Наша первая сотня

Наша первая сотня

Много ли православных издательств в России и за рубежом, вопрос неисчерпаемый. Огромное и достаточно бурное («волатильное», как сказал бы рыночный аналитик) море экономической стихии способно неожиданным накатом девятого вала затопить и фрегат, и крейсер, и лёгкий ялик. Сколькие отправились в плавание от советских, ещё целиком граждански, берегов в далёком 1988-м? Малая флотилия. Сколькие из них дожили до сегодняшнего дня?

У «Правчтение.Ру» - юбилей, пусть малый, но значительнейший: количество православных издательств на портале достигло ста единиц. Вот она, наша первая сотня.

Почему – первая? Потому что – убеждены мы – будет и вторая.

Да, условия, в которых бытуют православные книжники, не самые лучшие, и ждать какого-то особенного улучшения им не пристало, потому что в мир они пришли не развлекать, а просвещать, наставлять и утешать.

Редкое сердце в годы юности клонится к спасению души: мир неумолимо диктует «познать всё, что есть» - пуститься во все тяжкие, попробовать всего, что в зрелости выглядит вредоносным и подлым, если не в отношении рассудка, то тела.

Презри умеренность, выскочи за рамки! – исходит из себя торговая братия.

Бойся погибели, тихо и твёрдо произносит православная книжность.

Расслышит ли юность её голос так же внятно, как слышит его зрелость, мирящаяся с первыми седыми прядями в висках?

Книжный круг зрелости определён её склонностью к созерцанию достигнутых высот. Ещё больше, чем в юности, порой спрашивает себя душа, познавшая и сладость и боль мироздания, чем она отягощена, как избавиться от тяжести, которая наваливается вдруг даже в самый погожий день, просит уединения, покаянной молитвы. Вот когда появляются на столе, в обиходе вечного транспортного пленника и Святое Писание, и откровения Святых Отцов, и бесчисленные толкования их, и акафисты, и молитвословы, и художественная литература – проза и стихотворения – сопряжённые со Спасением.

Православная словесность сегодня ещё не так широка, как до революции, но список того, что издаётся и переиздаётся, приближается к тому красочному многоцветию, и иногда и превосходит его уже опытом двадцатого и даже двадцать первого столетия. Истекшему двадцать лет назад веку есть, о чём рассказать – о крушении Веры, о животной свирепости палачей, для которых сам вид священника был нестерпим, о массовых казнях, об оговорах … и в то же самое время – о Свете, о Верности, о воздвижении нового Алтаря на ветхих обломках, о жертвах, на него принесённых.

Открывая приведённую выше ссылку на издательства, вы видите их названия, логотипы и координаты. Но как распорядиться остальным – а именно, важнейшими «Книг с графом РПЦ в каталоге» и «Книг готовится к выходу»?

Ответ единообразен: открывать и смотреть, от начального «Вольного странника» до самого конечного (только пока!) «ЭКСМО», поскольку именно здесь только и можно отыскать, отметить для себя сокровенный титул, и приходить в книжную лавку, зная, чего хочешь, а не беспомощно взирать на обложки, мысленно щурясь от изобилия названий и теряясь в них.

Стоп, а при чём тут «ЭКСМО»? – подловит нас читатель. «ЭКСМО» - издательство светское, каждый знает! Светское, да не совсем…

Мы, «Правчтение.Ру», вообще не склонны жёстко и однозначно делить издательства на светские и духовные: в книгоиздании есть две основных профессии, и никто не запрещает совмещать одну с другой. Главное – требование минимальное и единственное – чтобы стандарты при книгоиздании применялись достаточной высоты.

Профессиональное светское издательство, берущееся за издание духовной книги, понимает, что без научного консультанта из церковных кругов приступать к нему не стоит. Духовное издание в различных эпохах отливает по-разному, и книжничество как образ мысли и действия сопрягается, наверно, со всем, кроме всеядности. Будем откровенны до конца – некоторые книги, выдающие себя за православные, православными по духу не являются.

Неустанная деятельность Издательского Совета нет-нет, да и выявит в потоке нечто несуразное: книгу-перевёртыш, книгу, прячущуюся под личиной Православия, а рассуждающую (даже в отдельном отрывке) о мистике вовсе не православной, а порой и о вещах прямо Православию противоположных. Какой уж тогда гриф Совета… расстройство одно. И риск самый страшный – соблазнить «малых сих» (читателей) так, чтобы они не поняли, кем соблазняются, и плутали…

В остальном – воля вольная.

Приветствуя сотое издательство на нашем портале, ещё раз скажем – виват, виват, виват всем тем, кто доносит Слово Божие, кто смиряется со всеми тяготами, кроме духовного мрака, и всеми силами своими старается рассеять его.