Эпитафия, которая должна стать эпиграфом нового романа

 Эпитафия, которая должна стать эпиграфом нового романа
Фото: Алиса Власова

Директор издательства «Никея» Николай Бреев – о настоящем и будущем православного книгоиздательства.


Мы часто жалуемся на то, что современное поколение «мало читает». Особенно – духовной, или, если выразиться шире, полезной для души литературы. Мы также видим, что вокруг нас – бушующее информационное поле, поле смыслов, идей и концепций, которые часто довольно далеки от христианского мироощущения, но так привлекательны, и так красиво поданы. Упаковка – вся блестит, завлекает. Открываешь – а там пустота. Духовная пустота.

Реклама, тусовки, так называемый «фан»-контент (развлекательный), бессмысленное общение в соцсетях, – все это буквально «растаскивает» наше внимание на кусочки, съедает драгоценное время дня. Активно и агрессивно продвигаются новые форматы медиапотребления, запускаются сотни информационных старт-апов – зачастую без серьезного обоснования их необходимости, важности и полезности. Но в них текут миллиарды долларов, информация о них вкладывается в уши и в руки миллионов потенциальных пользователей. Они «вгрызаются» в наши 24 часа, пытаясь получить долю нашего внимания.

Где во всем этом наш голос, голос православных книгоиздателей? Говорим ли мы о себе, о своих книгах, о важности книжного чтения для созидания глубокой, творческой, разносторонней личности? Заботимся ли мы о том, чтобы люди узнавали о наших книгах? Как можно больше людей узнавало о наших книгах?

Иногда складывается такое ощущение, что нам, православным книжным издателям, все равно. Ну проводит молодежь 70% времени в соцсетях, ну и пусть, что уж тут поделаешь.

А иногда кажется, что мы не верим в свое будущее, в будущее книги. Мы обречены. Зачем вообще дергаться? 

Или мы не ценим важность своей миссии. Или мы настолько скромные, что считаем зазорным говорить о своих книгах – при этом давно привыкли, что наглая реклама какого-нибудь средства от прыщей смотрит на нас из-за каждого угла.


Пора заново обрести ощущение важности своей миссии. Пора понять, почему и в каких ситуациях даже новому поколению книжное чтение будет необходимо

Неважно, что с нами. Пора проснуться. Пора посмотреть, что происходит в широком книжном мире. Увидеть, что никакого трагического заката печатного книжного рынка в мире нет. Что мировые издатели бьются за своего читателя, конкурируют с памперсами, стиральными порошками и пивом за место в потребительской корзине, и успешно. Что в США в 2016 году рынок печатных книг вырос, а не упал. Что американские студенты при подготовке к экзаменам в большинстве своем предпочитают готовиться по печатным книгам. И только в России – падение книжных продаж год от года, только православный издатель говорит: что я могу поделать? рынок падает. 

Но что такое «рынок»? Неужели это не мы с вами? 

Пора заново обрести ощущение важности своей миссии. Пора понять, почему и в каких ситуациях даже новому поколению книжное чтение будет необходимо. Где наша сила, с помощью которой мы можем нести широкой аудитории ценности, которыми щедро обогащает Православие нас самих. Пора преодолеть свою разобщенность и свою атомарность. Мы, издатели и книгораспространители, работаем не для самих себя, но для общества, для духовного здоровья страны. Пора решить – «нам оставлено только покаяние», как во времена атеистических гонений в СССР, или же перед нами – вызов, вызов популяризации полезной для личности и духа человека литературы, и мы должны его взять – потому что это наше дело, это наш крест. Тяжелый, но и радостный.

Открывая раздел авторских колонок на «ПРАВЧТЕНИИ», я призываю «людей книги» быть неравнодушными, объединяться ради общих целей, помогать Издательскому Совету Русской Православной Церкви реализовывать важнейшие общецерковные проекты, активно участвовать в качестве экспертов и авторов проекта «Правчтение». Ведь когда, если не сейчас, – самая «пора» для запуска объединяющего нас медиа-проекта о настоящем и будущем православной книжной культуры.

Николай Бреев