ПСТГУ завершает публикацию текстов[1], известных как «молитва Патриарха Тихона». Об истории появления третьей молитвы, прочитанной Патриархом на службе 31 марта (14 апреля) 1918 года, рассказывает старший научный сотрудник отдела новейшей истории Русской Церкви Наталия Александровна Кривошеева
В 1995 году в журнале «Православная Русь» (церковно-общественном органе Русской Православной Церкви за границей, издаваемом в Джорданвилле) к 70-летию со дня кончины Патриарха Тихона была опубликована статья «Исповедник и святитель Тихон и Америка», а также помещена «Молитва святого Патриарха Тихона о гонимых братиях наших» – без указания истории ее возникновения. Обстоятельства, в которых был написан текст этой молитвы, связаны с деятельностью Всероссийского Поместного Собора и началом систематических гонений на Церковь со стороны советской власти.
28 января 1918 года в Москве и других городах России прошли многолюдные крестные ходы, некоторые из которых были расстреляны. В общественных местах совершались богослужения в поддержку Патриарха Тихона, православный народ высказывал свой протест против антирелигиозной политики советской власти и направлял в адрес правительства коллективные петиции. На Поместный Собор начали поступать письма, иногда подписанные сотнями верующих, в которых они протестовали против действий новой власти и выражали готовность встать на защиту Православной Церкви и ее святынь.
С начала второй сессии (январь 1918 года) работы Поместного Собора стали регулярно поступать сообщения о погибших и пострадавших в результате гонений. Всякий раз, когда Собор получал новые сведения о пострадавших, соборно совершалось их молитвенное поминовение.
На 104-м заседании Собора 15 (28) марта 1918 года было зачитано предложение о проведении внеочередного заседания для оглашения списка лиц, подвергшихся гонениям за веру Христову, и принятии необходимых распоряжений в связи с гонениями на Церковь. Поступило предложение просить Святейшего Патриарха распорядиться, чтобы Священный Синод сообщал Собору обо всех случаях гонений в отношении Церкви и ее служителей[2]. Было зачитано сообщение Соборного Совета о создании на местах особых комиссий, разбирающих случаи гонения за веру, а также о том, что обо всех подобных ситуациях необходимо докладывать на общих заседаниях Собора. Соборный Совет также постановил образовать специальную Комиссию, которая должна была заниматься всеми фактами преследований за веру Христову. Особые предложения участников 104-го заседания были переданы в новую Комиссию.
29 марта (11 апреля) на 118-м заседании Собора протоиерей Павел Лахостский сделал первый доклад о гонениях на Православную Церковь. Он отметил в докладе, что «большевистским переворотом положение Церкви сразу ухудшилось и продолжает все более и более ухудшаться, особенно со времени издания знаменитого январского Декрета о свободе совести, вплоть до принесения многих кровавых невинных жертв, число которых, увы, нам еще неизвестно, но судя по всему, что мы знаем, должно быть очень велико».
Обсудив доклад Комиссии о гонениях, Собор принял решение о совершении торжественной Литургии с упоминанием имен первых новомучеников Церкви Русской.
Поместный Собор постановил в субботу 31 марта (14 апреля по новому стилю) совершить поминовение усопших мучеников за веру и Церковь в храме Московской духовной семинарии, а в воскресенье 1 апреля (15 апреля по новому стилю) – благодарственное молебствие о спасении подвизающихся за веру и Церковь в Храме Христа Спасителя.
31 марта (14 апреля) в храме Московской духовной семинарии заупокойную Литургию и панихиду совершал Святейший Патриарх Тихон с двумя архиепископами – Могилевским Константином (Булычевым) и Кишиневским Анастасием (Грибановским), четырьмя епископами и несколькими членами Поместного Собора. На заупокойных ектениях и за панихидою поименно поминались убиенные за Церковь и веру и те страдальцы, чьи имена неизвестны.
Протоиерей Павел Лахостский произнес проповедь на текст песнопения: «Агнца Божия проповедавше, и заклани бывше якоже агнцы…»[3]: «Эти слова трогательной заупокойной песни вполне приложимы к тем современным нам мученикам за веру и Церковь Православную, молитвенную память о которых мы творим ныне. Беспримерное, еще не бывалое в тысячелетней почти истории нашей Русской Церкви время переживаем мы, и это тяжелое время нависло над нами так быстро, так неожиданно, что мы совершенно к нему не подготовились… <…> Но что же мы можем сделать, что можем придумать, к кому нам обратиться с жалобою на эти злодейства?... «Молитву пролию ко Господу, и Тому возвещу печали моя»[4] – вот первая наша жалоба, вот первое обращение в скорби, без которого не может обойтись православный христианин, что мы теперь и совершаем, а затем он, как и во всех случаях своей жизни, ищет наставления и вразумления у Того, по имени Коего и называется христианином, у Христа Спасителя, в Его святом Евангелии… Очевидно, и ныне Он Сам, Всемогущий, увенчивая наше дело благоустроения церковного, возрождает и обновляет Церковь кровью новых священномучеников и мучеников».
Далее отец Павел привел несколько фактов о гонениях на Церковь и в конце проповеди зачитал первый синодик новомучеников Российских – он состоял из 20 известных на тот момент имен. Список возглавил Киевский митрополит Владимир (Богоявленский), первый мученик из числа епископата Русской Церкви. После Литургии было отслужено молебствие Христу Спасителю с провозглашением многолетия всем подвизающимся за веру и Православную Церковь»[5].
5 (18) апреля на 126-м заседании Поместный Собор принял «Определение о мероприятиях, вызываемых происходящим гонением на Православную Церковь». Им устанавливалось возношение в храмах за богослужением особых прошений о гонимых за веру и Церковь; совершение торжественных молений: а) поминального об упокоении и б) благодарственного о здравии и спасении оставшихся в живых. Также Собор установил ежегодное поминовение всех усопших «в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников»[6] совершать 25 января (7 февраля) или в следующий за ним воскресный день[7].
Во время панихиды Святейший Патриарх Тихон впервые прочел молитву, текст которой мы сегодня публикуем. По обстоятельствам времени эта молитва долгие годы хранилась под спудом. В годы гонений на Церковь упоминание самого имени Патриарха и священномучеников в России было под запретом, возношение молитвы с упоминанием о гонениях могло привести к репрессиям, а деяния Поместного Собора хранились в закрытом архиве. В изгнании оказались некоторые члены Поместного Собора. Один из них, митрополит Анастасий (Грибановский), в 1936–1964 годах возглавлявший Русскую Православную Церковь за границей, был участником первой службы, посвященной новомученикам. Возможно, именно он сохранил молитву Патриарха Тихона «о гонимых братьях наших». В 1995 году молитва была впервые опубликована в журнале Русского Зарубежья «Православная Русь».
Молитва святого Патриарха Тихона о гонимых братиях наших[8]
Милосердный Господи, Боже сил! Из глубины душевныя смиренно вопием Ти: силою Креста Твоего смири дерзость ненавидящих и хулящих имя Твое Святое, оскверняющих и разрушающих святыню храмов Твоих и люте гонящих верных чад святыя Церкви Твоея.
Всем страждущим и изнемогающим за исповедание веры во имя Твое посли ангелов Твоих святых, да укрепляются верныя люди Твоя в несении благаго ига Твоего ангельским покровом и предстательством Пресвятыя Богородицы и всех святых Твоих.
Многомилостивый Господи! Болезненным сердцем, со слезами молимся Тебе, призри на вопль, стенание и умиленные молитвы всех верных людей, от нападения врагов Твоих, Господи, страждущих, святыни храмов Твоих и благодати святых Таинств Твоих лишенных.
Умилостивися, Господи, над младенцы, светом святаго крещения неозаренныя и печатию дара Духа Святаго незапечатленныя.
Пощади, Господи, отроки, юноши и девы, соблазняемыя ненавистниками имени Твоего на всякое нeвeрие, нечестие, богохульство, распутное житие, зависть и злобу к ближнему своему.
Умилосердись, Господи, на старцы и болящия, лишенныя в предсмертный час благодатнаго утешения в елеопомазании и причастии Святых Таин Твоих и не чающия христианскаго погребения.
Огради, Господи, монашествующих лик, из святых обителей изгнанных и поношения терпящих.
Наипаче же утверди, Господи, крепостью Духа Твоего священники Твоя, дабы небоязненно, даже до смерти, во единении стояли на страже стада Твоего.
Всех же, Тебе ради приявших мученическую кончину, сподоби со святыми Твоими в вечной славе Твоей царствовати.
На Kpecте моливыйся за распинателей Твоих и приемый в последний час разбойничье покаяние, не погуби, о Господи, отступников, хулителей и гонителей святыя веры и святыя Церкви Твоея, но, аще возможно cиe, даруй и им радость познати Тя, Божественную Любовь и Премудрость, и дни свои в истинном покаянии скончати.
На Тя, Господи, уповаем и не постыдимся во век, Ты бо еси Заступниче наше, Помощь и Победа, победившая мир, Свет, паче всякаго света, Радость паче всякия радости, Упoвaниe паче всякаго упования, Жизнь истинная и спасение вечное, и Тебе, в Троице покланяемому, славу вси возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
1. Предыдущие две публикации:
2. См.: Деяния… Т. 8. С. 43–44.↩
3. Последование панихиды. Тропарь за упокой, гл. 5-й.↩
4. Последование панихиды. Тропарь за упокой, гл. 5-й.↩
5. ГА РФ. Ф. Р-3431. Оп 1. Д. 564. Л. 26, 27.↩
6. ОПСС. Вып. 3. С. 55.↩
7. Поминовение мученически погибших в этот день было восстановлено определением Священного Синода от 30 января 1991 г. на основании решения Поместного Собора 1917–1918 гг.↩
8. «Православная Русь». 1995. № 9. С. 5.↩