17 июня на 65-м году земной жизни отошёл ко Господу замечательный православный пастырь и проповедник, автор множества книг, лауреат Патриаршей литературной премии протоиерей Николай Агафонов
«Можно ли священнику подавать руку?» У воцерковленных православных людей как-то не принято: при встрече и на прощание мы обычно берём у священников благословение. Но именно так, ответив на этот вопрос радостно и утвердительно, назвал один из своих многочисленных рассказов протоиерей Николай Агафонов. Рассказ, который, как и многие другие произведения батюшки, посвящён жизни, смерти и... победе над смертью. Словом, самому главному для любого христианина. Да и вообще человека.
Уход из жизни – одна из главных тем во всех мировых религиях. Она страшит своей таинственностью каждого из нас. И только человек, искренне уверовавший в Светлое Христово Воскресение, способен ясно осознать, что в реальности никакой смерти нет. Однако для этой уверенности нужно преодолеть в самом себе очень многое. Кто-то сделал первый шаг к этому, взяв в руки Священное Писание, кто-то, оказавшись в храме, иные же – благодаря художественной прозе православных писателей, в числе которых одним из первых – отошедший вчера ко Господу отец Николай.
Пять лет назад, в 2014-м, батюшка удостоился Патриаршей литературной премии, символизирующей не столько высокую экспертную оценку творчества автора, сколько по-настоящему народную любовь к его произведениям. Отец Николай был именно из таких: его рассказы, повести и романы не исполнены витиеватых полётов богословской мысли, но были очень простыми и жизненными. Впрочем, почему «были»? Вот же они, под рукой: к примеру, книга «Жены-мироносицы», один из самых известных исторических романов отца Николая.
Повествующий о событиях двухтысячелетней давности так, будто это было вчера:
«– А что вам сказал Христос, когда вы Его повстречали? – спросила девочка.
Иоанна погладила девочку по голове и с улыбкой, глядя куда-то вдаль, проговорила:
– Христос сказал нам: "РАДУЙТЕСЬ!"».
«Радуйтесь!» Всегда, даже в самые страшные испытания, одним из которых для нас, всего нашего народа была Великая Отечественная война. Отец Николай – из поколения детей ветеранов этой войны, а потому его рассказы о тех страшных днях были поистине «непридуманными». Как батюшка сам рассказал автору этих строк в одном из наших интервью ещё в 2005-м:
«В своих рассказах я постарался максимально изобразить судьбы простых людей, людей верующих и тех, кто ещё только находится на пути к церковной ограде. Людей разных, противоречивых... Так, например, в рассказе «Разведчик» опытный чекист, работающий в тылу врага, случайно встречает священника, некогда отправленного им на Соловки. Но теперь их объединил общий враг – враг нашего Отечества. И вот коммунист-разведчик приходит к вере в Бога... С другой стороны, в этой войне победил не просто советский солдат, но солдат православный. Ведь большинство воевавших молодых людей вышли родом из русской глубинки, где в 1920-е годы, годы их детства, ещё оставалось достаточно много незакрытых храмов. Да и после закрытия церквей ещё долгое время дух деревенского воспитания оставался православным».
Русский поколенческий разлом проявился уже десятилетия спустя после Великой Отечественной, когда стали уходить в Вечность первые... некрещёные старики. И отец Николай делал всё, чтобы их было меньше: его книги и проповеди привели ко Христу множество людей разных поколений. Повторюсь, «книги и проповеди», ведь батюшка, в первую очередь, был не только писателем, но именно священником, пастырем и проповедником.
За 40 лет своего священнического служения отец Николай служил в разных храмах России: в сельской глубинке и городах Московской и Ленинградской, Пензенской и Саратовской, Волгоградской и Самарской областей. Последними местами его служения стали Тольятти (город, где батюшка в самом начале 1970-х окончил школу) и Самара, где во многом именно силами отца Николая был возведён храм в честь тех самых святых жен-мироносиц, которым посвятил он одну из своих главных книг.
Вот уже несколько лет батюшка сильно болел: страшное слово «онкология». Но до последнего стремился служить Богу, сохраняя ту самую радость, которая является одним из главных заветов Спасителя. А последний день его жизни и сама кончина отца Николая стали поистине Пасхальными, хотя и случилось это на следующий день после Дня Святой Троицы – Пятидесятницы. Вот, как описал этот день друг батюшки – главный редактор самарской православной газеты «Благовест» Антон Жоголев, приведя слова дочери отца Николая Ксении:
«Папа с утра уже был очень слаб. Хотели его соборовать, должны были приехать на соборование сразу несколько священников. А потом уже, после соборования, обязательно причастить. Но он попросил себя облачить, поднялся, сел, и мы поняли: можем и не успеть дождаться соборования. «Я сегодня умру», – сказал он. Тогда его сын, священник Иннокентий, причастил его до соборования. Потом папа сказал: «Теперь соборование...» И отец Иннокентий начал соборование один. Важно было успеть хотя бы раз помазать папу освященным елеем. Это значило бы, в случае его смерти, что таинство соборования всё равно состоялось. Один раз помазал его. Потом стали дожидаться уже выехавших к нам в Белозерки священников. Они приехали, и соборование продолжилось. Мы с мамой с двух сторон поддерживали его на стуле. И вот второй раз помазали его... После этого глаза отца Николая устремились куда-то ввысь. Он видел уже что-то совершенно другое. Потом он два раза улыбнулся, мы это видели по движению его губ. И тихо отошел ко Господу... Это была мирная кончина, о которой молятся все православные. Непостыдная, мирная».
Непостыдная и мирная. Та самая, о которой мы, православные христиане, просим Господа за каждой Божественной литургией. Просим в ожидании Встречи с Ним. Отец Николай уже встретился. Подал ли Он ему Свою руку? При нашей земной жизни мы этого точно не узнаем. Но прочесть рассказ батюшки «Можно ли священнику подавать руку?» – настоятельно рекомендую (не скрою, отец Николай написал его восемь лет назад по моей просьбе). Уверен, он поможет по-христиански взглянуть на смерть, которую наш Господь попрал Своей Крестной Смертью и Своим Воскресением и которая для каждого из нас является «Дорогой домой». К слову, именно так и называется один из сборников рассказов приснопамятного батюшки.
Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему, протоиерею Николаю, и сотвори ему вечную память!
ЦАРЬГРАД