Христос - моя крепость

Автор: Улыбышева Марина Все новинки

«Христианская жизнь есть жизнь благодатная»

«Христианская жизнь есть жизнь благодатная»
Доклад митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия на научной конференции «Святоотеческое наследие святителя Феофана, Затворника Вышенского, в истории и современности»
Святитель Феофан Затворник в своем богословском труде «Путь ко спасению» прямо указывает: «Христианская жизнь есть жизнь благодатная». Христианин воспринимает Божественную благодать в Православной Христовой Церкви. Через таинства Церкви, по слову Спасителя, через причащение Животворящих Таинств, христианин соединяется с Господом. «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем» (Ин. 6: 56). Таинство Евхаристии есть выражение любви к Богу и соединение с Ним. В то же время Евхаристия есть выражение любви Божией к человеку. Святитель Феофан с опорой на мнения святых подвижников Церкви отмечает, что нет спасения без приобщения Святому Телу и Святой Крови, нет успеха духовной жизни без достойного причастия. К таинству Евхаристии должно приступать с приготовлением. Вышенский затворник в книге «Путь ко спасению» указывает: «Исповедь с возникновением греха и обетом всячески удаляться от него делает душу человека сосудом, способным вместить невместимого Бога по Его благодати. Решительность и обет – суть место, в котором Господь общается с нами в приобщении, ибо только одно оно бывает чисто, все же прочее в нас нечисто. Поэтому никто достойно не приходит, а только Господом по благодати: считается достойным ради исповеди с сокрушением и обетом».

Важным для человека является говение, которое служит приготовлением к исповеди и причащению. Святитель Феофан указывает: «Говение – есть проверка всей жизни, возобновление всего ее строя, обновление духа и всего нашего естества» . В своем труде «Что есть духовная жизнь…» святитель указывает первое в покаянии – войти в себя. Этому способствует, во-первых, устранение во время говения от житейских дел и забот, пресечение неудержимого кружения вредных, нечистых помыслов, суетных, осуждающих и т. п. «Это пресечение хлопот есть дело крайней важности в говении. Кто его не сделает, тот проговеет кое-как». По мысли святителя Феофана, углублению в себя весьма помогает молитва церковная и домашняя – внимательная, нерассеянная, без блуждания мыслей, с излиянием пред Господом чувств сокрушения, смирения и благоговейного страха и с возношением усердных прошений о своих кровных духовных нуждах. Чтобы согрелось в молитве сердце, много помогают поклоны поясные и земные.

Вышенский подвижник в период говения советует читать труды святителя Тихона Задонского, особенно книгу «Восстани спяй», а также его проповеди на великий пост. Но важным считает он при подготовке к причащению сокрушение о грехах и обет пред Богом больше не грешить. Как образец искренней раскаянности служит притча о блудном сыне, где важным является «в себе же пришед» и «восстав иду ко отцу моему» (Лк. 15: 17-18). «Важно обрести твердое намерение исправить жизнь «положивши избегать неисправностей», пишет святитель, «надо теперь уже сообразить и постановить, как в этом успеть, чтобы с сей же минуты начать действительное исправление».

Раскаиваясь в грехах и имея желание не совершать ошибок, надо приобщить и усердную молитву к Богу, чтобы Он даровал помощь в борьбе со страстями, и несомненно верить, что Господь укрепит в деле спасения. У христианина должно быть твердое убеждение, что исповеданные грехи прощаются ему милосердным Господом ради крестной Его Жертвы, а также дается благодать в преодолении своего окаянства. Эта благодать нисходит на христианина, имеющего крепкую решимость не грешить и непоколебимую веру во Христа Спасителя.
«Христианин свои мысли и дела соотносит, насколько они соответствуют воле Божией и угодны Богу, стремится не допускать ничего, что оскорбляло бы Бога и было Богу неугодно. Такой должна быть нравственная жизнь у всех христиан. Между тем на деле большей частью так не бывает, а мы живем, как живется, живем самолюбивой грехолюбивой жизнью».

Православным церковные правила ставят в обязанность посещение храма в недельные и праздничные дни. Если только тому не препятствуют болезнь или иные уважительные обстоятельства. Святитель Феофан пишет: «Если нельзя быть в храме, то не пропусти часа священной и Божественной Жертвы без воздыхания и обращения к Богу; если можно, стань на молитву и сотвори несколько поклонов. Что-либо страшное в природе заставляет содрогаться всю тварь: гром, например, сотрясение земли, буря. В минуты Божественной Жертвы в храме совершается дело страшнейшее, величайшее на земле и на небе... невидимо, тем не менее, действительно. Потому-то верующему не должно пропускать этих минут без внимания. Но когда они помнятся, то самым этим памятованием разогревается дух и восхищается к Богу, чем и привлекается благодать».

Путь христианской жизни – путь неусыпного труда над собой, без послаблений. «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11: 12). Но путь этот хотя и труден, но полон утешений и радости, оглядываясь на которые, вполне уместно воспеть благодарственную Моисееву песнь: «Поим, вси людие, от горькия работы фарао́ни Израиля Изменшему… песнь победную, яко просла́вися» (ирм. в нед. Фомы, 1 гл.).

Издательский совет