Им трудно, но у них есть цель

Им трудно, но у них есть цель
Сколько в интернете публикаций и сочинений на тему взаимодействия природы и человека в прозе Виктора Астафьева! Писатель и после смерти остается воспитателем и врачевателем души. Каждый наш омский автор втайне мечтает писать, как Виктор Петрович. Некоторые из них переехали жить в область – чтобы как-то походить на В.П. Астафьева – вдохновиться величием нетронутой цивилизацией природы и манящей свободой хозяйственных деревенских жителей.

Старый омский автор, член Союза писателей России, Лев Емельянович Трутнев переехал в село Омской области, стоило стрелке возраста перемахнуть через показатель «восемьдесят». Это крепкий и до сих пор громогласный мужчина. Выглядит он лет на шестьдесят пять, не больше. Идёт быстрым шагом и руку пожимает крепко. Заслушиваешься, когда он рассказывает истории об охоте и рыбалке. Секрет его долголетия в генах, в занятиях физическими упражнениями.

– В деревне, Виктор, одна отрада для писателя – полюбоваться природой, поговорить с прихожанами ближайшей православной церкви, – признаётся Лев Емельянович. – Здесь нет городской суеты. И мне торопиться некуда.

В церковь Лев Емельянович ходит с женой и внуком, оставшимся после погибшего брата. Саша – старшеклассник, тоже пишущий, мечтающий стать хорошим поэтом.

Трудности, преодоление себя, работа, время закаляют характер, усиливая личность. Благодаря испытаниям человек становится удивительней, крепче внутри и снаружи, духовно и морально сильней и привлекательней. Лев Емельянович рассказывает, сколько на протяжении жизни он встретил людей с разными судьбами – они повлияли на его творчество, став бесценными образами для произведений. И после долгого расставания их встречи по-прежнему случаются неожиданно – опытный писатель замечает, как время помогает им, будто дополняя лучшим материалом. Не сломавшийся под бременем ответственности человек – как произведение искусства, - с годами оценивается лишь полнее и серьёзнее.

– Какой рассказ Виктора Петровича Астафьева ни возьми – героям вначале трудно, потому что автор забрасывает их в самое пекло, например, в сложные участки реки или тундры, где можно погибнуть. Но у них есть цель, миссия – они её выполняют до последнего вздоха.

Астафьевская проза будоражит чувства или наоборот – успокаивает, заставляя осмыслить и постичь опыт прошлого. Его герои – «сгустки нервов», «скрепы памяти», «ржавые болванки» или «скалистые месяцы». Стремительный, проживший и порядочный человек – видный и первостепенный персонаж прозы В.П. Астафьева. Несмотря на автобиографичность трудов деревенского писателя, встречается уйма вымысла в виде того, что могло быть, но не вышло в настоящей жизни, поскольку человеку свойственны слабость и безрассудство. Отвечая на риторические вопросы времени, его герои – Командор, Игнатьич, даже чудик-Дамка – и не только они – обращаются к Богу, просят прощения у людей, которых уже с ними нет и никогда не будет.

Болит сердце обыкновенного рыбака за природу, за воду и живность в ней. Добычу в реке Виктор Петрович называет «даром Бога на прокорм человеку» – почему сегодня вы поймали шесть стерлядок за вечер, а завтра – ни одной? С осетром не справились! Не повезло, не ведомы законы природы или Господь не дал? Писатель рассуждает от имени своих героев. Живут на Енисее никчёмные люди, «рвачи», жулики, бандиты – а после войны и дезертиры добавились, однако словами автора Астафьев жалеет их, отдавая судить Богу. Повезло недостойному человеку – Бог жалеет, надеется, что поймёт.

Из произведения в произведение кочуют герои. На протяжении трёх рассказов один и тот же человек может начать думать по-разному, убеждаться, что не всё в его руках и надо молиться. Рассматривая на шее товарища массивный серебряный крестик, Игнатьич подмечает, что раньше не смотрел в ту область тела при знакомстве. Что изменилось: «омягкотелел» или «побоялся»?

Лев Емельянович Трутнев недавно приехал в Омск вместе с усыновлённым мальчиком Александром. Я позвал их в гости. Мы лакомились блинами, испечёнными моей супругой, душевно общались. Лев Емельянович сказал, что школа в деревне, где они живут, - это в первую очередь воспитанные и добрые люди, а потом – само учреждение.

- Появился в селе как-то, - рассказал нам писатель, - городской парнишка с папой – решили они купить десять мешков картошки, а завязывать мешки не умеют ни один, ни второй, тяжести носить не приспособлены (хотя похвастали, что посещают «крутой спортклуб»). Односельчанин Тимофей Андреевич смеялся, мол, мамкиных сынков привозят из города напоказ.

Книга Льва Трутнева «Живая душа» вышла в серии «Школьная библиотека» наряду с переиздающимися трудами Виктора Астафьева, Ивана Шмелёва, Мориса Метерлинка и Марины Цветаевой. О птицах пишет омский прозаик, об охоте и рыбалке, о трудностях добычи пропитания в дикой природе. Герои его произведений – простые люди, живущие по совести, думающие о Боге.

И бытие в прозе любимого Астафьева, до которого добраться теперь возможно только сердцем, мне представляется далёкой звездой, недостижимой стариной. При жизни автора не называли православным, хотя эту незыблемую и волнительную силу творец набирал с каждым написанным рассказом. В день его рождения пишут и на порталах либерального толка: «Он был замечательным писателем, попавшим в русло литературы, пропагандирующейся в кругах рабочего класса. Его печатали патриотические издания, веря, что проза охотника воспитает народное мировоззрение».

Некоторые знакомые мне авторы способны писать по-астафьевски здорово и честно, «хватая» своей прозой или поэзией за душу, пробуждая настоящее волнение, укореняясь в сознании. Однако дело в читателе – всё более равнодушном к истинной литературе, полезной и востребованной в мире.
Наследник