Христос - моя крепость

Автор: Улыбышева Марина Все новинки

Идеалист религиозного характера

Идеалист религиозного характера
Фото: из архива НКВД, 1937 г.

21 октября 1937 года на Бутовском полигоне под Москвой оборвалась жизнь священника Владимира Сперанского. Он был одним их тех, кто в тот осенний день вошел в расстрельный список из 347 имен. За каждым именем – история страны, память о прошлом и предвиденье будущего


Малая родина. Суздаль

Фото 1.jpg (18).png

Храм святителя Иоанна Златоуста
(г. Суздаль), ок. 1910 г. pastvu.com

Владимирская губерния. Патриархальный и неповторимый город Суздаль, который после первой встречи навсегда остается в сердце. А в нем – золотые купола церквей. В XVIII веке на Ополье стоял храм святителя Иоанна Златоуста, перенесенный сюда от Торговых рядов. Величественный, двухэтажный, со стройной колокольней. 18 ноября 1868 года для службы в нем был определен студент Владимирской духовной семинарии Василий Сперанский. В Суздале он создал семью, в которой 23 марта 1877 года родился сын, крещенный в Златоустовской церкви с именем Владимир. 

Когда мальчику пришло время учиться, родители определили его в духовное училище, которое тогда размещалось в архиерейских палатах Суздальского кремля. Дети из духовного сословия могли пройти полный курс начального образования бесплатно. После окончания училища, как когда-то и его отец, Владимир поступил во Владимирскую семинарию. В 1899 году он – выпускник, получивший назначение на работу учителем. Но это явно не его призвание. Он хочет посвятить свою жизнь служению Богу. Это же желание есть и у его младшего брата Василия, который в 1903 году поступит во Владимирскую духовную семинарию. 

В 1901 году Владимир Сперанский был рукоположен в диакона, а затем в иерея и получил назначение. Дорога была дальней, а разлука – долгой. Приход находился за много верст от родного дома. В чужом краю, в Екатеринославской губернии, пройдут 32 года его жизни. 

Екатеринославская губерния (Днепропетровская область)

В 1901 году отец Владимир приезжает в Петрово Александрийского уезда Екатеринославской губернии. В начале XX века в этом селе, расположенном на степной реке Ингулец, насчитывалось 243 двора, жители которых являлись прихожанами Вознесенской церкви. Возможно, в начале своего служения отец Владимир был вторым священником храма. Затем в течение семи лет его жизнь и служение были связаны с селами Осокоровка, Нововоронцовка и Новоархангельск. 

В 1921 году отец Владимир оказался в Александрии. Этот уютный город украшали четыре православных храма, среди которых были Покровский и Никольский, но в каком именно служил батюшка, неизвестно. 

С 1920 года здесь была учреждена власть советов. В 1921 году органы ОГПУ арестовали отца Владимира. Причина: злостная антисоветская агитация. Следствие длилось семь дней, которые священник провел в местной тюрьме. Очевидно, за неимением доказательств его отпустили. Однако ситуация в Александрии осложнялась. К 1923 году все городские храмы были заняты обновленцами и заметно опустели, поэтому в город приехал архимандрит Варсонофий (Юрченко), назначенный епископом Онуфрием (Гагалюком) миссионером по борьбе с обновленчеством. Но вскоре отец Варсонофий был арестован. И все-таки благодаря его действиям и напору верующих власти города решили передать храм Покрова Пресвятой Богородицы православной общине. Отец Владимир стал его настоятелем, а также благочинным Александрийского округа. Но власть явно старалась избавиться от него, и за одним арестом следовал другой. 

Об этом сложном времени в жизни священника Владимира Сперанского мы почти не имеем конкретной информации. В 1930-е годы городские храмы начинают закрывать и разрушать. В 1933 году лишенный возможности служить отец Владимир уезжает в Москву и получает новое назначение. 

Московская область, Талдомский район, поселок Запрудня

Отец Владимир приехал в поселок городского типа Запрудня, в 1932 году объединивший село Гари, деревни Запрудня, Хохловка и другие населенные пункты. Дорога кажется священнику легкой: менее 100 километров от Москвы. К тому же в 1900 году в 15 верстах от поселка появилась железнодорожная станция Вербилки. Новое место службы отца Владимира – храм Спаса Преображения в селе Гари, известный с 1629 года. Сначала это была небольшая деревянная Воскресенская церковь, через два года освященная в честь Преображения Господня. 

Фото 2.jpg (17).PNG

Храм Преображения в Запрудне, ок. 1910 г. pastvu.com

Рядом находилось кладбище и дома причта. В 1870 году храм стал каменным, пятиглавым, с колокольней, окруженным оградой с красивыми воротами. В нем освятили приделы Преображения Господня, Богоявления Господня, Покрова Пресвятой Богородицы. Священник Владимир Сперанский стал последним настоятелем Преображенского храма. Это были четыре года истового служения Богу и людям. 

Донос

Вера в Бога и служение Церкви в то время были равносильны подвигу. Запрудня давно стала частью страны, которая семимильными шагами стремилась к светлому будущему. Поселок рос и рапортовал партии о своих достижениях: в основном они были связаны с работой стекольного завода, выпускавшего в числе прочего и миллионы колб для «лампочек Ильича». У большинства рабочих и жителей поселка религия и служители культа вызывали настороженность: партия велела быть начеку! И этот «совет» исполнялся. 

Начинался 1937 год. По январскому снегу и морозу отец Владимир шел до станции Вербилки. Попутчиком оказался солдат, служивший писарем в военкомате Егорьевска. Завязался разговор, в котором священник по-отечески стал расспрашивать писаря о службе в советской армии, солдатском быте, обеспечении всем необходимым, в том числе и оружием. Вопрос был закономерен, ведь время наступило напряженное. В ноябре 1936 года Германия и Япония заключили Антикоминтерновский пакт, объединявший его участников против коммунистической идеологии. В свою очередь писарь поинтересовался мнением священника о существующем строе. Ответ отца Владимира, безусловно, свидетельствовал против него. Сравнивать царя и Сталина, а также жизнь при них, в которой, по мнению священника, почти нет разницы, было аполитично. К тому же отец Владимир упомянул имя вождя народов еще раз, сказав, что в СССР приветствуют И. В. Сталина, а в Германии – Гитлера. 

Озадаченный парень решил доложить о случайном разговоре и написал донос, в котором указал, что пожилой священнослужитель проявляет подозрительный интерес к сведениям об армии. Молодого человека пригласили в отдел НКВД в апреле, чтобы выяснить подробности и аргументировать заявление. Тогда он вспомнил, что отец Владимир проявил осведомленность о вооружении армии Дальневосточного округа, хотя осведомленность сводилась к знанию того, что пишут в газетах. В тот раз дело не получило продолжения. Но к нему вернулись через четыре месяца. 

Планы НКВД

В январе 1937 года в СССР прошла перепись населения, показавшая, что большинство людей все еще верят в Бога. Значит, Церковь вела с ними работу! С этим следовало бороться самым беспощадным образом. Была выработана тактика массового террора и экономического давления на Церковь. Начались массовые репрессии священнослужителей и верующих. Согласно июльскому приказу НКВД, появились «нормы» на расстрелы и отправки в лагеря, указывался и контингент. 

Август 1937 года

Информация о гражданине Сперанском, проживающем в селе Гари, где и находилась Преображенская церковь, поступила от опытного осведомителя. Тот расспросил о батюшке местной церкви работника фабрики «Вербилки», и он выложил много самой разной информации. Говорил о том, как уважает народ этого священника, как прислушиваются к его речам, приходят на праздничные проповеди, а он часто ходит по домам и о чем-то говорит с людьми. Рабочий рассуждал, что священник не так прост и в прошлом жил где-то далеко, где имел помещичье хозяйство с домой, землей, лесом, скотом, а потому, потеряв богатство, не может быть лоялен к советской власти. К тому же он выступал против участия в выборах, потому что священники просто должны оставаться на своем посту. 

Наверное, одна из проповедей отца Владимира Сперанского особенно запомнилась фабричному рабочему. Священник говорил о слепом, которому простительно блуждать, где придется. Улавливалась параллель со временем, и кощунственной казалась мысль о том, что и зрячие могут быть слепы. Значит, по дороге социализма идут толпы не видящих реальности людей? Для НКВД такая информация имела значение. 

«Идеалист религиозного характера»

21 августа 1937 года за священником Владимиром Сперанским пришли. Несколько дней в Талдомской тюрьме длились допросы. Вспомнили его жизнь в Екатеринославской губернии. Выясняли отношения с представителями Белой армии, спрашивали о событиях 1919 года и, наконец, разведывательной деятельности в поселке Запрудня. Священник не признал себя виновным. Тогда припомнили проповеди, якобы носящие ярый антисоветский характер. И на это отец Владимир спокойно возразил, что его проповеди всегда были исключительно религиозными. Но следователь добивался признаний. Наверное, сжалившись над ним и его убогостью, отец Владимир сказал, что осуждает учение Союза воинствующих безбожников, признает материалистическое учение враждебным христианскому и выступает против его навязывания людям, которые мыслят иначе. Себя потомственный священник Владимир Сперанский называл «идеалистом религиозного характера». 29 августа следствие было закончено и заключенного Сперанского перевели в Таганскую тюрьму Москвы. 

Приговор

19 октября 1937 года тройкой НКВД по Московской области гражданину Сперанскому предъявили обвинение в контрреволюционной агитации и антисоветской деятельности. Кроме того, припомнили его жизнь на территории Екатеринославской губернии во время Гражданской войны. Приговор – расстрел. 

21 октября 1937 года приговор привели в исполнение на полигоне Бутово.

7 мая 2003 года отец Владимир Сперанский был канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в лике священномучеников.

В 1938 году Преображенский храм в поселке Запрудня, место последнего служения священника Владимира Сперанского, закрыли. После войны, в 1949 году, было принято решение о его сносе. Прошло еще три года, и древняя церковь исчезла. В 1939 году на родине отца Владимира, в Суздале, сбросили колокола и разрушили колокольню Златоустовского храма, в котором священномученика крестили. Во время Великой Отечественной войны в здании храма жили курсанты. Церковные стены еще долго стояли немым укором, пока в 1959 году не были снесены. Судьба семьи священника Сперанского и сыновей Николая, Сергея и Серафима неизвестна.

Ольга Сокиркина/Сретенский монастырь