Как я писал пасхальный цикл

Как я писал пасхальный цикл
Фото: Сергей Ломов

Терпеть не могу стихов по поводу: в них проступает принужденность к мысли, заранее вписанной в трафарет. Меж тем, поэзия и есть область, в которой мысль носится, как дух Господень над водами ещё до всякого творения, и часто, хаотически хватаясь то за производство самих вод, и то и небес, берётся за самую основу бытия.

Никто меня не принуждал к пасхальным стихам.

Принуждение явилось изнутри, уже на Страстной. Мне захотелось почувствовать всю досаду за то, что случилось в те дни больше двух тысяч лет назад.

В день вхождения Иисуса в Иерусалим город представился мне настоящей клоакой… и совершенно напрасно. Он не был таким. Ни Содомом, ни Гоморрой тот город себя не числил, и не был уничтожен за грех убийства Сына Божия: в нём жило немало людей, которые не были ни поверхностны, ни злы. Они умели удивиться прозрению, и даже среди фарисеев многие были поражены Христу, и склонялись к нему, но склонялись – неуверенно, боязливо, слишком по-человечески. Они не были даже в полной мере «теплохладны», они просто не поняли. Не успели понять. Прошли мимо или убоялись той же участи. Камня в них я бы не бросил, но что-то толкнуло именно досадовать (не зря же – Страстная!) и обвинять их:

***

Да где она, Земля Святая?

Мертва. И ветер блёстки смёл.

Врата открылись, пыль взметая,

Надрывно прокричал осёл...

Для Сына Божия внезапны,

Пока от них же не усоп,

И эти пальмы, и осанны -

Мерцающий калейдоскоп.

Судьбой своей от них отторгнут

Одним невозвратимым днём,

Зачем Ты въехал в этот город,

Кого спасти хотел Ты в нём?

Вот этих, машущих под праздник,

Визжащих, что потрясены?

Да их самих распять пора всех,

А трупы сбросить со стены.

Смотри, смотри на этот город -

Кварталы, полные иуд.

Не знаешь разве Ты, что грохнут,

Позорной муке предадут?

Царем назвавшись, как умея,

Ты, опрокинув их столы,

Улыбки обратил в каменья,

Их семя – в горсточки золы.

И вот уж, перемешан с тиной

Тот грех, что Ты распятьем сверг...

Нас не спасти. Спасён единый

Ты, Господи, один из всех.

Так, нагрешив обычной смертной страстью, я понял, что должно искупить её (о, бесконечный круг! одно, цепляющееся за другое!) чем-то следующим, и тут моя досада обратилась уже на Иуду (чего уж проще и вернее , чем бить по уже избитой и почти уничтоженной цели):

***

Когда в упор стреляют, бьют наотмашь,

Понятно: служба, долг, и всё такое,

Известны эти методы давно уж,

И нечего желать чего-то кроме:

Весь мир в крови, и будь монах смиренный,

Измажешься, хотя бы и своею,

Заголосив береговой сиреной,

Что не ему тебя учить смиренью...

Понятно, что, зачем или откуда,

Но вот что ясно даже из подобий:

Нет ничего страшней, когда Иуда

Тебя целует с нежностью сыновней.

- здесь, конечно же, первыми образовавшимися стали конечные строки. На них была построена антитеза, мол, когда тебя мучат по долгу или службе, тут более-менее ясное положение вещей, но когда мучения проистекают от страстей, в общем-то, открытого, не связанного никакими обязательствами, близкого и потому предающего сердца, хочется выть и метать громы.

Так со мной было, и в последние годы всё чаще случается именно так: евангельское повторяется с каждым из нас, если мы способны различать.

При этом вовсе не обязательно воображать себя безгрешным страдальцем – достаточно вполне холодно фиксировать, что предательство в самый неподходящий миг человеку свойственно.

Он, человек, видите ли, так себя проявляет в качестве свободной личности со свободной волей. Никакие «нет» растленного и растлеваемого не связывают. Слова «учитель», «друг», «близкий» перестают что-либо означать, и наступает скорая развязка: упрёк, умственное и довольно логическое на первый взгляд выстраивание несуществующих козней (целых теорий заговора!), скандал, разрыв, который потом никакими усилиями не сшить.

Христос бы простил. Иуде надо было только дождаться его Преображения, стремиться к встрече с Ним, пусть мучаясь и негодуя, молясь, постясь, но он сдался князю мира сего, один грех потянул за собой второй, и более жуткий – отречение от Господнего дара. И ничего этим жестом было не решено: никто с карты человечества не исчез, и мука не прекратилась, а продлилась… и всё равно за ней маячит искупление. Когда-нибудь оно придёт, иначе всё бессмысленно.

О состоянии после казни можно было бы написать и больше, и обильнее, но что вышло, то вышло. В пятницу было ветрено. Опустошение то накатывало, то отступало:

***

Как школьный сор из-под метлы,

Где мятое всегда с душистым,

Сегодня облака милы

Придурковатым пейзажистам

Дурашливостью дивных форм,

Так веселившим Иисуса,

Когда в жилище типовом

Часы бесшумные несутся,

И, с лезвиями наравне,

Лучи надсаживают сумрак –

Твой Бог распят, и мир в огне

Последних дней, последних суток,

Но танец мы вот-вот начнем,

И будешь ты на цепь усажен

Пред воскрешаюшим ключом

К пустым щелям замочных скважин.

- здесь вспомнились мне ужасающие слова одного из проповедников (смысл передаю приблизительно): «Только вдумайтесь, мы несколько часов должны будем жить без Бога. С вечера пятницы по воскресенье мы его лишены. Страшно вам? Мир не подчиняется Господу в эти часы, он оставлен, но инерция его велика – он ещё движется, но лишён призора».

Каждый христианин переживает мистерию ухода Божьего по-своему. Кто-то устремляется в пучину домашних дел, пытается отвлечься, но на заднем плане, фоном, постоянно – бегущей строкой – мелькает мысль: распят, распят, и что ты можешь сделать? Ничего?

И снова является досада, и снова на людей, когда пытаешься говорить от лица их загрубевших душ, полных издёвки над самым святым и непорочным, и над самими собой. Сарказм холоднее майского ветра… и вновь природа человеческая – на первом плане:

***

Условности отодвинув,

Спасаясь такой ценой,

Что скажешь нам, сын Давидов,

Иль кто там отец-то твой?

Не мысли ни о погосте,

Ни в Остров Любви езде,

Запястья отдав под гвозди,

Вытягиваясь на кресте.

Под вопли старух беззубых

Встряхнувшись от слез едва,

Давай, соверши поступок,

До этого всё – слова.

И всей искривясь утробой,

Поведай нам, вшивоте,

Достойно ль высок он, трон твой,

Широк ли, не жмёт ли где,

И – важно! – проверь акроним,

Назвавший тебя Царем.

...Того лишь, кого угробим,

И Господом назовём.

Тем закончена была суббота.

Но в чаянии Воскресения – представилось, и цикл завершился, как Иисус в первые часы после человеческой гибели ощущает себя – непогибшим.

Куда бы он пошёл, ещё незримый, неузнанный, спросил я себя, и неопровержимо – такое уже называют мистическим прозрением – ощутил, что Он бы явился в дом, где была Тайная Вечеря. Почему? Зачем? Все разошлись.

Но много ли Он знал в Иерусалиме адресов, чтобы явиться туда? С надеждой на то, что ученики вернутся туда, и Он вошёл бы, подумал я… И Он – входит. И всем возрождаемым существом, радостно, уже после того, как убедился в том, что не ушёл, и что Отец небесный не оставил Его, и что бытие продолжается, видит:

***

Хорошо на рассвете,

Ни о чем не скорбя,

Не печалясь о смерти,

Возвращаться в себя,

И уже не улиткой,

Обреченной орлу

После боли великой,

Отступившей во мглу,

В дом войти, торжествуя,

Зря, как вдохновлено

Врачевавшее струпья

Золотое вино,

И, согласно присловью,

Что уже не мертво,

Зарифмовано с кровью,

Пропитавшей его...

Пусть и пуст он, и заперт,

Вечной истины дом,

Если завтра настанет,

Непременно в одном:

Даже в скорбном уходе

Заискрит головня

Обретения плоти

В утро нового дня.

- в воскресенье особенно было важно передать чувство удивления и тихого восторга Воскресающего пред свершившимся Чудом, которое уже скоро потрясёт всех!

«Утро нового дня» было важно произнести, и дальше моя мысль и чувство не двинулись, замерли в точке, где только утренние лучи пронизывают прохудившиеся крыши. Где тишина, голубиное курлыканье и свет.

Плохи эти стихи или хороши, сегодня я не смог бы произнести большего. И жгучую благодарность я питаю к каждому из вас, прочитавших их до конца. Есть человеческий предел, за которым уже ничего не видится, но в следующую Пасху пусть меня, да и всех, кто сердцем с Иисусом, одарит каким-то новым ощущением, отличным от посетившего в эти дни.

И так пусть продолжается год за годом, окрашенными по-особому кольцами внутри ствола пусть нарастает ощущение слияния с самым дорогим и самым светящимся в мире, несмотря ни на что.

Сергей Арутюнов