Первое сентября — день знаний, официальный государственный праздник. По всей стране мы видим радостных учеников, идущих с букетами цветов в школу.
На лицах их родителей волнение и надежда. В первый раз, в первый класс или очередной год учебы начинает их сын или дочь, этот день в семье всегда праздник.
Но за парадностью стоит глубокое значение образования, как для развития личности, государства и общества, так и для будущего нашей страны. Мы живем в мире высоких технологий, за которыми кроется немало плюсов и опасений. Хорошо образованного, обладающего глубокими знаниями человека, не зависимо от того, гуманитарий он или технарь, ввести в какие бы то ни было заблуждения крайне сложно.
Навязать ему какую-нибудь «новизну», очередную новомодную трактовку истории или погоню за чрезмерным благосостоянием, что приводит в конечном итоге к небывалой закредитованности, непросто.
Но как поступить, чтобы ребенок не оказался в ловушке технологий, чтобы вместо работы по учебной программе «не зависал» в интернете в поисках новых игр и развлечений. Это касается не только молодых людей школьного возраста, но и студентов. Учебный процесс в вузе построен так, чтобы успешно усвоить учебную программу необходимо студенту столько же времени посвятить самоподготовке, сколько предмету уделяется аудиторных занятий. Только в этом случае разработчики учебных программ обещают успешное освоение курса.
Кроме того, современный человек должен иметь широкий кругозор. Он должен обладать знаниями не только по своему профилю, но и понимать искусство, знать историю своей родины, разбираться в литературе, ориентироваться в кино, уметь сказать какой фильм полезен, интересен, какие актеры на каком уровне исполняют свои роли, т.е. отличить дешевую голливудскую картину от серьезного фильма. Высокий уровень образования является залогом культурного развития не только личности, но и общества.
Что помогает правильному развитию? Чтение классической литературы: Пушкина, Достоевского, Шмелева. Но и не забывать надо и о духовной литературе. Россия всегда славилась духоносными людьми, направлявшими народ путями Господними. Это водительство было и в дни радости, и в дни испытаний, во времена официального атеизма и когда на Отечество надвигалась угроза самому его существованию. Не секрет, что среди ученых, деятелей культуры и искусства, даже среди военных всегда было немало верующих людей.
В Евангелии от Иоанна мы читаем такие слова Спасителя: «Никтоже может приити ко Мне, аще не Отец пославый Мя привлечет его» (Ин. 6: 44). Эти слова не потеряли актуальности и сегодня. Вера – это Божий дар, и почему он дается одним и проходит мимо других – это человеческими разумениями невозможно объяснить. Если мы являемся обладателями этого дара, то мы должны быть благодарны нашему Дарителю. Если мы сверяем нашу жизнь с главным кодексом чести — Святым Евангелием, то наша жизнь наполняется множеством смыслов, глубиной, значимостью всех наших поступков, даже на бытовом уровне.
Люди неверующие часто не до конца понимают мотивы, двигающие на подвиг православного человека. Такие как: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13); «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22: 39); «Друг друга тяготы́ носите, и тако исполните закон Христов» (Гал. 6: 2), – все эти принципы должны в идеале быть константами в жизни каждого христианина. Не ученость должна быть определяющим в человеке, а его нравственная жизнь. Конечно, в нашей земной жизни встречается немало противоречий, но если мы имеем правильные ориентиры, то никакое кораблекрушение нам не грозит.
Возвращаясь к мысли о недопонимании неверующими людьми поступков религиозного общества, можно вспомнить еще одни Евангельские строки: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5: 16). В этом состоит еще одна миссия православного человека — быть незаметным примером нравственности окружающим. А для него, в свою очередь, служат примером огромное количество праведных мужей и жен, достигших святости при жизни и прославленных у Бога, часть которых оставила после себя письменные свидетельства их праведности в виде писем, богословских трудов, воспоминаний современников.
Здесь вернемся в начало статьи — неоценимой роли знаний, качественного образования, в хорошем смысле начитанности. Еще каких-то 100-150 лет назад (для истории 100 лет — это не очень много) подавляющее большинство населения нашей страны были вообще безграмотны, либо малограмотны, т. е. могли еле-еле читать по слогам, да и то газетные заметки в лучшем случае, а не произведения классической литературы или профильные указания со специальной терминологией. Сегодня же мы являемся носителями гигантских объемов информации, и во многих сферах!
Мы должны ценить это и преумножать, чтобы имя Божие славилось (ср. Мф. 6: 9) с каждым днем все более и более. Ведь и Господь во время Своей земной жизни имел учеников. Без их проповеди весь мир не узнал бы о Воскресении и Искуплении, без их посланий и поучений мы не научились бы правильно верить, любить и славить Бога, ценить труд ближнего и особенно наших учителей.
Вечерняя Москва