывается из таких мелочей, как приготовить обед или не мешать тому, кто уселся писать мемуары.
В мир муми-троллей хочется возвращаться снова и снова, как в литургию. Потому, что любой, стремящийся к добру, читатель на самом деле мечтает именно об этих отношениях райской открытости, нужности и доверия. Древний авва говорил: «Чистым сделай сердце своё для каждого человека». И эти райские отношения есть жажда добрых сердец, ведь в мире так себя ведут лишь немногие.
Сказки о муми-троллях есть знак того, что эти отношения всё же возможны на земле, хотя здесь нужны вся церковь и весь Бог, чтоб они стали реальностью нашей жизни.
И в этом смысле сказки Янссон больше говорят о божественном, чем какой-нибудь скучный моральный трактат. Это, вообще, свойство великой литературы. Таковы подлинные авторы. Таков, например, и Пушкин, который, как Янссон, больше может поведать о Боге умолчаниями, полными благодати, чем иной священник проповедью, сложенной из высоких, но не прожитых сердцем слов.
Пушкин — это литература в подлинном смысле слова. Он никого нигде не пытается учить. Он далёк от морализаторства. Он являет жизнь как она есть, и читатель видит, что наш мир в основании бытия и есть христианский. Он немного говорит о вере, но христианство со страниц его книг являет себя не как философия и мораль, но онтология и реальность. Видеть мир, каков он есть на самом деле, и видеть его христианским — одно и то же. И великие произведения открывают читателю глаза на эту реальность.
Больше всего человек хочет быть нужным. Об этом — все муми сказки. Здесь даже пускающиеся в путешествие всегда знают — их ждут. Даже холодная Морра здесь «хотела согреться», но не умеет не ранить других, а потому — одна.
И тут Туве гениально указует, что и холодные и колючие люди так же нуждаются в этой нужности, хотя их жизнь и извращена.
Другое важное открытие Янссон — домашняя жизнь не может быть препятствием к тому, чтобы жить высотой и небом. Если только вещи для тебя не имеют продажную ценность. Если только ты твёрдо знаешь, что забота «что есть, что пить и во что одеваться» - пуста, ибо Бог всегда питает всякого, стремящегося к настоящести. Тогда дом для человека становится благословенным, а всякая вещь — подарком, из которого сияет небесный свет.
Доброе сердце хочет жить высотой бытия. Но высота эта проявляется не только в деяниях героя. Носок, зашитый кому-то по дружбе, вовремя поданный ужин, сваренное для близких варение — во всём может таиться Небо и благодать, а потому всякое дело, причастное вечности — радостно. Таковы дела муми-троллей.
В муми-семье нет того, что так часто встречается в людских семьях — подавления воли и добрых желаний другого, доминирования сильного над слабым и всяческого насилия. Если в нашем мире люди всё реже понимают, какой должна быть настоящая семья, то муми-тролли — этот тот чудесный пример, которого так не хватает в жизни. Семья, как она задумана Богом, — это постоянная радостная ответственность за счастье близких людей. Это чуткость к тому, что они думают и переживают. И это со-сердечие, когда все — рядом, даже когда и ходят по одиночке. Такая жизнь возможна, когда человек не ставит на первое место свои удовольствия. Когда умеют уступать друг другу. В такой среде человеку свободно хочется раскрывать свои дары и таланты и умножать красоту именно так, как ему, этому человеку, соприродно. Ведь для кого-то путешествия (как для Снусмумрика) — это то же самое умножение красоты души, для которой важны внешнее одиночество и тишина. Члены муми-семьи всегда умеют подарить друг другу и то, и другое.
Именно потому Наталья Трауберг, после прочтения книг Янссон, говорила, что семья должна быть окном в рай. Именно такой и рисует семью писательница. А поскольку большая часть её читателей росла в семьях с избытком безразличия и угнетения, то такой светлый образ людских отношений станет для них вестью о возможности подлинной красоты в браке, когда каждый свободно радует близких и радуется сам.
Многие думают, что любовь стесняет свободу, но не знают, что лишь только настоящая любовь на свободу не покушается.
Книги Янссон ещё и о том, что смысл невозможно найти ни в каком земном сокровище. Всякая вещь хороша и важна, но драгоценной её делает только знание, что ты необходим на земле. Жители муми-долины имеют такое знание. А потому их семья — окно в рай и чудесная проповедь о том, что возможны среди людей настоящие отношения, когда всё, что мы делаем, так или иначе направлено к радости тех, кто нам дорог. И радости этой никто не отнимет у нас, слишком много страдавших, чтоб воистину обрести её.
Наследник