Как Церковь поддерживает литераторов?

Как Церковь поддерживает литераторов?
Фото: Сергей Ломов

В августе в древнем красивом городе Переславль-Залесский прошла выставка-форум «Радость Слова», на которой был представлен широкий выбор художественной и детской литературы. Но здесь возникает вопрос: почему Русская Православная Церковь уделяет большое внимание к литературе? Это проявляется в учреждении специальных премий, организации книжных выставок и конкурсов для писателей, поэтов, критиков, драматургов. Зачем все это делается?

Литература имеет важное значение в воспитании человека, в формировании его мировосприятия, определения цели жизни. Люди, которым доводилось заслужить доверие детей, знают, что ребенку-дошкольнику важно понимать, «что такое хорошо и что такое плохо». Если он сразу не разобрался, правильно ли поступает герой сказки или мультфильма, то спрашивает об этом у родителей и взрослых, мнение которых уважает. Так он выбирает жизненные ориентиры, уточняет картину мира, формирует собственные представления о добре и зле.

Нравственные ориентиры, как известно, необходимы людям не только в детстве, а на любом жизненном этапе. Наблюдая окружающую действительность, человек не перестает задумываться над смыслом своего пребывания на земле. Вопросы о хорошем и плохом, нравственном и безнравственном становятся для него еще более значимыми.

Где взрослый человек находит ответы на внутренние противоречия? Что помогает ему переосмысливать собственные поступки, корректировать взгляды на жизнь? Личный опыт, встречи с другими людьми и, безусловно, книги. Они всегда были для человека носителями глобальных идей.

Не потому ли в прошлом столетии люди, желавшие изменить мировоззрение общества, в первую очередь сжигали книги, преследовали писателей, арестовывали читателей за тайное распространение литературы. Все потому, что влияние книг на формирование взглядов человека было признано аксиомой.

Как же сегодня обстоят дела с ориентирами в мире литературы? Книги передают не только идеи, которыми живет общество. Они отражают духовное и нравственное состояние людей. В этом смысле положение современной литературы огорчает. Многие книги современных авторов — развлекательное чтение на один вечер. Они не способны пробудить в читателе глубокие мысли, обратить его внимание на вечные вопросы.

Произведения, в которых затрагиваются более сложные темы, требующие от читателя усилий, вдумчивости, самоанализа, к чему всегда призывает классическая литература, оказываются коммерчески не выгодными. Зато истории об интригах, убийствах, затрагивающие порочные струны человеческой души, раскупаются быстрее, и аудитория у них больше.

Как же быть тем авторам, которые не забыли о высоком предназначении книги? Продавать талант или же подходить к созданию произведений как к ответственному служению? Такой выбор встал перед многими литераторами. Он напрямую связан с ответственностью писателя не только перед людьми, но и перед Богом. «…За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда…» (Мф. 12:36), — говорит Господь. Тем более это относится к авторам, слова которых десятки, сотни и, бывает, даже тысячи лет влияют на умы людей.

Настоящей литературе словно не находится места в современном мире. Но как же уцелеют те нравственные ориентиры, которые через книги передаются потомкам? Нам необходима современная классика, которую не стыдно будет передать молодому поколению. XIX век, как мы помним, был назван золотым веком русской литературы, XX столетие — серебряным веком русской поэзии. В XXI веке тоже должны быть условия для полноценного развития литературы, которая пробуждает в человеке не низменные страсти, а добрые стремления, возвышает душу.

Церковь это понимает, поэтому Ею была учреждена Патриаршая литературная премия имени святых Кирилла и Мефодия — значимая для поэтов и писателей награда, свидетельствующая о том, что в наше время литература, соответствующая высоким этическим критериям, не менее необходима, чем в прошлые века.

Лауреатами премии становятся авторы, работающие в различных жанрах, и не только писатели, но и поэты, драматурги, критики. Ежегодное вручение премии уже на протяжении 10 лет свидетельствует, что русская литература не оскудевает талантами.

Издательский совет Русской Православной Церкви заботится и о юных авторах: участниках детско-юношеского литературного конкурса «Лето Господне». С ними всегда интересно работать, ведь это творческие, умные, неравнодушные дети. Мы стараемся разглядеть в работах конкурсантов сильные стороны и помочь юным литераторам развить талант, ниспосланный Господом.

В рамках конкурса Издательский Совет организует встречи юных авторов и лауреатов Патриаршей литературной премии — мастеров слова. Это помогает детям увидеть образцовых писателей и поэтов, которые в сложных современных условиях призывают людей к нравственности и свидетельствуют о православной вере.

Юные конкурсанты проявляют особые качества, необходимые людям, занимающимся писательским трудом. Например, это способность представить себя на месте другого человека, увидеть мир его глазами (работа Шахматовой Екатерины «Путь к прозрению») или мудрость Васильевой Анны, осознавшей важнейшую истину: «Радость — в умении быть благодарным».

Работа Анны написана по произведениям лауреата Патриаршей литературной премии Бориса Петровича Екимова. Отрадно, что многие участники конкурса «Лето Господне» читают и анализируют произведения современных православных писателей. Постоянный интерес к литературе, творчеству классиков и современников для пишущего человека очень важен.

Не обязательно все конкурсанты в будущем станут поэтами и писателями. Важнее, что они многому научатся: не бояться размышлять над сложными темами, думать, анализировать, приводить аргументы. Дети смогут в дальнейшем выбрать качественную литературу, дающую правильные ориентиры в жизни. Если молодое поколение научится ценить глубокие произведения, то их станет больше, и, надеюсь, потомки будут их перечитывать, считая классикой.


Вечерняя Москва