Патриаршая литературная премия как зеркало современной русской художественной мысли

Патриаршая литературная премия как зеркало современной русской художественной мысли

В ряду современных литературных наград Патриаршая литературная премия стоит особо: ею награждаются не просто профессиональные литераторы с миллионным совокупным тиражом, но истинные подвижники благочестия, каждое слово которых выверено совестью и словесника, и гражданина


Гражданственность в либеральных кругах принято дружно презирать как обитель якобы тех, кто за счет громких слов и патетического их произнесения становится в какой-то момент угодным властям и тем набирает и значимости, и влияния. Но это ложь: нет среди лауреатов Патриаршей ни одного пламенного агитатора или пропагандиста так же, как ни один из них не пользуется никаким «административным ресурсом». Это люди иного склада, логика «рынка» – не для них.

Какого бы сокрушительного падения ни требовали от претендентов на успех дельцы от литературных процессов, как бы ни старались они вытянуть из авторов нелюбовь к Отечеству, наиболее обращенным к человеку камертоном нашей поры будут оставаться такие непохожие друг на друга, но такие единые в главном патриаршие лауреаты.

Это – люди беззаветного труда на своей земле, всей своей жизнью и деятельностью несущие те самые «вечные», а вовсе не «общечеловеческие» ценности, о которых так любит разглагольствовать западноевропейская гуманитарная интеллигенция, каждое слово которой – тезисы тех, кто беспрестанно делит мир в поисках новых «рынков сбыта».

О значении литературного процесса, инициированного Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом, говорят лауреаты прошлых лет, члены Попечительской палаты премии Александр Сегень, Юрий Кублановский и Владимир Крупин.

– В 2019 году Патриаршая литературная премия состоялась в девятый раз, лауреатами ее стали Дмитрий Володихин, Александр Стрижев и Михаил Тарковский. В чем, как вам кажется, заключается значимость выбора жюри 2019 года для современной словесности, в том числе и «короткого списка» премии? Чем значимы и для вас, и для всего русского читающего мира эти имена?

Александр Сегень: Значимость выбора жюри в этом году и во всех прошлых заключается в том, что на имена лауреатов и соискателей Патриаршей премии падает свет, способный выявить их для читателей: этих людей надо читать!

Юрий Кублановский: В каждом из награжденных – бьется русское культурное сердце, каждый – понимает свое словесное служение как национальную миссию, а не просто «игру в бисер». Мне не интересно читать даже и талантливого сочинителя, если я не уважаю его жизненный путь, его мирочувствование. У выбранных нами писателей за творчеством обязательно просматривается неконъюнктурная достойная судьба...

Владимир Крупин: Рад сердечно за лауреатов Патриаршей премии, особенно за Александра Стрижева, сострадаю Константину Скворцову и Василию Дворцову.

- В чем, по-вашему, состоит стилистическое и этическое послание писателей круга Патриаршей литературной премии русскоязычному читающему миру? Может быть, бескорыстная верность их евангельским началам? Как, на ваш взгляд, проявляется в произведениях лауреатов и номинантов мысль Христова, Его Завет?

Александр Сегень: Любить читателя, а значит – любить своих героев. Или наоборот: любить своих героев и тем самым любить и уважать того, кто откроет твои книги – вот смысл писательского служения евангельским заветам.

Юрий Кублановский: Нынешние лауреаты ощущают литературное дело и религиозное слово в нерасторжимой спайке. Аналогично понимает его и наш Святейший, его выступление на церемонии вручения премии очень весомо и единомышленно с моими представлениями о культуре.

Владимир Крупин: Чем хороша и нужна эта премия? Тем, что сейчас на встречах с читателями при ответе на их обязательный вопрос, уже отлитый в бронзе: «Что из современно литературы Вы советуете нам прочитать?», с легкостью можно отвечать: «Книги лауреатов и номинантов Патриаршей литературной премии». Именно в них нет пошлости и цинизма, разврата и развлекухи, порнографии,   поклонения доллару и западным ценностям, именно в них нет детективщины, которая пытается сюжетом удержать внимание читателей. Я только что с поезда. В вагоне женщина – офеня демократического времени – несет в корзине именно такое чтиво, дешевые, легкие книжки, на обложке которых красотки и ужасы. Одна пассажирка покупает две штуки, а потом объясняет свою покупку так: «Читаешь их, и ничего в голове не остается, но хоть время проведешь». Слышите, творцы словесной массы? Вы убиваете главный дар Бога – время, но за это от вас «ничего не останется».

Как же прожить писательскую жизнь так, чтобы по тебе остались не только тиражи книг, но и благодарная память? Ответ, может быть, покажется слишком простым: любовь, которая, спросите любого богослова, есть ни что иное, как великая ответственность перед Сущим и великая же благодарность ему и его Создателю за то, что каждый день мы видим свет, дышим, любим, и, каждый на свой лад, созидаем. Каждому из нас есть за что благодарить судьбу за надежду на то, что самое сокровенное слово кого-либо из наших современников однажды преодолеет речевые и даже книжные пределы и, преодолев тяготение разъединённости, пошлости, равнодушия, будет свидетельствовать обо всех нас. В этом смысл русской классики, русской книжной веры.


Литературная газета