MARVEL

MARVEL
Фото: rotfront.su

К транс-гуманизму – неизбежности вторжения в исходный человеческий геном с целью его модернизации – общественное сознание начали приучать ещё волшебные сказки: так одной из первых биотехнологий стала «вода из копытца», обращающая братца Иванушку в козлёнка. Устоим ли мы против соблазна преобразиться и внешне, и внутренне, если транс-гуманистический вектор выступает в массовой культуре уже как нечто само собой разумеющееся?


Основная идея комиксов и блокбастеров компании MARVEL – на поверхности: в каждой фантастической истории с привкусом городской легенды речь обязательно заходит о супер-способностях, приобретённых ценой глубочайшей мутации организма.

Волей-неволей начинаешь видеть в таком постоянстве некий «концепт»: точно так же, как в классическом голливудском боевике концовка обязательно привязана к заброшенному металлургическому заводу, на котором как по волшебству не оказывается, ни дневной, ни вечерней, ни тем более ночной смены, в мир будущего нельзя протиснуться без вполне конкретных генных «модификаций».

Послание однозначно: ничего стоящего нельзя достичь своими силами – занимаясь, например (первое, что приходит в голову), просто спортом – только лабораторная и промышленная химия, только радиация, только частичная, а лучше полная генетическая перестройка тела и души. И тем более ничего нельзя достичь единым духом – ни защититься в первобытных урбанистических джунглях от врагов, ни выносить и воплотить некую идею: сама жизнь упирается в способность присвоить себе чужие средства и сделаться хотя бы теневой персоной влияния.

Если у вас всё ещё возникают вопросы о том, что такое анти-православие, то оно перед вами воплощено практически полностью.

Перечислим:

  • «Человек-паук» (Питер Паркер, переквалифицированный в кино-версии из школьного учителя в ученика) получает возможность метать паутину и прыгать на огромные расстояния в результате укуса радиоактивного паука. Личная жизнь Паркера оказывается, таким образом, полностью разрушенной: он перестаёт быть обычным нью-йоркским парнем, обращаясь в ночного стража города и охотником за преступниками (чаще всего – такими же мутантами, как он сам).
  • «Росомаха» (канадец Логан) – изуродованный бионическими экспериментами скиталец и боец, подвид странствующего боевого монаха, в промежутках между битвами пьющий горькую. О личной жизни говорить не приходится: постоянные переезды, тяготы подполья.
  • Таков же – относительно «горькой» - великий изобретатель уникальных боевых бионических костюмов, а по совместительству алкоголик и плейбой «Железный человек» (Тони Старк) – единственный, между прочим, не переживший генетическую трансформацию, но выступающий объединителем завзятых мутантов вокруг безбрежных возможностей развитой технократии.
  • Стив Роджерс («Капитан Америка») - супер-солдат, полученный из малохольного подростка и отданный в безраздельное владение армии США на время Второй Мировой войны. Снова – никаких личных усилий, кроме горячего желания «бить фашистов» - одна «чудодейственная» сыворотка, гарантирующая непомерный мышечный рост, а также неизмеримую ловкость и силу.
  • Брюс Бэннэр («Халк») – несчастный учёный из пустынной лаборатории, пробудивший в себе с помощью опытов с радиацией «вторую натуру» - восьмисоткилограммового зелёного дикаря, способного на сверхдальние прыжки и разрушение любых железобетонных конструкций. Между прочим оказывается, что над сыном евгенически надругался его собственный отец-учёный.
  • Те же самые сюжетные узлы завязаны на судьбах «Дэдпула» (спецназовца, подвергнувшегося опытам), «Сорвиголовы» (гимнаста, ослепшего от радиации, но располагающего чутким внутренним зрением сонарного типа), «Доктора Стрэнджа» (блестящего хирурга, повредившего руки и потому обратившегося к магии) и «Венома» (журналиста-неудачника, преуспевающего в побоищах с помощью вторгшегося в него инопланетного паразита).

Ни дать ни взять – компания инвалидов, но инвалидов, обгоняющих по своим свойствам любого «среднего» или «обычного» обывателя.

Кстати, в мутациях содержится явные семантические отсветы индейского тотемизма: человек-лягушка, человек-стервятник, человек-муравей, и прочие носороги, пантеры, шакалы и ящеры. Фантастическая четвёрка против Людей Икс… демоны, демоны и ещё раз демоны, просто одни на стороне условного «добра» (правительства и обычных обывателей), а другие – такого же условного «зла» (против них).

Вопрос у соблазняемого историями MARVEL обывателя один: ЗАЧЕМ?

***

О травме американской цивилизации, ставшей смыслом американского бытия, писано множество хорошо аргументированных и трагических строк. Драма переселенцев, вынужденных оставить родные земли и скитаться в немыслимой дали, также описана во множестве эпопей, романов и повестей, но выводов о том, как избыть нескончаемую боль вселенского сиротства, перестав лепить на неё бесполезный пластырь «преуспевания», не сделано до сих пор.

Собственно комиксы и дорогие блокбастеры порождены именно юношеским желанием славы: уйдя с евразийской арены и нещадно тираня население другого континента, беглецы лишь усугубляли свою неуживчивость тотальным оправданием, а затем и возвеличиванием своих деяний, какими бы позорными в глазах других народов они ни были. Слава беспощадных карателей индейских автохтонов, безудержных охотников за золотом, первых применивших атомную бомбу, а также «самых богатых и самых надменных» сопровождает американцев, подобно Каиновой печати.

Желание славы и богатства, хотя бы и завёрнутого в плащ ночной гордыни-инкогнито, преследует людей, по-видимому, не реализовавшихся в полной мере. Видно, страна равных возможностей и открытого настежь свободного предпринимательства не больно-то много и предприняла для индивидуумов, пожелавших обзавестись не стираемой с лица улыбкой в 64 акульих зуба.

Жажда победы во Второй Мировой войне, где роль американцев была далеко не первой, порождает запоздалые почти на век реваншистские грёзы – убийство Гитлера в «альтернативной Вселенной», какие-то якобы решающие «весь ход войны» тайные операции и другие блестящие контратаки призраков.

Мало кто теперь может провидеть в американском народе пусть и несколько аффектированную, но религиозность, и удивительное, преодолевающее любые преграды трудолюбие – его исконные национальные черты… Протестантизм, повздоривший с католицизмом, стоял у колыбели действительно великой нации, но как доказать её величие, фактически ни разу не победив на поле брани?

Видимо, отсюда, из недосказанности национальной истории, сомнений и мук совести, и проистекают не слишком объяснимые извне колебания ценностной шкалы.

Мы видим перед собой вечных подростков, одинаково способных и на великие подвиги, и на великие злодейства. Каков же американский герой американской мечты? Прорастая из обывательской среды, он жаждет вырваться из неё любой ценой, даже такой, которая окажется слишком высокой. Герою удаётся случаем или своим стремлением заглянуть за горизонт искалечиться так, чтобы превосходить окружающих не духом, а мышечной массой. От пещерного и языческого такое понимание подвига мало чем отличимо.

«Герой одинок» – с этой заповеди творцы MARVEL не сойдут, видимо, уже никогда. Семейным среди героев эпопеи оказывается только один, Клинт Бартон («Соколиный Глаз»), бывший детдомовец, примкнувший к бродячему цирку, а потом сделавшийся подпольным борцом с преступностью. У него, кажется, трое или четверо потомков, но только в кино-версии. Под самый конец её дочь появляется и у Тони Старка – только для того, похоже, чтобы наблюдать последний подвиг отца в битве с необоримым Таносом. Одинока и садистски стерилизована бывшим руководством Наташа Романофф («Чёрная Вдова»), русская супер-шпионка, примкнувшая к «Мстителям». Она признаётся в том, что её стерилизовали, только «Халку», и на глазах её появляются слёзы. Это единственные слёзы эпопеи. Женские. Потаённые. Герои не плачут.

Физические и психологические страдания выдающихся за грань обычности людей показываются мельком, буквально бегущей строкой. Они оказываются на краю бытия, ища радикальных средств, чтобы смирить чуждую стихию внутри себя, одолеть и подчинить её, но в целом свежи и замечательно выглядят в обтягивающих костюмах. Речи их задорны, движения безукоризненны, но глубоко внутри себя эти калеки мучаются невозможностью «нормальной жизни», постоянно находятся на грани нервного срыва, беспрерывно ругаются друг с другом и находят отдохновение лишь в схватках, то ли защищая, то ли разрушая эту самую «нормальную жизнь». Она, к слову, реагирует на деятельность супергероев специфически: то запрещая их, то преследуя, то стараясь не замечать.

Трагическое одиночество сверхлюдей – свойство, заставляющее их сбиваться в «команды», или попросту банды борцов за высшую справедливость против других банд супер-злодеев, стремящихся захватить власть над миром.

Один из создателей MARVEL, Стэн Ли, проживший 96 лет, высказывался о неутолимой экспансии своих же персонажей примерно так: «Вы все неправильно поняли доктора Дума. Все думают, что он преступник, но всё, что он хочет, это править миром». Иными словами, нет ничего зазорного в том, чтобы постоянно, фанатически конструировать чудовищные машины, призванные лишить людей то разума, то воли, то способности двигаться без прямых указаний свыше, то вообще пытаться подорвать физические константы Вселенной во имя управления ими в своих целях.

Еще несколько цитат Стэна Ли:

  • «Все, что развлекает, что отвлекает людей от их собственных проблем, хорошо»
  • «Я не слишком анализирую вещи. Я нахожу, что чем больше вы анализируете, тем больше вы избавляетесь от спонтанности»
  • «У меня нет вдохновения. У меня есть только идеи. Идеи и сроки»

Блестящий изобретатель современной технотронной сказки напоминает здесь ту самую чудовищную машину, несущуюся по кривой дороге к успеху, не останавливающуюся, если под её колёсами или гусеницами гибнет насекомое, зазевавшийся зверь или человек. Идеи и сроки при минимуме рефлексии. Но вот иные его же цитаты:

  • «Есть только один, кто всемогущ, а его главное оружие – это любовь»
  • «Сила молитвы остается величайшей из известных в этой бесконечной вечной вселенной»

То есть, весь марвеловский транс-гуманистический миф придуман человеком, как ни странно, верующим.

***

Гимн машинерии начал петь ещё век XVIII-й. Големы и иные ходящие, говорящие, играющие в шахматы человекоподобные автоматы – не столько развлечение для вельмож, сколько пометка в бортовом журнале человечества о том, что оно и само не прочь сыграть Создателя. Сотворить жизнь. Вдохнуть в неё подобие души. Заставить сознавать, но действовать притом по указке свыше.

Примерно так происходит моделирование отношений с Создателем, умножение цепи, по которой творящая воля заставляет реагировать волю созданную. Отсюда берёт начало бесконечный гуманитарный конфликт, ещё толком в истории не возникший: бунт роботов. Термин, как известно, появляется не ранее, чем сто лет назад, и комиксы почти сразу хватаются за мысль о техногенных монстрах: обложки их начинают пестреть ими ещё до войны. Пришедшие из глубин Вселенной «трансформеры» (роботы-оборотни) – не творение MARVEL, но пример достаточно красноречивый: цивилизация, насчитывающая миллионы лет осознанного развития, неизбежно приходит к исполнению своих чад в долговечном металле.

В MARVEL коллизия искусственного (созданного самочинно) бытия воплощена в герое по имени «Вижн» (Vision – «зрение») – герое, созданном другим искусственно созданным персонажем – Альтроном, мета-мозгом и андроидом, задумавшим уже при рождении погубить всех землян. Родившись уже после оттеснения Альтрона от своей колыбели-саркофага, Вижн говорит: «Я не Альтрон, однако, не буду отрицать, что в каком-то смысле я – его порождение. Я не с ним, но я вижу, что он страдает. И он не прав. В людях, которых он счёл вирусом, разъедающим планету, он не увидел главного – любопытства и чистоты».

Можно долго и вполне богословски определять, на каком этапе осмысления жизни находятся сегодня, после ухода Стэна Ли, творцы Вселенной MARVEL, однако можно предвидеть, что уже в ближайшие дни они станут извиняться, как и творцы DISNEY, за то, что недостаточно использовали в конструктах своих персонажей представителей «альтернативных сексуальных ориентаций». Планы новой корректности простираются куда дальше канона и мужественности, и женственности – их нужно смешать в единый ком, показав, что «искра» (у трансформеров – душа) горит внутри организма вне зависимости от наклонностей оболочки.

***

Мир MARVEL, гордо зовущийся «Вселенной MARVEL», влечёт развлекаемого обывателя во вполне определённом направлении:

  • приучает к мысли о том, что неизбежный дальнейший удел человека, хотящего жить и дольше, и лучше – модернизация, болезненная лишь в окружении ещё не модернизированных «стандартных людей». Пол, возраст, характер, национальность, родовое имя и фамилия – ничто, когда речь идёт о космических по размаху операх, и частное становится ничем, если у тебя «миссия»,
  • роль науки в модернизации всемогуща (даже саркастический нарцисс Тони Старк заявляет – «Я же механик, я всё смогу починить» - то есть, «Мне всё подвластно»), и даже смерть обратима ею вспять, и стёртые в пыль могут подняться из праха, если за дело берутся какие-нибудь «частицы Пима»,
  • модернизации тела бояться не стоит, это обывательский ужас перед всем новым,
  • никаких мучений модернизация не приносит; «сыворотки», «вакцины бессмертия», металлы «адамантии» и другие средства воздействия на модернизируемый организм никогда не приводят к ранней гибели, износу или постоянным сбоям в работе основных систем,
  • и вообще, организм – не сосуд Господа, предоставленный душе, а просто машина, которую можно заправить эликсиром всемогущества, только надо знать, с какой стороны,
  • обычное (не модернизированное) человечество уже вскоре безнадёжно устареет (обыватель показан в MARVEL ужасающимся свидетелем рушащихся зданий, занятым ничтожными бытовыми проблемами рабом системы), хотя сегодня следует всячески защищать бесполезных «гражданских»,
  • Апокалипсис – угроза из разряда неотступных, и выживут в нём сильнейшие (модернизированные),
  • людям стоит рассчитывать лишь на самих себя: религия себя изжила, Создатель устарел и больше никогда не появится, мир будущего – мир секуляризованный, мир науки и великолепных диктатур, выстроенных с её помощью, а также мир сокрушения диктатур с помощью той же науки.

Так вместо Христа на кресте возникает в центре марвеловского мироздания гностическая змеиная петля, не способная указать человечеству ни одной по-настоящему заманчивой и определённой нравственной цели.

Материал Сергея Арутюнова опубликован в журнале «Наука и религия» №6, 2022