Благочестивая царевна Татьяна

Автор: архимандрит Макарий (Веретенников) Все новинки

Отсвет подвига в каждой судьбе

Отсвет подвига в каждой судьбе
Фото: Сергей Ломов

Года не проходило, чтобы мы не обращались к теме подвига.

Сколько работ написано о преодолении себя, об отваге, о верности себе и своей вере, глубоком убеждении в том, что свою землю, семью, дом следует защищать от любых посягательств ценой самой жизни, не подсчитать.

Одна из первых работ Ульяны Фроловой – «На краю гибели. Размышление о подвиге», Анастасии Танченко – «Мой подвиг», Екатерины Шахматовой, Марии Уховой, Анны Васильевой, Ангелины Зиминой и Виктории Ктитаровой – «Герои духа. Не в силе Бог, а в правде», а это, напомню, самые начальные, второй и третий конкурсные сезоны. В следующем, четвёртом сезоне Даниил Овчаренко и Петр Михайлов выбрали тему «Мы русские, какой восторг!» (вы, конечно, помните, что произнёс эти трижды поэтические слова великий русский полководец Александр Васильевич Суворов), и тогда же Рина Голубева, Ксения Цыцина и Ульяна Бойчевская написали работы на тему «Победи себя, и станешь непобедим».

Вслушаемся в заголовок работы Василисы Дмитриевой «Через лютую боль с чистым сердцем остаться», перечтём этюд Алёны Воронцовой «Донецкая элегия» - могли они избрать более «спокойные» тона для своих работ, заняться куда менее «затратными» психологически литературоведением, природоведением или краеведением? Конечно, могли, и работы, написанные на такие темы, всем нашим экспертам бесконечно нравятся, но ребята предпочли написать о том, что волнует их в данную минуту и будет ещё долго волновать многих и многих их сверстников, их детей, внуков и правнуков.

Почему же человек, поставленный в исключительные обстоятельства войны, социальной революции, отмены веры, сознания и самой человечности, не сдаётся, не бежит в ужасе от обстоятельств, а двигается в их потоке прямо им навстречу и преодолевает их, переламывая одним своим желанием остаться человеком весь ход мировой истории? Пытаясь ответить себе и всем нам на этот вопрос, еще совсем юные авторы приходят к своим первым выводам о сути человечности, о судьбе и о мире. И о войне, которая есть отображение, может быть, ещё более непримиримой и беспощадной брани духовной…

Так появляются работы Прасковьи Андреевой «О подвиге, доблести и чести в Великой Отечественной войне», Ивана Лимаева «Я вернусь всем смертям назло», Кирилла Фролова «С иконкой в гимнастёрке», Ярославы Филипс-Похил «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой». В том же году в финал конкурса выходят повествования Дарьи Золотарёвой «Галочкины ножницы», Василисы Дмитриевой «Живый в помощи Вышняго» и Александры Цукановой «Дожить бы до Победы!»: в год 75-летия Победы ребята вспомнили и ближних, и дальних, потому что нельзя было в тот год их не вспомнить.

А в следующем сезоне мы отмечали 800-летие Александра Невского, и тоже вспоминали и о светлом князе-защитнике Руси, и о своей родне, не только хранящей образ его побед, но и воплощавшей его в жизни беспримерным трудом – Арсений Клинцов, Ольга Овсянникова, Мария Рылова, Юлия Касаткина и Ксения Колягина. И, наконец, в прошлом сезоне о подвиге писали Владимир Майер, Галина Горохова и Кирилл Фролов, и многие другие.

Отчего же каждый год нашего конкурса подсвечен темой войн, страданий и их преодоления, и какая тайна то скрывается, то приоткрывается здесь для каждого прикоснувшегося к этой теме?

Попытаемся же ответить себе на главный вопрос: мог ли Спаситель скрыться от властей в Гефсимании, призвав на помощь пробудившихся ото сна апостолов, затеять противоборство и воспользоваться непроглядной ночью для бегства из Иерусалима? Ему, которому подвластно было поднимать мёртвых с одра, неужели не возможно было бы уклониться от ареста и смертной чаши? Зная уже божественным духом о предстоящей земной погибели, Он человеческой сутью своей вопрошал о том, нельзя ли отсрочить, но в молении понял, что – нет. Нельзя. И бестрепетно отдал себя в руки стражи на муку, и крест вознёс на Голгофу, и там оставался верен и своему слову, и своему делу.

Так и солдат, идущий туда, где самый воздух вспенен ненавистью, и так же его жена и дети, остающиеся в тылу, и его родители, не могущие уснуть из-за тревог за всех своих чад, страшатся, изнемогают, но делают предначертанное каждому. Наследуя подвиг Иисуса Христа, мы не можем рассуждать о подвиге иначе, чем Евангелие. Подвиг есть, он вершится людьми, потому что его хочет от нас Господь Распятый и Воскресший, и в наших силах, в нашей воле – избрать поприще для подвига. Но отстранить его от себя, сделать вид, что ничего особенного не происходит, мы не можем.

Донбасс, озаглавивший следующий акт русской драмы, пылает уже девятый год подряд. Люди, не подходящие по малолетству для вооружённого противостояния злу, участвуют в грядущей победе над злом силой молитвы за ушедших сражаться. Если задавать себе вопрос о том, что такое духовная брань, она есть решительное отстранение от вопроса «можно ли было избежать противостояния злу». Его нельзя было избежать.

Бог всегда с нами был, он всё видел и знал всё сам,

Как струились с небес по вискам тополей дожди,

Видел, как у дорог появлялся за шрамом шрам,

Как земли нашей кожу всё рвали, топтали, жгли.

- пишет в «Донецкой элегии» Алёна Воронцова.

Боже, что я могла? Что такие, как я, могли?

Нам тринадцатый год, взгляд беспомощно-виноватый,

Пока город мутнеет в тумане, в огне, в пыли,

Наша участь – молиться за тех, в чьих руках гранаты.

И дальше –

Матерь Божья прошла вместе с нами всё то, больное,

Что врывалось бесстыдно за каждый дверной порог.

Если в этих стенах ещё что-то осталось живое –

Это было то самое первое Слово – «Бог».

Силу этих строк, свидетельствующих о неминуемости беды и способности человека сделаться выше её, мало что может превзойти.

«Дойдя до спора со своим родителем, я, будто бы мною управлял кто-то другой, переступила порог комнаты, в которой находилась бабушка, - и в этот момент раздался сильнейший взрыв, сопровождаемый невероятным треском и звоном битого стекла. Помню, тогда я так испугалась за бабушку – она схватилась за крестик и не переставала повторять: «Господи, спаси, не остави нас, грешных». Только через несколько минут я осмелилась осмотреть свою комнату: стекла были разбросаны повсюду, особенно пострадало мое кресло и компьютер – именно то место, куда я собиралась пойти. «Господь своих не оставит» вспомнилось мне в те тяжелые минуты» - свидетельство Анастасии Десновой («Осколки мыслей»).

Там же сказано:

«Когда конфликт только назревал, мне было 13, а сейчас уже 17 и я понимаю, что война на Донбассе – это стояние народа за Русский мир, за право говорить на родном языке, чтить и хранить историю своей земли, веру своих дедов и прадедов. Идет война не за жизни, не за территории, а за души человеческие».

Многие из нас в эти дни спрашивают себя об одном – достаточно ли мы сильны в стоянии в своей вере, чтобы в нас поверил Господь и даровал нам победу. Достаточно ли чисты мы и праведны, и каждый раз получают ответ отрицательный. Обличающий. Отрицающий.

Но само задавание себе этого вопроса уже означает, что духовное движение к вере, очищению себя нами, задающими себе этот безутешный, риторический вопрос, начато. Первый шаг сделан.

И пусть мы ещё безмерно далеки от Христа, он светит нам с безмерной высоты не отступившимся от креста, и мы, пусть и подсознательно, осознаём, что нет ничего выше принесённой им за всех нас жертвы, и каждый из нас несёт в себе отсвет совершённого им подвига.

Отблеск Христова подвига – в каждом из нас, и он, пусть и едва заметный, поможет нам не сломаться в час, когда весь мир обернётся против нас.

И если мы не сломаемся, не убежим, останемся верными себе, то непременно победим и страхи, и неуверенность, и пустоту, и надлом, и всё, что пытается подмять под себя человека, но так и не может этого сделать.

Сергей Арутюнов/Лето Господне