Между мышью и слоном

Между мышью и слоном

Известный драматург и сказочник Евгений Шварц когда-то очень верно подметил: «Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь…». Это вполне справедливо для детских книг в целом. Из века в век, из года в год страницы детских изданий не только развлекают, развивают, воспитывают, но необыкновенно ясно раскрывают ценности, мечты и страхи своего времени.

Сюжет, язык, иллюстрации становятся тайнописью, которую нужно расшифровать. Детская проницательность прекрасно справляется с этой задачей, а вот взрослым часто приходится лишь догадываться о том, какими знаниями обогатился внутренний мир ребенка после знакомства с той или иной книгой.

Чистые страницы детской души заполняются образами, идеями, мечтами, вопросами, ответами… Позже, во взрослой жизни, их ум и сердце не раз возвратятся к этим страницам. Они подскажут выход, помогут сделать выбор, найти себя, понять свое предназначение.

Если современный ребенок случайно откроет детскую книгу начала или середины XX века, то по одним только иллюстрациям он почувствует дух времени и наверняка сможет уловить соответствующие ценностные ориентиры. Вот только не все полученные знания сможет применить, т.к. детская книга работает только в контексте реальной жизни: что-то еще актуально, а что-то осталось в прошлом навсегда.

Читая произведения постреволюционного времени, юное создание проникнется лихой революционной радостью и романтическо-героическими образами беспризорности: «Красные дьяволята» П. Бляхина, «Школа» А.П. Гайдара, «Республика ШКИД» Г. Белых и Л. Пантелеева и т.д. Ребенок поверит, что на войне все средства хороши, и можно идти по головам ради того, чтобы построить прежде невиданное «светлое будущее». Между строк он прочтет, что все самое достойное, честное, смелое, умное, красивое вышло из народа, а особы царских кровей и богачи – это средоточие всех пороков и народных несчастий («Три толстяка» Ю. Олеши, «12 месяцев» С. Маршака и пр.).

Хотя в это время были и необыкновенные книги А. Грина, – и вот детское сердце тоскует по чудесному, чистому, светлому и в нем находится место доброй мечте: «когда душа человека таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии». Или на столе окажутся книги о живой природе В. Бьянки, М. Пришвина и Е. Чарушина и др., полные тайн, неповторимой гармонии и чистоты. Они и сегодня украшают лучшие детские библиотеки, внутренний мир таких изданий с каждым годом кажется все прекраснее.

Послевоенная детская литература расскажет юному читателю о страхах и боли войны, но вместе с тем убедит, что есть подвиг, любовь к людям и Родине, настоящая дружба, милосердие и порядочность (Л. Кассиль, В. Каверин, Н. Носов, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто, К. Чуковский). В это время круг главных человеческих ценностей постепенно начинает перемещаться в духовную сферу.

Война позади, очищение произошло, – люди вдруг увидели людей, теперь страницы книг учили отдавать жизнь «за того парня», а не за зыбкую даль «светлого будущего».

Детская литература 60-70-х поражает обилием произведений биографического жанра. В книгах лейтмотивом проплывает образ настоящего советского гражданина (сильного, честного, доброго, трудолюбивого, смелого, терпеливого, любознательного). Детский взгляд не может оторваться от страницы – они гордятся своей страной, восхищаются ее героями (Сапгир, Успенский, Коваль, Драгунский и др.).

У многих из нас родители росли в это время. Сегодня, всматриваясь в их жизнь, мы можем увидеть, как верно они читали между строк детские произведения своего времени. Из книжек на них смотрели атлетически сложенные мужчины и женщины: они строили, лечили, открывали новые земли, спасали, учили, путешествовали – достойнейшие люди!

Женщины на иллюстрациях не уступают в силе мужчинам. Порой с короткой стрижкой, платок без сантиментов назад завязан, руки сильные: «и в огонь, и в воду, и в медные трубы…». В жизни не все могли похвастаться внешним сходством с детской иллюстрацией, зато внутри: и платок, и стрижка… и руки с полными сумками, трудолюбивые руки, неравнодушные, всегда готовые помочь.

Постепенно появляются произведения народов советских республик и чудесные переводы зарубежных авторов (Экзюпери, Кэрол, Туви Янссон, Толкиен, Льюис, Астрид Лингрен, Джанни Родари и др.). Мир интересен и прекрасен, все люди братья, так здорово, что мы все разные – читаем между строк.

Менялось время, менялись книги или наоборот. Кто-то важные уроки детства усвоил в синем букваре В.Г. Горецкого, кто-то – в книге вредных советов Г. Остера.

Сегодня, стоя у витрины с детскими бестселлерами или, скорее, просматривая каталог интернет-магазина, всмотримся в «хиты продаж» среди малышовых книг. Среди них – популярные произведения зарубежных авторов: «Элмер» Дэвида Макки, «Груффало» и «Чики и Брики» Акселя Шеффлера, «Тося и Бося» Лины Жутауте и пр. Многим детям мир открывается именно через эти книги. Каков же он?

Дети всего мира в восторге от слона Элмера: посвящают ему песни, печатают на футболках, устраивают выставки и т.д. Всмотримся в эту историю.

Разноцветный слон живёт в джунглях с другими слонами, отличающихся возрастом, толщиной, красотой и пр., но одинаково серых. Серая масса и один Элмер особенный, – он в разноцветную клеточку.

Серые подшучивают над ним, но на самом деле без Элмера их жизнь скучна. Однажды он находит серые ягоды и, вымазавшись ими, становится обычным слоном, после чего мир что-то теряет, возможно все свои краски и всю свою радость. Но когда дождь смывает с Элмера серую краску, перед всеми снова обнажаются его разноцветные клетки, и стадо серых слонов ликует – мир преобразился снова! С тех пор «раз в год слоны раскрашиваются и устраивают праздничное шествие», а Элмер красится в цвет обычного слона. Возможно, взрослым это что-то напомнит.

Ребенок смотрит на веселого Элмера и понимает, что он тоже особенный, он Элмер, не может же он быть «серой массой» – значит, надо бросить вызов обществу, быть особенным и осталось придумать как (может раскраситься в цветную клеточку?)

Но не только самолюбование, эгоцентризм и неуважение к окружающим считывают между строк маленькие люди. Между строк немного о революции, сектах, национализме, толерантности, дискриминации, о бессмысленности понятий: Родина, традиции, народ, общество, люди, мораль, нравственность, духовность, дружба, любовь и т.д. Да, пока Элмер отвечает на вопросы, которых ребенок еще не задал, но однажды подберутся вопросы к уже готовым ответам.

Может, это всего лишь частное мнение слишком придирчивого читателя? Возможно. Между тем радужного слона Элмера ЛГБТ наградило почетным званием Героя за терпимость к «инаковости».

Когда-то вместо Элмера кумиром был слон из произведения Г. Цыферова «Жил был слоненок», он искал свое предназначение и мечтал помогать обществу. Советский читатель наверняка возмутился бы индивидуализмом Элмера. Но в наше время плоды «я-культуры» налицо, и радужный слон на пике славы.

Настораживает тот факт, что советская литература чаще была добродетельнее, нежели современная, при том, что сегодня мы имеем все средства к духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.

Еще одна популярная книга – про Груффало.

Маленький мышонок, защищаясь от нападающих на него зверей придумывает страшное чудовище, которого потом неожиданно встречает в лесу (фантазии стали реальностью). Груффало полностью соответствует образу, который придумал мышонок. Мышонок убеждает Груффало, что его (мышонка) все боятся и начинает ходить по лесу с воплотившимся чудовищем, наводя страх на всю округу. В итоге, видя, как звери убегают от них, Груффало сам бежит в страхе от сообразительного мышонка.

Прекрасный рецепт выживания в современном хищном мире, который заключается в использовании окружающих (в том числе их отрицательных качеств) в своих интересах. Книга погружает в мир странных фантазий, страха, лжи, трусости, хитрости и т.д. Есть место и смешению фантазийного, виртуального и реального мира. Почему-то в памяти всплывают страшные картины по делу о «Синем ките». Вдруг это только гипертревожность неуравновешенного родителя?  Но в отношении иллюстраций можно сказать, что Груффало талантливо срисован с иконы Страшного суда.

Непонятна и возрастающая популярность книги Эрика Карла «Очень голодная гусеница». В ней, к сожалению, нет ничего о дружбе, трудолюбии, терпении и настоящей радости. На протяжении всей книги гусеница ест все, что ей попадается на пути, а потом превращается в прекрасную бабочку – мораль сей басни такова… Между тем в реальной жизни все наоборот.

Подобные книги имеют с первого взгляда оригинальный, но при детальном рассмотрении примитивный сюжет. Наполнены они такими же оригинальными, но лишенными художественной ценности иллюстрациями и вполне отвечают требованиям современного общества – «казаться, а не быть».

Есть своя печать времени и у популярных познавательных книг. Например, известная серия «Найди и покажи», об окружающем мире. Один разворот утомляет как целая книга. Животные и люди неестественно плотно заселяют отведенные им для жизни пространства, создается ощущение небольшого острова, на который быстро переселили все человечество и иже с ними. Не стоит удивляться, если ребенок вдруг принесет «Лисичкин хлеб» М. Пришвина или «Лето в лесу» И. Соколова-Микитова и скажет: «Мама прочитай вот эту – я отдохну».

Мир модных изданий детской литературы креативен и примитивен. И, к сожалению, не только духовно-нравственная пустота характеризует подобные издания.

Может, это происходит от того, что нам стыдно отставать, когда мир бежит, все хватая на своем пути? Стыдно даже в отношении детской книжки.

И потому в наше время еще ценнее труд тех издателей и выбор тех родителей, которые не стремятся быть в тренде, не бегут за миром, не боятся опоздать и быть старомодными. Благодаря им дети могут открывать прекрасный мир книг издательства «Речь», «Нигма», «Белый город» и т.п. Могут вместе любоваться волшебными иллюстрациями И. Билибина, Т. Мавриной, Н. Кочергина, Н. Устинова, Ю. Коровина, Ю. Васнецова и пр.

Давайте будем внимательными к книгам, которые читают наши дети. И пусть недостаточно креативные, но светлые и теплые образы отпечатываются в детском сердце. Поверьте, со временем и этот детский опыт принесет свои плоды.


Наследник