Письма в Небеса Обетованные

Автор: Солоницын Алексей Все новинки

«Ермолка» как зеркало постмодернизма

«Ермолка» как зеркало постмодернизма

Смиренного существования «детского православно-патриотического» журнала «Ермолка», расположившегося в социальной сети «ВКонтакте», мало кто заметил бы и сегодня, если бы не поистине выдающийся талант его «редколлегии» и «авторов» бить по самым уязвимым для верующих местам – их необразованности, наивности, а порой и враждебности к «цивилизационным ценностям».

Однако за два года «работы» зубоскальство «журнала» становится настолько заметным, что вот уже за комментариями обращаются к заместителю председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Вахтангу Кипшидзе. Суть ответа: никаким православным журналом «Ермолка» не является, и нет у него никакого одобрительного грифа Издательского Совета Русской Православной Церкви.

Стоит лишь взглянуть на «детский комикс» с участием «настоящих, наших, русских супер-героев» «Власянички», «Вериженьки» и «Просвирки», как всякое сомнение отпадает – «Ермолка» возникла отнюдь не на пустом месте. Вряд ли «могущественное антицерковное лобби» способно организовать масштабные «акции» в духовной сфере (она ими не приватизирована), но желание «валить Патриарха» в средних эшелонах отечественной и особенно прозападной интеллигенции бродит постоянно.

Шельмовать – просто. Набор приёмов… стоит пририсовать к просвире, колкой рубахе и цепям крест-накрест глазки от «смайликов» и заставить «героев» учить детей «усмирять плоть», как вся религия воспитанному на приемах советской антицерковной пропаганды человеку вновь покажется изуверством. Давным-давно в церковной практике нет ни вериг, ни власяниц, но совокупными усилиями можно представить Церковь так, будто бы они есть и рекомендованы не монашеству, а прямо детям! И люди, бедные, до сих пор тёмные люди – поверят, и заливисто посмеются. И те, что успели причаститься таинствам, засомневавшись, отпадут, а те, что не успели, и причащаться не станут. Лихой, бойкий план, дивно закручено, с явным удовольствием.

Антицерковная кампания в лице «Ермолки» вышла на качественно новый уровень, и достигла успехов... лишь благодаря родовой слабости самой детской православной прессы. Да-да, это она сама в худших своих проявлениях дала повод для универсальной пародии на саму себя!

Чего стоят одни дурацкие стишки (впрямь адресованные современным детям) – корявые, строфы можно было даже не переделывать! – их бездарность и эстетическое ничтожество очевидны даже не знатоку изящной словесности. Так сколькие «детские поэты от православия» кормятся вокруг епархиальных изданий сегодня точно так же, как тридцать лет назад одолевали своим «творчеством» советские местные органы печати? А сколько раз и я в статьях современной православной культуре предостерегал от уменьшительно-ласкательных суффиксов, умиления перед «травиночками-былиночками-скотинками», от которого у городского жителя сводило скулы?

Всякое глупое, узловатое, ободранноее лыко пришлось в «ермолкину» строку: тут и батюшки, крестящие подростковые велосипеды, и подлинные фотографии наших газетных витрин (кому понадобилось выпускать журнал «Молитвы для учёбы»?!), и аллюзии на детские крестные ходы как наследники европейских детских крестовых походов…

Венец глумления над действительностью – искусная переделка фрагмента из «Повести о настоящем человеке» под «военную сказку» (сломавшему обе ноги лётчику лесной ёжик приносит откуда-то сперва просфорки, а потом и целую икону, то есть – окармливает сперва телесно, а затем духовно). Легко и просто: стоит надписать «С Рождеством Христовым!» над… детёнышами пингвинов, как тут же весь смысл Рождества будто бы приобретает отчётливо абсурдистскую окраску.

«Предлагаем вам раскраску на тему крестных мучений Спасителя, которая поможет развить в детях духовное и эстетическое чувство»…

Под фотографиями и рисунками с не осмысленными ещё и коленопреклонёнными младенцами, приникающими к святым образам, гордо красуются с «невинными» комментариями «Озраил Кулебякин», «Олег Фаворский» и другие персонажи комедии.

Урок более чем внятный: стоит немного сместить акценты, и самая истинная истина предстаёт смешной и ничтожной.

***

То, что не поддаётся государственному грабежу свыше, огню, пулям и штыкам, открытому шельмованию, можно попробовать истребить… смехом. Так поступали и раньше – можно вспомнить знаменитые журналы «Безбожник» и «Крокодил» («Вилы – в бок!»), начинавший как антиправославный и антицерковный.

В 1920-1930-е гг., да и в 1950-1960-е гг. было употреблено достаточно усилий на то, чтобы представить верующих поголовно невежественными идиотами, отставшими от индустриализации, электрификации и коллективизации. Какие карикатуры, фельетоны, расследования-разоблачения – какие авторы, наконец! Как споро в оны годы сбрасывали кресты с куполов, под торжествующе хрипящие революционные марши гармоники вывозили церковную утварь, как загоняли в соборы скот, как ломали об колено оклады… а Богоматерь как смотрела на издевательства прозрачным скорбным взглядом, так и продолжала смотреть, и исчезала в дыму и языках огня, ничем не смутившись. Навидалась и не такого.

***

Как сказали бы вездесущие «аналитики», такое постоянно обновляющееся действо – один из самых значимых «сигналов» («месседжей») от атеистического сообщества тем, кто рискнул после почти ста лет гонений на Церковь креститься, крестить своих детей и пытаться «жить по заповедям».

Группа анонимных интеллектуалов, близких, очевидно, самым известным либеральным изданиям, ещё в 2014-м году замыслившая хлёсткую пародию на детские региональные церковные СМИ, веселится и ликует! Игра заманчива и безнаказанна: маскируясь под православное, да ещё и детское издание, можно вволю похохотать над отсталой паствой, застрявшей в своём развитии где-то в Средневековье. Некоторые действительно верующие «покупаются» на уловки создателей сразу же: ай, как хорошо, как консервативно сказанули! Давай, ломи!

Если дешифровывать «адресное послание» «Ермолки», различается примерно следующее:

- мы, истинно образованные и потому неверующие люди, никогда не примем вас, верующих, этически равными себе, пока вы будете исповедовать то, что исповедуете, и особенно – демонстрировать единство в том, что мы никогда не примем,

- не предоставляя ребёнку выбора, вы отдаёте его (себя вы уже отдали) на нравственное растерзание самым консервативным силам общества. Вспоминается здесь тут же Чаадаев, сетовавший на выбор Россией Православия, как религии, не консолидирующей, а консервирующей общество, и тем обрекающей его на тысячелетия «отставания от Запада». А в чём мы, господа, от него, Запада, отстали? Уж не в количестве ли жертв COVID-19?

- само ваше существование среди нас, вдохнувших аромат нового времени и поверивших в него, – чудовищный архаизм, мешающий нашему безбрежному и ничем, кроме наших собственных страхов и комплексов, не ограниченному, развитию, продолжают скоморохи «Ермолки»,

- опомнитесь, пока не поздно, увещевают они, если способны опомниться, и мы вместе посмеемся над всем, что внезапно стало вам так дорого,

- пока вы веруете, ваша способность к критическому мышлению добровольно делегирована вами то ли священству, то ли более высшим инстанциям (Господу Богу, который всё непременно «управит») и уже потому находится на отметке «ноль»,

- ваша польза современности и народному хозяйству в связи с особенностями вашей веры – на той же трагически малой отметке «ноль», поскольку в новое время больше всего ценится внутренний слом барьеров, мешающих человеку достигать поставленных им перед самим собой целей.

- абсолютно ясно же, что экономику, науку и культуру двигают вперёд не верующие «аутсайдеры», а успешные «молодые волки», с хохотом расставшиеся с любым «смирением», работающие не на усмирение плоти, а на развитие её нужд?

- веровать в наших глазах значит уподобляться далёким предкам, отринувшим веру сто лет назад и правильно сделавших – хватит с нас восточных сказок, жизнь одна, и определяется она вовсе не волей вашего Господа, а социальными, экономическими, психологическими и иными факторами,

- и т.п.

…Видимо, мало программы «Не верю!» на канале «СПАС», для того, чтобы дискуссия между атеистами и верующими была действительно широкой и приносящей обществу хоть какие-то вменяемые результаты. Мало того, что никто никого не загоняет в Церковь силком: атеизм бывает двух видов – спокойным и агрессивным. Спокойный отчаялся и если страждет, то весомых аргументов, которых в области веры никто предоставить не способен. Агрессивный же атеизм питается силовыми токами «постмодерна» – беспрерывно цитирующей к месту и не к месту наиболее одиозных цитат надстройкой над культурой, пытающейся «быть выше предрассудков».

И отнимать веру, и сеять неверие во все века было проще, чем понять мотивы верующих, уяснить их себе чем-то иным, чем фрустрацией, но жаждой света. Проще и сейчас завидовать малейшей крупице света, пролившейся на верующего, и – незаметно для себя осуществить «квантовый переход» - издеваясь уже не над верующим и его верой, а над самим светом, как семантическим понятием.

Слабость верующих, по которой не раз ещё ударят, – в одном: в недостатке просвещения.

Сегодня одной веры в то, что ни один волос не упадёт с головы без воли Божьей, мало. Сегодня для того, чтобы веровать, следует быть не только минимально образованным, но и стилистически тонким не меньше, чем те, что пытаются издеваться над церковным возрождением.

И – любя то, что любишь – молиться за тех, кто выставляет Церковь обителью заторможенных, надломленных и отчаявшихся.

Фото на заставке - "Новые Известия"
Фото на обложке- Анна Челнокова