Молодым о вызовах времени
В Издательском совете Русской Православной Церкви состоялась приуроченная к Году педагога и наставника конференция «Жизнь и труды святителя Феофана, Затворника Вышенского, в истории и современности»
Вспоминали о святителе Феофане как о подвижнике, наставнике, педагоге. Сам он считал, что никакого учительства без подвижничества и быть не может: святой обретает душеполезные слова только после долгого искуса, и действенное слово – это всегда результат не столько теоретических размышлений, сколько практической аскезы, – отмечал в своем докладе митрополит Калужский и Боровский Климент. Благодать прежде всего и очищает ум. Просвещаемый благодатью нередко познает суть вещей без посредства рассудка.
Святитель Феофан наставлял молодых быть готовыми встретиться с вызовами времени, не губя своей веры. Епископ Скопинский Питирим привел в своем выступлении цитату святителя:
«…ЧЕМ ЧАЩЕ КТО ПРИЧАЩАЕТСЯ, ТЕМ БЛИЖЕ БЫВАЕТ К ГОСПОДУ, ТЕМ ЕМУ ЛУЧШЕ БЫВАЕТ И САМ ОН ЛУЧШЕ СТАНОВИТСЯ. РАБОТАЮЩИЙ ЛУЧШЕ РАБОТАЕТ, ХОЗЯИН ЛУЧШЕ ХОЗЯЙНИЧАЕТ, НАЧАЛЬНИК ЛУЧШЕ НАЧАЛЬСТВУЕТ; ВСЯКОМУ ЛУЧШЕ БЫВАЕТ, И ВСЯКИЙ ЛУЧШЕ СТАНОВИТСЯ ОТ СВЯТОГО ПРИЧАЩЕНИЯ, СТАНОВИТСЯ ЖИВЕЕ, ДОБРЕЕ, УМНЕЕ!»
Вообще святитель часто наставлял в письмах во всем полагаться на помощь свыше. Так и учил хотя бы кратеньким молитвам перед каждым делом: «Господи, настави! Господи, помоги!» – только произнеси от сердца, и уже всё пойдет совершенно иначе. А испросив утром в молитвах благословения на день, весь день и будешь пожинать плоды действия благодати, когда всё складывается наилучшим образом. Наставлял чаще обращаться к своему Ангелу Хранителю – это лучший друг каждого христианина. У него просто в «должностных обязанностях» нам помогать. «Навыкайте его слушать, и он будет учить вас всему», – писал святитель.
Насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры иеромонах Пафнутий (Фокин) рассказал о первом исследователе жизни и творчества святителя архимандрите Георгии (Тертышникове).
Именно по его инициативе в январе 1994 года в Рязани были проведены первые Феофановские чтения, и потом уже подобные мероприятия стали регулярными не только в месте подвига затворника в возрождаемом Вышенском монастыре, но и в столице. Доктор филологических наук Варвара Викторовна Каширина отследила по публикациям в «Журнале Московской Патриархии», как до начала 1970-х годов, когда в 1973 году были тайно обретены мощи святителя Феофана, о нем публиковались одна-две статьи в год, а вот с началом активной исследовательской работы отца Георгия – это уже по несколько ежегодных публикаций.
Отец Пафнутий рассказал случай, которому сам был свидетель, еще учась в семинарии. Ребята-семинаристы как-то стояли во внутреннем дворике академии, рядом топтались и ворковали голуби, а поодаль за всем этим настороженно наблюдал лаврский кот… Мимо проходил отец Георгий (Тертышников) и, взглянув на нерешительно мнущегося полосатого, пригрозил: «С помыслами надо бороться!». Отец Георгий, кстати, отмечал: когда семинарист перестает регулярно ходить на исповедь, он перестает учиться. Постижение вообще наук, а богословских тем более требует равновесия сил души, главенства разумной силы души над вожделевательной и яростной, а привести себя в порядок как раз и помогает исповедь, внимательная духовная жизнь.
Руководитель Общества православных психологов Санкт-Петербурга во имя святителя Феофана Затворника, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, доктор психологических наук Лариса Филипповна Шеховцова как раз раскрыла это учение «основателя христианской психологии», коим считают святителя. В человеке грешнике силы как бы являются отпавшими: что хочу, того не делаю. Чтоб обрести целостность, ум надо направить на истинное, волю на правильное, чувства на прелюбезное, как писал святитель Феофан.
Докладчица назвала письма святителя Феофана истинной школой гармонии чувств.
Доцент кафедры философии, теологии и религиоведения Кубанского государственного университета, кандидат педагогических наук Анна Борисовна Бухович, иллюстрируя необходимость очищения и гармонизации человеком себя, привела рассуждение святителя Феофана о том, что в мире есть являемая сторона, но под ней действуют еще силы и стихии, и за всем этим мы еще должны усмотреть сокровенную мысль Божию, тогда нам и откроется суть вещей, происходящего. Но сокровенную мысль Божию можно познать только духом, если мы родились в духе, и он для нас в приоритете. Иначе же, особенно в молодые годы, телесная жизнь заглушает жизнь духа, и человек именно в юности совершает большинство ошибок.
ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН С ЮНЫХ ЛЕТ ГОТОВИТЬСЯ НЕ К НАСЛАЖДЕНИЮ, А К ПОДВИГУ, – ОТМЕЧАЛ СВЯТИТЕЛЬ ФЕОФАН, – ВОСПИТЫВАТЬ НАДО НЕ «ДЛЯ СЧАСТЬЯ», НО ПРИУГОТОВЛЯТЬ К ТРУДУ ЖИЗНИ
Избежать серьезных травм и падений, что могут исковеркать весь дальнейший жизненный путь, молодым, конечно, может помочь церковный опыт. Благо, если ты с детства в Церкви, но даже если нет – в Дом Божий двери всегда открыты. Преподаватель Тамбовской духовной семинарии, аспирант Московской духовной академии иеромонах Паисий (Буй) рассказал о педагогике воцерковления святителя Феофана. Он начинал выстраивать путь вхождение человека в Церковь с учения о грехе. Если ты правильно понял, что такое грех и как он извращает твою природу, обрел это здоровое чувство греховности – тебе нужен Христос и вера твоя уже подлинная, живая. Тебе ничего уже и не надо из догматических истин объяснять, ты сам уже ощущаешь насущность приближения к Богу, тебе нужна Его помощь, и ты знаешь, какое это ни с чем не сравнимое блаженство, когда зрелое покаяние проявляется как преображение твоей души.
Ольга Орлова
/Святые Online