Молодые о вечно молодом

Молодые о вечно молодом
Фото: из личного архива Валерия Сухова
Судьбы книжных порталов в русскоязычном сегменте Интернета – тема, претендующая на десятки, если не сотни исследований. Сколькие великолепные начинания мы застали, видели воочию! Скольким радовались, и скольких спустя недолгое время сопроводили в цифровое небытие, сокрушаясь тому, что «обновление ресурса временно прекращено» (наверняка вследствие «отсутствия финансирования»). 

Уже на заре сегодняшней культурно-экономической панорамы Российской Федерации подразумевалось, что бытие или небытие какого-либо начинания диктует прибыль. Помните? «Предприниматель – лицо, действующее на рынке с целью извлечения прибыли». Прибыль от книжного дела заключается в продажах, их количестве, качестве, как говорят маркетологи – «глубине». Здесь маркетинговые понятия подразумевают обычные в сопредельных сферах «клиентские базы», «агрессивные и мягкие политики внедрения», «инновационные технологии распространения информации», «целевые аудитории» и прочее «сегментирование процессов».  

Технологическая цепочка «автор-издатель-книготорговец-покупатель» включает в себя довольно значительное число посредников – книжный рецензент, иногда критик, но всегда – профессиональный читатель, оставляющий сетевые отзывы на понравившуюся или не понравившуюся книгу… Но если сеть, значит, и программист, и контент-менеджер, и редактор ресурса, и даже, не побоюсь этого слова, и главный редактор, и, разумеется, провайдер, и многие-многие, участвующие в живом процессе донесения книжной информации до «конечного потребителя». 

Нисколько не удивительно, что стратегии выживания неумолимо приводят книжников и каталогизаторов к необходимости гибридизации книжной рекламы и книготорговли. 

Но если представить себе портал, который ничем не торгует, а живёт одной идеей? Оказывается, не располагая массированной частной или государственной поддержкой, можно год за годом проводить одну, но настойчивую мысль: в стране зарождается новый пласт словесности. Словесности православной, ориентированной на излияние души там, где на него если не наложен запрет, то особенным – рыночным! – молчанием обходится всё, что не рассчитано на высокий спрос, предназначено исключительно для доверительного разговора тет-а-тет.  

***

До такой литературы, не претендующей на внимание любителей взрывов, стрельбы и головоломных логических, а заодно и эстетических упражнений, сегодняшнему читателю нужно дойти самому. Подобная метаморфоза – результат свершившегося в глубине души понимания и себя, и интенции традиционной культуры. Привыкнув к изысканным напиткам, вдруг передёрнешься, почувствовав на какой-то раз отвращение, и захочешь – колодезной воды, и только её одной… 

Портал «Правчтение» ничем не торгует. Ни книгами, ни рефлексией о них. Портал отдаёт – бесплатно. Такова идея, и ей он останется верен.

***

Оказалось, однако, что наше существование может быть замечено вольным студенчеством, обретающимся в стенах Пензенского государственного университета, будущими педагогами (!!!), и мысли его, вольного студенчества, о портале кажутся небезынтересными.

«В настоящее время читательская и научная филологическая общественность столкнулись со всё более развивающимся литературным явлением: православная, духовная поэзия и проза. Можно с уверенностью сказать, что данное явление принадлежит уже не XX в., а XXI в.» - пишет в преамбуле своей работы о «Правчтении» Т. Саенкова. Наверняка «Т.» - это Таня, и не какая-нибудь «Тильда», но сделаем вид, что принимаем и такое суровое обозначение, как не нарушаемый закон кафедральной жизни.

«Сейчас в христианский мир входят представители отечественной интеллигенции: ученые, артисты, художники, музыканты, писатели становятся прихожанами храмов, а многие из них принимают священный сан, при этом продолжая реализовывать свои таланты уже в новом качестве (такова, например, судьба писателя-священника Ярослава Шипова)» - что ж, правда! 

«Также необходимо отметить возрастающую роль в литературном процессе Интернет-пространства – электронные ресурсы становятся площадкой для развития современной литературы и продвижения как молодых авторов, так и писателей, уже зарекомендовавших себя в литературных кругах. Одной из Интернет-площадок, пропагандирующих православные духовные традиции и публикующих соответствующие прозаические и поэтические тексты, стал портал «Правчтение» – спасибо-спасибо. 

«Основная функция портала – концентрирование и анализ информации о новинках церковной и светской литературы, относящейся к духовной сфере, то есть, напрямую связанной с различными духовными реалиями. Председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви, митрополит Калужский и Боровский Климент уточняет, что новый интернет-портал станет «своеобразным навигатором в мире православной книги». Иными словами, портал призван «провести инвентаризацию» издающейся сегодня духовной литературы, расставить верные акценты в той сфере, где оценка зачастую разрознена и не полна» - исключительно верно.

«На портале в связи с этими процессами собран постоянный экспертный пул, состоящий из писателей круга Патриаршей литературной премии и преподавателей Литературного института им. Горького: на вопросы корреспондентов «Правчтения» постоянно отвечают писатели Алексей Варламов и Александр Сегень, поэты Олеся Николаева, Юрий Кублановский и Сергей Арутюнов. Через посредство портала далёкий от церковной литературы светский читатель ближе познакомится с такими современными писателями-священниками, как Николай Агафонов, Артемий Владимиров, Андрей Ткачев, Александр Торик, Николай Блохин, Ярослав Шипов, Александр Дьяченко. Даже праздно любопытствующему будет легко убедиться в том, что Церкви не просто не чужда «небогословская словесность», но некоторые её представители по стилю и слогу ничуть не уступают своим «гражданским» коллегам <…> Портал «Правчтение» – это единое информационное пространство, которое показывает, что церковное книгоиздание переживает сегодня настоящий расцвет» - пожалуй, да.

Далее добросовестно анализируются наши рубрики, обращается внимание на рубрику «Современная поэзия», в которой выделяются подборки Александра Невстругина, Олеси Николаевой и Валерия Сухова, и делается трогательный вывод: 

Таким образом, мы увидели, что портал «Правчтение» является одним из центров развития православной духовной традиции в современной русской литературе, в частности, в лирике.

Может быть, хотя на такие лавры мы едва ли изначально претендовали. Но – спасибо огромное. Послушаем других: Полина Ходос отважно проводит беглую инвентаризацию такой нравящейся нашим читателям рубрики. Невстругин, Сухов, Куняев, Костров, Галамага, Елагина, Зубарева, Дударев, Логинов, Иващенко – все, кого мы любовно собирали на протяжении последних месяцев и лет. И как славно, что эти инициалы – замечены, внесены в реестр фамилий, которые обязательно всплывут при второй – и такой же, может быть, случайной где-нибудь встрече. Ни одна поэтическая подборка не набирала у нас менее хилых ста просмотров, все – гораздо больше. Доходило в отдельных случаях и до пятисот, и до тысячи...

Отчего же внимание будущих педагогов русского языка и литературы концентрируется именно на поэзии? Оттого ли, что преподаватель, озадачивший своих подопечных такой темой, как наш портал, сам – поэт? Да, конечно, но еще и потому, что именно она – самый достоверный ключ к человеческому сердцу. Письмо всем и сразу. 

И в этой связи восхищают отдельные формулировки Ю. Шабакаевой:

«Православная лирика рассматривается отечественным литературоведением не просто как возрождающаяся традиция духовной поэзии, а как оригинальный литературный феномен, как новаторское явление литературного процесса рубежа XX-XXI вв. Современную духовную поэзию можно разделить на три группы. Первая, самая многочисленная и словоохотливая, отличается необыкновенной оперативностью, быстротой мышления и инициативностью.

Раньше они воспевали КАМАЗ,
Лихо строчили про БАМ.
Ныне советский поэт-богомаз Бодро вторгается в храм.
(Сергей Воробьев)

Духовная поэзия - необычайно сложная и деликатная область русской литературы».

Вот за эту подмеченную «деликатность» - поистине огромное и поистине отдельное спасибо. Без деликатности любая православная словесность обречена, поскольку замешана она не просто на деликатности или «богобоязненности», но на преодолении в себе барьеров, отделяющих каждого из нас от Эдема, первоначального состояния человека, смотрящего на мир глазами ещё не согрешивших и не удалившихся от Создателя Адама и Евы. Вот корень и Православия, и самой Руси. Стыдливость, застенчивость – то, что беспощадно изгонялось из нашей психики, остаются в центре нашего бытия. Ужасаться, стыдиться, стесняться – нормально, учитывая, через какие испытания мы прошли, какие жертвы принесли во имя того, чтобы оставаться самими собой.

Орать на нестерпимо режущей ноте о том, как ты любишь Господа, ни в православной лирике, ни в православной прозе немыслимо. Мы за десять километров обходим густопсовых графоманов, шлющих нам свои подборки: они готовы клясться всему, что сейчас «в тренде», обустроить равно и безверие, и православие таким идеальным способом, что и сомнений не предвидится в том, что всё избранное ими для летучего прославления торжествует и царствует.

Не торжествует. Пытается пробиться через восприятие отпавших от Веры – да. Израненное миром, пробует осознать себя, прийти к какой-то однозначности – да, вписать себя в варварски попиравшуюся традицию мировидения – да. Но не торжествует. Пышные празднования – вообще не дело души. Едва вступив в круг света, она пугается и пытается скрыться и от света, и от себя самой. Душа – нелепая, блёклая ночная бабочка, трудится редкими порханиями над землёй, над свернувшимися до рассвета бутонами цветов, до окончательного наступления себя в Вечном Лете. Всякое иное – ложь.

Но – к работе Ю. Шабакаевой. Анализ тонкий и непредвзятый: 

«Анатолий Пикач заметил, что для целой ветви поэзии «характерны на сегодня слияние политического и религиозного пафоса». Многие лирики просто не понимают сущности религии, они считают ее разновидность идеологии: «Спаси, Христос! Кругом одна измена» (В. Костров). 

Вторую группу составляют поэты, умеющие говорить о высоком без наивного восторга и без досадной для читателя напыщенности (Юрий Кузнецов, Нина Карташева, Николай Рачков, Инна Лиснянская, Новелла Матвеева, Глеб Горбовский, Денис Коротаев, Владимир Скиф, Татьяна Смертина, Юрий Лощиц, Мария Аввакумова, Олеся Николаева, Светлана Кекова, Надежда Веселовская и др.) Литературовед Наталья Гордиенко считает, что их лирика относится к творчеству православно-созерцательного типа.

В третью группу духовной поэзии входят православные поэты, искренне и глубоко верующие и понимающие, что «духовный стих по своему религиозному содержанию стоит вне текущих мелочей действительности». Творчество этих авторов, «живущих внутри духовной традиции, иначе можно назвать православно-воцерковленной поэзией. Доминантой их мировоззрения является не просто религиозное, но церковное сознание, воссоздание самой реальности Церкви как высшей ценности бытия.

Это иеромонах Роман (Матюшин), А. Васильев, М. Дьяконова, священник Дмитрий Дудко, священник Андрей Кононов, священник Андрей Логвинов, диакон Владимир Нежданов и др. Веру они ставят выше искусства».

Систематизация весьма значимая.

«Современную православную поэзию часто называют «лирикой русского сопротивления». О каком сопротивлении и противодействии идет речь? Прежде всего, о сопротивлении потребительскому безумию в ущерб духовности, о разоблачении лжи в условиях информационного вакуума: «Не смиряться перед злом» (Н. Карташева)».

«Самое важное в стихах Елагиной начинается там, где заканчивается очевидность ярких образов и смелых метафор, очевидная современность и подробная повествовательность ее стихотворений. За всем этим ярким антуражем скрываются ряд неразрешимых противоречий – между светом и тьмой, «Питером и Ленинградом», мужчиной и женщиной. Пространство лирики Елагиной – это пространство выбора при полной невозможности его совершить. Ее мир – это мир между Ветхим и Новым Заветом; «там» и «тогда», когда одного Ветхого – уже мало, а к принятию Благой Вести душа еще не готова».

И далее – о Тарковском и Хабарове. 

Собственно, вырванные цитаты мало что обрисовывают и мало что итожат. Первостепенно – вникание в суть. 

Может быть, имена поэтов постепенно просочатся в бытийную жизнь вечно обновляющейся интеллигенции (хотя бы её!), а может быть, пески времени засосут их до срока. Но в «водоносном слое цивилизации» они существовать будут хотя бы потому, что именно эти люди тратили тридцать процентов своего жизненного пути как минимум на формирование пристойных строк, зовущих душу к возрождению, переходу на «дневную сторону».

«Из тени в свет перелетая» - строка Тарковского-старшего, нагло уворованная известной финансовой пирамидой на заре 1990-х гг. Мы, ещё молодые, шли тогда мимо метро-баннера с тремя бабочками, вздрагивая от того, что рука рынка посягнула на святое – святое искусство… Теперешние молодые – вздрагивают ли от прямого соприкосновения с ним? Стоит надеяться, что – да.

Фото на заставке взято из официальной группы "ВКонтакте" Пензенского государственного университета