Когда перед нашей культурой снова и снова ставят вопрос о том, «с кем она», единого и внятного ответа не получить. Как нет сегодня у неё единого голоса, так смутен и её выбор – то ли бесплодно подражать Западу, то ли искать и найти уникальную национальную формулу, свой и только свой голос. Ожидать подобного подвига от поколения, выросшего в Советском Союзе, державшим национальные начала под идеологическим контролем, наивно. Только сейчас, кажется, и можно воспитать поколение, сознающее ценность национальной культуры как совершенно самостоятельную и не нуждающуюся в идеологических коррекциях.
Западническая проповедь различного рода девиаций и открытое воспевание уродств уже достаточно проявило себя как суррогат, ведущий через развлечение к душевной погибели. Соблазнённых «акционизмом» вместо художества даже среди представителей старшего поколения куда больше половины, и ждать, пока их игры в искусство закончатся, нет никакой возможности. Они не в состоянии ответить на запрос русского человека о собственной экзистенции и эсхатологии. Следовательно, надежды на то, что сумрак и туман постмодерна развеются, и взгляду предстанут искомые тропы и пути, следует возлагать на детей, рождённых в новом веке.
Они уже понимают, мнится, что «постхристианство» - очередная выдумка продолжающего отречение от Христа и христианской культуры в целом Запада, с эстетически обслуживающий его постмодернизм – ещё одна попытка реабилитировать человеконенавистнические идеи.
Вот почему стоит особенно внимательно всмотреться в тех, у кого Христа не крали – например, в участников конкурса «Лето Господне» имени Ивана Шмелёва. О чём же они говорят? И – как?
Но сначала – о самом конкурсе.
***
Благословение на проведение конкурса было получено от Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла в 2014-м году, и тогда же был проведён первый сезон, ответственным за который назначили Издательский Совет Русской Православной Церкви и лично его главу – митрополита Калужского и Боровского Климента. Был разработан дизайн портала, распределены обязанности, сделана рассылка по епархиям и получено около полутора тысяч детских работ, которые надо было качественно оценить, зачем и обратились к школьным педагогам, институтским преподавателям, видным литераторам.
С тех пор молодые (с 6 по 11 классы не обязательно православных гимназий и лицеев, а и обычных среднеобразовательных школ) историки, литературоведы, прозаики и поэты соревнуются между собой неустанно. Около сорока из них – финалисты – каждую весну приглашаются в Москву посмотреть лучшие музеи, парки и монастыри, поговорить с преподавателями гуманитарных вузов (поэтами, драматургами и прозаиками) на мастер-классах, написать очную работу, оценка которой становится финальной: выявляются лауреаты.
Удивительная картина: дети действуют, чувствуют и думают в той самой парадигме Святой Руси, что ухитрилась пережить сокрушительно победоносный двадцатый век. Они веруют органически, не помня, как можно было не верить, как на излёте Советского Союза, вообще ни во что.
Новое поколение, свободное от изломов насильственного советского атеизма, то самое поколение «не поротых», к радикализму не склонно, потому что любой радикализм – результат нанесённой травмы и поиска тех самых «простых решений». В центре их мироздания – Евангелие, Отцы Церкви, Жития. Их набожность лишена вызова, и если проявляется, то в спокойном осознании правоты Христовой.
Их вера ещё не испытана: им не приходилось прятать и перепрятывать Евангелие от спецслужб и тем более сидеть в тюрьмах и томиться в ссылках, но им открыт путь Знания и Веры, на котором их подстерегают периоды апатии и отчаяния вследствие пока гораздо меньших зол. Жертвы принесены другими поколениями ради того, чтобы беспрепятственно веровали они.
Их гармоническое сознание характеризуется отсутствием антагонизма между якобы противоборствующими и оттого смертельно ненавидящими друг друга универсалиями. Гармоническому сознанию не кажется, что некие равнозначные идеи сражаются друг с другом на некой плоскости, поскольку их ценность определяется отклонением от Христа или приближением к Нему. Так появляется иерархия идей, и пространство их взаимодействия становится трёхмерным. Стоит появиться четвёртой координате – времени – как образуется континуум, позволяющий увидеть жизнь идей, производных от когда-то сказанных святых слов.
Гармоническое сознание не только не антагонистично – оно милосердно. Памятуя о жертвах народных, оно определяет отношение к иерархическим величинам совершенно естественным образом: кто надрывается криком, вряд ли претендует на высшую истину. Право спокойствие. Права – тишина. Право – пространство. Права – святость. Наука вере – не противоречит. Она – её увлекающаяся миражами всеобщего благоденствия родная дочь.
Для иллюстрации тезиса – отрывок из рассказа молодого Петра Михайлова «Главная тайна Вселенной», отмеченного конкурсом «Лето Господне». Сюжет его прост: юный Саша, мечтающий о всемирной славе астрофизика, отправляется за грибами и набредает на избушку отшельника, отца Максима.
…внимание Саши привлекли книги, стоящие на полках шкафа. Он прочитал названия - Евангелие, Деяния Апостолов, Псалтирь. Вдруг Саша увидел книгу, не вписывающуюся в общий ряд. Это была давно известная ему «Астрофизика: теории возникновения Вселенной». «И зачем она здесь?» - подумал Саша, открыв книгу и пролистав несколько страниц. Но как только молодой человек посмотрел на фотографию автора, то удивился ещё сильнее. Со страницы на него смотрел отец Максим, только без бороды и одетый в обыкновенную одежду.
- Вы что – астрофизик? - изумленно спросил Саша.
- Сейчас, как ты видишь, уже нет, - улыбнулся отец Максим, - Но когда-то и вправду был им.
- Как Вы могли так поступить? Вы же замечательный ученый, столько открытий еще могли сделать, а ушли в глухую деревню и стали заниматься бабушкиными сказками… Ой, извините, пожалуйста, не хотел Вас обидеть. Просто я очень люблю астрономию, собираюсь поступать в университет и разгадывать тайны Вселенной.
- Александр, как ты думаешь, каким образом появилась Вселенная?
- Ну, современная наука считает, что в результате Большого взрыва четырнадцать млрд. лет она возникла из ничего в точке сингулярности.
- А ты веришь, что из ничего сам по себе мог появиться такой прекрасный и тонко организованный мир?
- Не знаю, может сознание человека этого вообще не может принять?
- По-твоему получается, что наука не может осознать, не может понять, как появилась Вселенная, но может принимать решения, как нам управлять материей, отправлять людей жить на другие планеты, осваивать межзвёздные пространства? Академик В. И. Вернадский, размышляя на эту тему, приводит очень яркий образ. Он описан в книге протоирея Михаила «Апология христианского поста».
Отец Максим взял из шкафа книгу и прочел: «Как-то на квартиру к Вернадскому пришел аспирант и увидел художественной работы глобус.
- Кто сделал это чудо? – невольно вырвалось у аспиранта.
- Никто; сам сделался, - невозмутимо ответил хозяин.
- Нет, серьезно, Владимир Иванович? Это же чудо!
- Да сам сделался! – уже подчеркнуто сказал Вернадский и наставительно продолжал: «Вот, говорите, глобус – чудо. И не верите мне, когда я говорю: сам сделался. А как же можно верить, что Вселенная сама сделалась? Ведь сущая нелепость! А есть же тупицы и безумные, которые в это все верят».
Саша задумался.
- А как считаете Вы, отец Максим?
- Есть материальный мир, в целостном понимании – Вселенная. А что такое материя? Это определенным способом организованная энергия. Какие виды энергии ты знаешь, Саша?
- Ядерную, атомную, химическую, механическую.
- Молодец! Возьмём, например, ядерную энергию. Эта энергия – колоссальна по своей силе, но она спрятана в крохотную частичку. Получается, эта колоссальная энергия организована определенным образом, и форма ее организации есть атомное ядро. А как ты думаешь, почему энергия приняла именно такую форму? Просто так, сама по себе?
- Не знаю, наверное, должно быть какая-то направляющая.
- Чтобы тебе было проще понять мою мысль, давай рассмотрим в качестве примера деятельность человека. Какую энергию он чаще всего использует, какая является для него самой доступной?
- Я думаю, механическая. Уже древний человек мог собирать камни, строить хижины, копать землю.
- Правильно, а потом человек научился строить ракеты и отправился в космос. Таким образом, человек использует энергию, находящуюся вокруг него, и придает ей форму, т.е. создает собственными руками свой материальный мир. Но что помогает человеку это делать?
- Мысль?
- Конечно, информация. Сначала в голове у человека возникает замысел чего-то, а потом он этот замысел пытается создать в реальном мире. Причем, чем сложнее его мысль, тем более сложный предмет он может сделать. Не мог же древний человек придумать атомный реактор. Чем большей энергией обладает человек, тем проще ему реализовать более сложную идею. Действительно, если бы человек не научился расщеплять ядро атома, то и построить атомный реактор тоже бы не смог. Получается такое замкнутое кольцо: энергия, информация, материя. И заметь, Саша, важно ведь иметь не только сложные, но чистые и красивые замыслы. Можно создать космический корабль для полета к звездам, а можно – ядерную бомбу.
- Получается, что для возникновения Вселенной тоже была нужна информация?
- Получается, что так. Наши ученые-материалисты представляют Вселенную полностью автоматизированной системой. Однако есть такая теория Геделя о неполноте. Эта теория говорит о том, что построить полностью автоматизированную систему невозможно. У любой такой системы есть внешнее дополнение, которое стоит за ней. И это дополнение представляет собой разумное начало. В настоящее время ученые обнаружили много тонких настроек Вселенной, таких как: заряд электрона, гравитационная постоянная масса и другие. Самое незначительное их изменение превратит Вселенную в хаос. А это говорит о том, что Вселенная является системой, кем-то созданной и настроенной.
- И кто этот Высший разум?
- Ответ дает Библия, а именно – Евангелие от Иоанна.
Отец Максим подошел к шкафу, достал Библию и начал читать: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин, 1:1).
- Я могу предположить, - сказал батюшка, - что сначала формируется Божий замысел, может быть в виде слов или образов, в котором описывается, что и как сотворить в материальном виде. Затем этот образ распаковывается, например, как расщепление ядра в атомном реакторе, и истекает через точку сингулярности, т.е. перехода, в виде хаотической физической энергии, внутри которой заложена информация. Эта информация и превращает хаотическую энергию в элементарные частицы, атомы, молекулы, космические тела и другие материальные объекты.
- И человека? – чуть насмешливо спросил Саша.
- Да, и самое главное Божье творение – человека. Зачем? Вспомни кольцо: энергия, информация, материя. Наш, материальный, мир, и Божий – нематериальный мир, связаны между собой. Как? Подсказку опять дает Библия – Евангелие от Матфея: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (МФ.22: 37-40).
- Следовательно, - заключил батюшка, - Любовь – есть особый вид энергии, которая поступает от человека, т.е. из нашего материального мира к Богу.
- Значит, Бог создал человека для Любви? - задумчиво спросил Саша.
- Да, для того, чтобы человек любил всех вокруг, а без любви к Богу это невозможно. Поэтому для всех нас, а особенно для тебя, Саша – как будущего астрофизика, важно понимать, что Любовь - это тонкая энергия колоссальной величины, вечный двигатель мироздания. Нынешний образ жизни людей, в основе которого лежит эгоизм и равнодушие, является препятствием для доступа информации, которая есть в нематериальном мире. Без веры в Бога новые научные открытия с большой вероятностью могут привести к гибели нашей цивилизации. Ведь недаром в Священном писании сказано, что когда уровень любви людей упадет до некоторого минимума, то наступит Конец света. Следовательно, Любовь – есть что-то важное, без чего человек и этот мир Богу не нужен.
Надо ли говорить о том, что помыслы героя рассказа несколько меняют своё течение? Основанная на христианской любви вот уже тысячу лет, русская культура отрицает западную парадигму, её неистребимо байронический демонизм одиночек, потому что направлена вглубь, а не навынос.
Если детям духа Христова позволят вырасти без надломов, они станут основой будущей русской культуры, и тогда ни о какой цивилизационной катастрофе речи не зайдёт ещё долго. Их трудами страна обратится к самой себе с уже совершенно иным выражением лица – в кои-то веки не искажённым навязанными извне страстями, а чистым, в меру улыбчивым и вдумчивым. С лицом, отсылающим к иконописным ликам, которые будет, с кого писать.
Материал Сергея Арутюнова опубликован в журнале «Наука и религия» №6, 2022