Как современные христиане становятся теплохладными и почему молитва бывает бесплодной?
Многие православные читатели, обращавшие внимание на проблемы современной духовности в душеполезной литературе, наверняка сталкивались с обсуждением такого явления, как пастырское выгорание. Эту тему мы подробно разбирали в материале «Ловушка для священнослужителей, или Пастырское выгорание». Напомним, что проблема профессионального выгорания (хронический стресс, ведущий к эмоциональному и моральному истощению), свойственная не только городским менеджерам и прочим «белым воротничкам», встречается, как ни странно, и среди духовенства. Стоит отметить, что в священническом служении вопрос выгорания – более глубинный, затрагивающий, можно сказать, некие экзистенциальные уровни и смыслы. Он связан со снижением мотивации и с непрекращающимся ощущением духовной рутинности. В конечном итоге подобное духовное состояние выливается в кризис самоидентичности. Естественно, что эта проблема является предметом отдельных и детальных обсуждений, однако она наталкивает нас на интересные мысли относительно феномена выгорания православного мирянина.
Православный христианин, исповедующий свою веру на протяжении двух или нескольких десятилетий, может столкнуться с ощущением бесплодности молитвы. Ему может казаться, что Господь уже не слышит его, не реагирует на его просьбы. Исповедование на протяжении десятилетий одних и тех грехов, которые чаще всего являются следствием характера и темперамента исповедующегося, также могут привести к безрадостному пониманию абсурдности происходящего или собственной неспособности к подлинному покаянию и исправлению. Таким образом, рутинность происходящего в духовной сфере может повлиять на степень и осмысленность веры христианина, вылиться в кризис веры. Что это, как не мирянское выгорание? Опять же, повторимся, это – глубокая проблема, которая не имеет легких и однозначных решений. Да, впрочем, все духовные несовершенства и недостатки, грехи и страсти исправляются на протяжения длительного времени и при употреблении максимальных усилий. Недаром в святоотеческой аскетической литературе столь популярен образ лестницы, ассоциирующийся с постепенным и сложным процессом восхождения.
Рутинность происходящего в духовной сфере может вылиться в кризис веры
Так вот, раз нет готовых решений этой фундаментальной духовной проблемы, то можно хотя бы предпринять некоторые профилактические меры, которые оградят от вероятного кризиса веры, «мирянского выгорания». Правила эти довольно простые. Назовем их «лайфхаки для уставшего мирянина»
Во-первых, развивайте не только душу, не забывайте про сердце и интеллект. Напомним о банальных вещах, что православная христианская традиция – не просто религия, хотя может кому-то так и кажется. Православие – богатейшая традиция, состоящая из богословия, богослужения, аскетики, дел милосердия, художественного дара иконописи; можно долго перечислять. Однако, к сожалению, многие современные православные христиане ассоциируют нашу конфессию лишь с богослужением, пусть красивым, торжественным, необыкновенным, но тем самым они существенно ограничивают эту богатейшую духовную традицию.
Для примера обратите внимание на церковную лавку вашего прихода; вы увидите минимум богословской и святоотеческой литературы, а в основном – акафисты да молитвословы. А между тем еще в 90-е студенты светских вузов зачитывались сложнейшей богословской прозой преподобного Максима Исповедника либо узнавали о Древней Церкви из «Истории» Евсевия Кесарийского. Чтение приводило ко Христу. Совершенно логично, что, ограничивая себя только посещением воскресной литургии и келейным чтением акафиста с каноном любимому святому, вы стремительно приближаетесь к рутинизации веры. И, напротив, если ежедневно приступать к чтению толкований Священного Писания, изучать красоты древнецерковного искусства, совершать благие дела и быть социально ответственным христианином, угроза выгорания минует вас. Дайте пищу и сердцу, и уму.
Во-вторых, научитесь славословить Господа в своих молитвах, а не просить чего-то у Него. Рутинизация веры часто бывает следствием механистичности и автоматизма наших обращений к Богу. Из-за того, что в богослужении мы видим некий инструмент влияния на Бога (мы постоянно чего-то просим, то есть молитва становится неким способом извлечения выгоды), мы на бессознательном уровне также весьма вульгаризируем и упрощаем богослужение. Опять же, богатейшая богослужебная традиция православия, включающая в себя множество праздников и памятей святых (чудотворных образов), поэтически отражающая богословские глубины, состоящая из сотен и тысяч боговдохновенных песнопений, в сознании среднестатистического прихожанина обедняется до молитв вечерне-утреннего последования и нескольких «эффективных» акафистов. В такой ситуации очень легко дойти до ощущения мнимого всезнания о православии. Мир такого православного христианина вращается вокруг крайне ограниченного свода ритуалов и молитв, что впоследствии грозит чувством духовной неудовлетворенности.
Если мир христианина вращается вокруг ограниченного свода ритуалов и молитв, это грозит чувством духовной неудовлетворенности
Если не изучать церковнославянский язык, не стараться размышлять о содержании церковных песнопений, но лишь искать полезных закономерностей в чтении действенной молитвы и исполнении заявленной просьбы (благополучия, исцеления, и пр., как говорится, «нужное подчеркнуть»), то для христианина существует максимальная вероятность столкнуться с непреодолимыми соблазнами и искушениями веры.
В-третьих, помните, что нет ничего вреднее духовной стагнации. Часто миряне обращаются к священнослужителям с такой жалобой: когда я только обрел веру, молитва была горячей и искренней, а сейчас, будучи опытным христианином, я ощущаю пустоту и бесплодность обращений к Богу. Почему так происходит? Где здесь логика? Ведь молитвенный навык воцерковленного и опытного христианина значительно сильнее, чем у неофита или номинального верующего. Все дело в том, что христианство предлагает бесконечный путь нравственного и духовного совершенствования. На этом пути нет долговременных остановок и пределов. Однако поврежденная человеческая природа часто мешает продвижению по этому пути, склоняет нас делать, как сказано в одном известном современном блокбастере, «не правильный, а более простой выбор». Почему неофиты получают большее удовлетворение (некий эмоциональной, психофизический фидбэк) от молитвы, прохождения многодневного поста, участия в Таинствах? А потому что весь этот универсум православного образа жизни им в новинку. Неофиты находятся в состоянии духовного вызова, необычного преодоления самого себя, поэтому и получают такое эмоциональное и душевное вознаграждение от молитвы, богослужения, поста.
В свою очередь, у воцерковленных христиан уже выработался навык, и многие действия стереотипизированы: записки с грехами на исповеди практически идентичны, для максимально удобного прохождения Великого поста выработан приятный веганский рацион и пр. И это, кстати, не субъективная вина, просто так устроена наша человеческая природа: упрощать, стандартизировать, подстраиваться под ситуацию, поэтому теряется эффект новизны, духовная радость. Однако если опытный воцерковленный христианин постоянно будет ставить перед собой всё новые и новые задачи в духовной сфере (к примеру, обратиться к области аскетики; вариантов множество), тогда он минует стадию духовного выгорания.
Итак, дорогие друзья, если четко следовать одному из предложенных правил (что далеко не так просто, как кажется изначально), есть большой шанс не попасть в полымя «мирянского выгорания». Помоги Господь!
Иерей Антоний Русакевич/
Сретенский монастырь