Отец Совета

Отец Совета

И думать не хочу о какой-либо лести. Она… непристойна, как комок грязи, брошенный в лицо. Вот почему при создании летучего портрета хочу летучей же приязни к нему со стороны тех, кто любит книги.

***

Миряне совершенно правы, когда воспринимают Русскую Православную Церковь как единое целое, и всё же персонализация служителей Церкви для мирянина думающего и чувствующего становится чем-то неотъемлемым, если он не автоматически причащается и исповедуется, а постигает в Церкви не только Веру, но и саму суть своего времени и современников.

Прихожанин, присматривающий себе у церковного лотка что-нибудь в домашнюю библиотеку или кому-нибудь в подарок, редко задаётся вопросом о том, кто в Русской Православной Церкви отвечает за то, чтобы из церковной лавки в его руки не попало нечто не православное по духу. Меж тем, такой специальный человек в Церкви есть – Председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент (в миру – Герман Капалин).

Гриф «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» на шмуц-титул книги автор получает легко – им предоставляются паспортные данные и печатная или электронная версия книги, заключается стандартный договор, и, если в тексте нет «безумных фантазий» на православную тематику, гриф будет проставлен, и издательство может распространять книгу через православные церковные лавки. Если грифа на книге нет, распространять книгу возможно лишь через светские книготорговые сети…

Цензура ли такой порядок? Вряд ли: Церковь просто не хочет брать на себя трансляцию тех самых «безумных фантазий», созданных людьми, относящимися к Традиции спустя рукава. «Один батюшка предрёк конец Света» – область сомнительного предания, но никак не Истины Христовой.

***

…Седьмого августа митрополиту Клименту, лично отвечающему за идейной содержание современной православной литературы, исполнится семьдесят.

Он был рождён под Москвой в семье, из которой вышло два митрополита – он и владыка Тобольский и Тюменский Димитрий, его младший брат. Мать, схимонахиня Мария (в миру – Мария Алексеевна Капалина) вырастила всех четырёх своих сыновей подлинными детьми Церкви. Старший сын Николай стал протоиереем Московского храма, принял постриг с именем Пафнутий, второй сын Виталий стал архимандритом Василием и служил в Солнечногорске. Вот завет схимонахини Марии, скончавшейся всего несколько месяцев назад (102 года!) всем нам: «Люди все хорошие, чтобы это понять, надо самим хорошими быть». Мысль та же, что у булгаковского Иешуа…

Будущий владыка начинал, как многие дети послевоенья – с машиностроительного техникума. Но сразу после него – Московская духовная семинария с перерывом на армию (интересно, как воспринимали его товарищи по призыву, многие ли откликались на зов искренне верующего на самом излёте 1960-х гг.), затем – Московская духовная академия, и – жизнь в Церкви, столь многообразная, что краткое описание её заняло бы отдельную книгу.

***

Монашествующих не хвалят в лицо. У них другие органы восприятия. Подумаешь любовно, помянешь в молитве, и они услышат и возрадуются, но не себе, а силе любви Христовой.

Если бы меня попросили описать Владыку, я бы извернулся так: вот бы и на грани жизни земной и вечной, и особенно в вечной, если она мне достанется, ощущать взгляд и призывающий к строгости, и одобряющий, когда мера строгости к себе отчасти соблюдена.

…Вблизи него ощущается замедление времени, и не только от внешней неторопливости и размеренности его движений, но от ритма куда более важного – внутреннего, задающего тон всему остальному вокруг него. «Спасись, и вокруг тебя спасутся тысячи» – сказано святым преподобным Серафимом Саровским, сильнее всего, может быть, чувствовавшим, как в благодатной тени Христа спасались от палящего палестинского зноя сначала десятки, потом сотни и, наконец, сотни миллионов страждущих. Ритм выковывает и его, и тех, кто трудится с ним рядом. Ему и в голову не придёт суетиться. Здраво осознающий человеческие ресурсы, умеющий неведомо как распределять их, начиная с себя, он и сам похож на старинные напольные часы – высокий, с мелодичным боем голоса.

Близко к тексту:

– Вот вы о Пушкине говорите, а попробуйте написать столько, сколько он, и поймёте, что все эти обвинения его в лёгком времяпрепровождении – чистая выдумка! Тридцать семь лет, а сколько успел! Спрашивается – когда? По ночам? А спал он когда? Пушкин – прежде всего труженик, а то, что о нём сплетничали, образ ему создавали какого-то бездельника – неправда, не обращайте внимания. Читайте Пушкина и сопоставляйте, сколько им сделано, так и поймёте, что он был за человек.

Напутствуя меня в Издательский Совет, возглавляемый им, поэт, моя коллега по кафедре литературного мастерства Литинститута им. Горького Олеся Николаева, сказала примерно следующее: «Серёжа, если бы Владыка взял вас к себе работать, я была бы за вас счастлива. Деятельность его негромкая, он никогда себя не выпячивает. Сколько делается им и вообще в Совете, вы сразу поймёте».

И действительно, объём работы я осознал сразу – по «Радости Слова» (передвижная книжная выставка) и Феофановскому проекту (изучение и издание наследия Феофана Затворника), «Лету Господню» (детский литературный конкурс) и Патриаршей литературной премии, конкурсу «Просвещение через книгу» и Рождественским образовательным чтениям.

***

Владыка воплощает сегодня пастырское служение таким, каким оно должно быть сегодня. Колумнист «Вечерней Москвы», активный проповедник (автор 12-ти фундаментальных изданий, включая труды по Русской Америке), профессор Калужского государственного университета, член объединённого диссертационного совета по теологии… ипостасей – как камушков на речном дне.

Можно даже не гадать – юбилей будет отпразднован негромко, с самыми близкими людьми. Родившиеся в июне, июле и августе редко страдают от изобилия гостей (многие в разъездах), и потому, чтобы не подкралось ощущения очередного глобального разъезда всех по своим делам – с днём рождения, Владыка. Многая и благая лета.


Литературная Россия