География участников конкурса «Лето Господне»
Начало пятого сезона Международного детско-юношеского литературного конкурса «Лето Господне» им. Ивана Шмелёва – повод осмыслить участие в нём российских регионов и зарубежных стран. Возможны ли какие-либо закономерности в таком сложном процессе?
Казалось бы, логика расширения участия региона в каком-либо всероссийском мероприятии очевидна: если участник из какого-либо города или посёлка получает конкурсное отличие, «точка роста» в данном населённом пункте должна возникнуть, кажется, сама собой, и к участию просто обязаны будут потянуться те, кто ещё не был вовлечён в соревнование.
Однако такой принцип работает не всегда.
Интерес российских регионов к конкурсу вспыхивает отнюдь не хаотично. В этом процессе, длящемся уже пятый год, есть свои «тайные пружины», не зависящие от фактических, документально подтверждённых побед.
Главным стимулом к участию в конкурсе является любовь учеников, их педагогов и родителей к традиционной русской культуре. Далеко не вся информация о ней, особенно о семейных и родовых историях, зачастую трагических, была открыта, по крайней мере, трём-четырём поколениям россиян, и то же самое напрямую касается данных о духовном подвижничестве на местном и региональном уровне. Подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской приоткрывается только сейчас, в наши годы, и в детских, и во взрослых, профессиональных писательских работах.
Основная причина такой ситуации – облегчение доступа к архивной информации и дискуссиям о ней, динамичном (хотя всё еще не достаточном) оцифровывании и выкладывания для общего ознакомления важнейших исторических, житийных и иных вех. Просветительская деятельность научно-исторического, краеведческого сообществ нашей страны и Русской Православной Церкви даёт возможность беспрепятственного ознакомления с фактами, распространение которых в советские годы было под строгим идеологическим запретом. Сегодня возможность поиска в Интернете учебных, исторических, краеведческих и художественных изданий и работы с ними самым значительным образом расширяет контуры учебного информационного поля.
Традиция как стержневой феномен русской культуры, продолжается в работах современных писателей, книги которых всё-таки поступают в региональные и частично школьные библиотеки. Уже можно не вполголоса, а открыто говорить о русских писателях-богословах, о едином базисе и Золотого, и Серебряного века русской литературы – Православии, библейском наследии как основании подавляющего числа русских романов, рассказов, драм и поэтических произведений. Таковы, за малым исключением, основные темы заочного этапа.
Без преувеличения, молодые исследователи бросились в исследовательскую работу со всем присущим подросткам тщанием. Каждый сезон эксперты конкурса удивляются эмоциональной щедрости авторов духовных сочинений, широте и глубине затрагиваемых ребятами вопросов и оригинальным способам подхода к их раскрытию.
А что же с количеством подаваемых работ? При анализе динамики в течение четырёх прошедших сезонов можно сделать несколько основных выводов.
Если в первом сезоне лидерами по количеству поданных работ были Воронежская (64), Ивановская (60), Липецкая (64) и Калужская (89), Орловская (104) и Тамбовская (89) области, второй сезон вывел на авансцену Тюменскую область (65) и Ставропольский край (44). И только в третьем сезоне, после победы в первом (!) Виктории Венцславович (г. Гомель), произошла активизация Республики Беларусь (50), после которой число поступавших года от года работ уже не уменьшалось. Чем можно объяснить такую тенденцию? Разумеется, тягой республики к единому культурному пространству, желанием идентифицироваться в сходных с Россией духовных координатах.
В третьем же сезоне с неослабевающей энергией берут новые высоты Тюменская (75), Тамбовская область (68), Московская (100) и Ростовская (75) области, и результат столь интенсивной работы не заставляет себя долго ждать: эксперты конкурса выделяют из числа работ сначала финалистов, а затем и победителей. Отдельно следует сказать о ребятах Донецка – в третьем сезоне они прислали на конкурс 75 духовных сочинений, из которых в финал вышли две старшеклассницы – Алина Сидорова и Виктория Ктитарова.
Четвёртый сезон добавляет к числу лидеров Брянскую (49) и Рязанскую (53) области: регионы отзываются и на возможность победы, и – уже – на само имя конкурса. Привлекает шанс лишний раз посетить Москву, побыть в компании единомышленников, пройтись по городу, почувствовать его как смысловой центр страны и, конечно, ощутить внимание современных русских поэтов и писателей, обратиться к ним с уже вполне профессиональными вопросами.
Всего за четыре прошедших сезона в конкурсе приняли участие 65 регионов страны. Калуга и Ростов, Новосибирск и Братск, Бийск и Нижний Новгород – перечислять города, уроженцы которых стали призёрами конкурса, можно долго. Но лучше – ещё раз, «не почивая на лаврах», задуматься над проблемой расширения географии конкурса. Могут ли существовать сдерживающие причины, по которым достойная работа не отправляется в адрес конкурса, или не доводится до конца, или сама информация о проведении конкурса не доводится до сведения родителей и педагогов?
Порой для того, чтобы возгорелась даже маленькая свеча, достаточно искры – талантливого, неравнодушного педагога, а порой – родителя, не столько болеющего за будущее своего чада, но желающего ему, прежде всего, самореализации в любой из сфер, которая ему интересна.
Мы, организаторы конкурса, убеждены в том, что нет лучшего поприща для школьной поры, чем русская словесность. Здесь, в нашем языке, собраны воедино все возможности самореализации; именно с этапа овладения языком открываются дороги к любым иным творческим умениям и навыкам – их надо лишь почувствовать и сформулировать.
Пятый сезон, начавшийся в уходящем 2018 году, снова даёт самую пёструю картину участия: среди тысячи работ – не только Россия, но и из страны ближнего и дальнего Зарубежья – Беларусь и Казахстан (в четвёртом сезоне – победитель), Таджикистан и Молдова, Сербия и Словакия, Бельгия и – вновь – Донецкая народная республика. Некоторые страны принимают участие в конкурсе впервые. Желаем участникам пятого сезона – победы.
Конкурс проводится при поддержке Фонда президентских грантов