Наш ответ Чебурашке

Богатырев Александр
Наш ответ Чебурашке
Фото: Сергей Ломов
Отсмотреть 80 фильмов за 3 недели непросто. А уж определить лучшие – задача сверхсложная. Сложная потому, что фильмов равных профессиональных достоинств очень много. Если в последние годы мы отмечали рост профессионализма, то на сей раз о каком-то росте говорить не приходится. Высокий уровень достигнут. Зато появилось нечто новое – невероятно повысилось смысловое и духовное проникновение в суть проблем. Многие авторы не просто снимают фильмы о трагических страницах нашей истории или об испытаниях последних лет, но предлагают глубокий и умный анализ происходящего и происшедшего с Россией и нашим народом. Казалось бы, мы все видели фильмы о Патриархе Тихоне, о новомучениках, о праведниках наших дней, но смотришь на работы о знакомых событиях и героях, и удивляешься: как по-новому интересно и талантливо можно об этом рассказать и показать. Рассказать: и закадровым текстом, и синхронами. Очень много героев с хорошей культурной речью, умными обобщениями, хорошим чувством юмора. Много работ о героях спецоперации на Украине и воинах-врачах, воевавших с ковидом. Их рассуждения о жизни, о воинском и профессиональном долге очень похожи. И время теперь они определяют не по календарю, а по «до и после». До ковида и до спецоперации и после. И это «до и после» ощущается во многих работах. И сам фестиваль, судя по присланным работам, тоже проходит в этой парадигме. Удивительным образом отсмотренные фильмы создают масштабную, многоплановую и многосмысловую картину жизни России. Жаль, что у зрителя не будет возможности посмотреть все фильмы, поскольку многие проблемы, затронутые в одном фильме, неожиданно находят решение в другом. В моем сознании все темы и сюжеты не просто перемешались, а соединились в огромное мозаичное полотно, где каждый камешек словесной и видовой «смальты» занял нужное место. И это заставляет задуматься и дает возможность увидеть и понять многое из того, что волнует сердца современников. Эта картина – серьезная альтернатива официальному телевидению, заполненному пустыми разговорами и бесконечными историями о жизни преступников и людей, обуреваемых страстями.

В ней широчайший охват исторических событий от первых веков христианства до наших дней. В фильме «Псков. Россия начинается здесь» история защиты города от войска польского короля Стефана Батория (а в нем были представители многих «цивилизованных» народов Европы) органично переходит в рассказ о современных героях Псковской десантной дивизии, оборонявшихся силою одной роты против полуторатысячной банды Басаева. И героизм воинов ХХI века таков же, как у их пращуров, сражавшихся в веке ХVI. И политическая ситуация аналогичная. Нет, не с Наполеона и Гитлера началось объединение европейцев для войны против многострадальной России.

Я не помню такого количества фильмов о женщинах-воинах. Один фильм так и назван «Война. Женский род». Это не только грамматический атрибут слова «война», но проникновенный рассказ о сотнях тысячах женщин, сражавшихся с фашистами во время Отечественной войны.

Радует то, что практически все животрепещущие темы нашли отражение в фильмах этого фестиваля. Это и доброе отношение к инвалидам, к одиноким, больным и пожилым людям, и, что особенно отрадно, в Год семьи особенно актуально прозвучала тема отцовства и воспитания детей в фильме «Отцы». При нашем тотальном сиротстве с распадающимися семьями и массовом явлении матерей-одиночек особую радость вызывают рассказы о крепких семьях, живущих по христианским заповедям, где любящие отцы, умеют делать все своими руками: строят дома, сажают сады и огороды, разводят кур и коров, а главное - обучают всевозможным ремеслам своих детей. А детей в этих воцерковленных семьях и по восемь, и по десять. В некоторых семьях бывает и больше. К многочадным священникам мы успели привыкнуть. А в фильме «Отцы» знакомимся с кузнецом, реставратором и шофером пожарной машины. Их жены говорят о напрасных страхах наших женщин, полагающих, что много детей – это умножение трудов и проблем. В действительности наоборот. Дети подрастают и берут на себя заботу о младших, труды по дому, помогают готовить еду. И матери становится легче – у нее появляются хорошие помощники, на которых можно оставить и младших детей, и домашнее хозяйство. С ранних лет такие дети приучаются к труду. Бездельниками быть не позволяют не только родители, но и братья и сестры.
Фестивальный экран оказался очень демократичным. После фильма о благочестивом, деятельном архиерее, можно сразу попасть в избушку таежного отшельника, затем к духоносному старцу, пройтись по Богомзданным пещерам, а выйдя на свет Божий, оказаться на приходе, где трудятся бывшие заключенные. Поговорив с ними, оказаться в гостях у Алтайского батюшки, который вместе с рабой Божией, исполняющей все работы в храме, вдвоем строят храм. Трудностей у них очень много. Но батюшка говорит – что преодолевая их, духовно растешь. А еще он полюбил унисонное пение, благодаря работе с циркулярной пилой.

- «Включаюее, она задает тон, и я пою. И о проблемах забываю». Из далекого Алтая можно приехать к Новгородскому реставратору Татьяне Ромашкевич. В ее интереснейшем рассказе о шедеврах Новгородского зодчества и фресковой живописи удивительным образом сплетены редкие важные сведения об утраченных фресках и храмах с исповедальными рассказами о том, как они с мужем, работая над фресками, обрели веру в Бога. Муж, к сожалению, скончался, а она более полувека остается верной выбранной профессии. Ее трудами сохранены и восстановлены фрески во многих новгородских храмах.

Когда Татьяну Ромашкевич спрашивают: «Были ли в Вашей жизни чудеса?», она отвечает: «Постоянно. Недавно родился пятый правнук»…

Нам, хлебнувшим радостей коммунизма и того, что пришло на смену разоренного СССР, трудно поверить в то, что в конце Х1Х века жил человек, тративший миллионы золотых рублей на благотворительность. Звали его Иннокентием Сибиряковым. Он строил храмы в Сибири и во многих городах России, помогал монастырям, бедным студентам, людям, попавшим в трудные житейские обстоятельства. В числе просителей, выстраивавшихся в длинную очередь возле его квартиры, можно было увидеть и нищенку, и генерала. Он никому не отказывал. Однажды дал 148 тысяч рублей женщине собиравшей деньги на строительство церкви. Она была поражена его щедростью, но, для порядку, заявила в полицию. Власти арестовали капиталы «сумасшедшего» барина и долго вели дознание. Лишь личное вмешательство государя-императора Александра 111 спасло его от заключения в сумасшедший дом. В конце жизни Иннокентий Сибиряков уехал на Афон достроил самый большой во всей Греции храм в русском Андреевском скиту и постригся в монахи.
К счастью в России не перевелись меценаты. Герой фильма «Частица неба на земле» Алексей Семенович Миронов – возглавляет строительную кампанию в Вятке. Он построил целый район на окраине города и украсил его замечательным храмом. Воцерковился сам, а, его стараниями уверовали и все члены его семьи. Последнего внука он крестил в построенном им храме.

Порадовали фильмы о молодых людях, вернувшихся из городов в провинцию. Герой фильма «Митина кузня» никуда не переезжал. Он родился и живет в Рыбинске. Прекрасный музыкант и художник организовал фольклорный оркестр, украсил город вывесками в стиле начала ХХ века над ресторанами, магазинами, аптеками и присутственными местами. Теперь он получает заказы на подобные вывески из разных мест. Дмитрий трудится вместе с женой. Она не менее талантлива: и рисует, и поет с ним в церковном хоре. Семья у них многочадная. Дети во всем им помогают.

Необходимо оговориться по поводу термина «герой». Героями мы называем главного персонажа (или нескольких).

Так произошло, что за последние 30 лет героев, в истинном понимании, в светском кинематографе не появилось. Антигероев предостаточно: рефлексирующих недотыкомок, бродящих по экрану и совершающих различные безнравственные поступки.

Очень непросто говорить о символизме и символике в современном кино. Зачастую авторы то ли по неведению то ли с умыслом создают символические ряды, а понимание смысла символов либо затемняют, либо сами не понимают, что сотворили и предлагают свободную трактовку.

Не хочу обидеть режиссера, но на примере одного фильма попробую объяснить, что имею в виду, стараясь понять символику изобразитеного ряда в истории молодой женщины. Она замужем за немцем. Идет с напряженным лицом по улице немецкого города, останавливается у лотка с сувенирами и среди груды безделушек находит и покупает чебурашку. Дома на комоде, стоит точно такой же чебурашка. Она ставит вновь купленного рядом с ним. Потом, после трудного объяснения с мужем, уезжает в Россию, захватив с собой чебурашку. Первый ушастик остается с покинутым мужем. В заключительном эпизоде женщина идет по высокой траве по давно некошеному русскому полю, ложится на землю и смотрит в небо. Называется фильм «Другое небо». Судя по тому, что мы видим на экране, оно не очень-то другое. Идея понятна: человек тоскует по родине и делает очень серьезный шаг – возвращается, покидает чужбину, а, вместе с ней, и мужа. (Невольно напрашивается идиома «оставить с чебурашкой» - то есть уйти от мужа»). Крепко замучила тоска по родине. Как патриотке не посочувствовать… Но многое смущает. И чужбина показана невыразительно. Улица немецкого города мало чем отличается от улиц русских городов. Можно было бы подсмотреть что-нибудь, отчего шибко затоскуешь, показать из-за чего все обрыдло «до чебурашек». Правда, в разговоре с мужем (а диалог выстроен талантливо) выясняется, что за 7 лет совместной жизни супруг выучил лишь 3 русских слова. Но каких! «Я тебя люблю». Вполне достаточно, когда жена говорит по-немецки. Следующая претензия: деревья в соседнем парке пронумерованы. Да и люди тоже. Муж, улыбаясь, обещает, что и в России будет тоже самое. Очевидно, намекает на тотальную цифровизацию. Есть у нее еще одна серьезная проблема: ей - русской актрисе - предлагают в кино лишь роли русских проституток. Конечно, обидно. Очевидно, она давно не смотрела отечественного телевидения. У нас тоже этот персонаж в большой фаворе. Играет актриса талантливо. То, что происходит с ее лицом, без долгих объяснений говорит о том, что она уедет. Но, показанный в фильме, пейзаж родины явно не может успокоить приступа ностальгии. Ни тебе березок, ни колосящегося поля ржи. Но героиня успокаивается еще в электричке, уезжая куда-то в пригород Петербурга. Глядя в окно на унылый пейзаж, она в первый раз улыбается. Может быть, режиссер хотел избавиться от штампов и показал «голую правду»: поле, по которому она бредет, не пахано, березовые рощи вырублены. Но, главное, что меня подвигло на написание этой статьи: почему признаком тоски по Родине стал чебурашка? Не матрешка, не любимая кукла из дорогого детства... Надеюсь, автор не намекал на то, что в слове «чебурашка» присутствует «рашка». Так презрительно называют Россию ненавидящие ее граждане. А смысл первых четырех букв можно определить исходя из свободной трактовки. Коль скоро нам предложена именно свободная трактовка, я и пытаюсь это сделать. Ностальгия дело тонкое: у всех своя. Тоскуют по родине по-разному. Я почему-то вспомнил русских старичков, которые ностальгировали то под Вяльцеву, то под Кобзона.

Почему, все-таки, чебурашка? Сам персонаж небывалое нечто: то ли домовенок, то ли... Но, уж очень он полюбился нашим благодарным согражданам. Целый фильмище отгрохали под названием «Чебурашка», да еще несколько многочасовых псевдосказок, где добрые представители нечистой силы помогают главным героям в их борьбе с другими товарищами по бесовскому легиону. Как-то уж больно настойчиво происходит реабилитация всякой нечисти. При убогой фантазии, но большой мерой пошлости.

Я решительно протестую против чебурашкизации культурного поля России. Не сидится нашим творцам в мире русской сказки. Гораздо вольготнее гулять по просторам оккультного мрака. Мне могут возразить: «и чего привязался... Разве нет нечистой силы в русских сказках? Есть. И немало. Но они побеждаются, а не становятся главными помощниками в борьбе со злом». Кстати, у нас и святой на бесе в Иерусалим слетал. Но это другое.

Смешение понятий, когда зло выдается за добро, представляет большую опасность для душ. Особенно детских. Символы, дорогие господа, работают!!!

Кино воздействует на умы. (Еще Ленин об этом проговорился). Сейчас на умы активно воздействуют чебурашкоподобные персонажи. Поэтому фильмам христианской тематики трудно пробиться на экран. Священников по-прежнему не пускают в школы и ВУЗы. В тюрьмы - с большой радостью: исправляйте то, что натворило отделение Церкви от государства. Мир ослеп, и я без всякого пафоса могу утверждать, что наши фильмы служат поводырями в этом ослепшем мире. Наши авторы стараются залатать дыры, проделанные в душах за годы безбожного лихолетья. Я не стану напоминать о тысячах уничтоженных храмов и монастырей, о расстрелянных архиереях, священниках и простых верующих людях, но еще на моей памяти за Библию можно было получить реальный тюремный срок.

Удивительное дело: наши граждане ненавидят Ницше - апологета фашизма, но некоторые до сих пор находятся «под обаянием» его кощунственного «Бог умер». Нет, господа товарищи, Бог жив. И через сто лет принудительного безбожия в России фестиваль «Радонеж» показывает, что жизнь наполнена евангельскими смыслами, а в работах наших режиссеров происходит соприкосновение с Вечностью, когда образы героев наглядно и убедительно приближаются к Первообразу.

P.S. Мы умышленно не стали называть имена авторов, чтобы не выделять кого-то из рядов талантливых коллег. Просто, позволили себе порассуждать о смыслах того, что заложено в отобранных работах.

Источник