Первый биограф Федора Достоевского
Николай Николаевич Страхов – русский философ, публицист, литературный критик, член-корреспондент Петербургской академии наук. Судьба сблизила его со многими русскими писателями, и он оказывал влияние на их творчество, став для них главным литературным советчиком.
От религии к естествознанию
Николай Страхов родился 28 октября 1828 года в Белгороде в то время Курской губернии. Его отцом был Николай Петрович Страхов – протоиерей Смоленского собора, магистр богословия и профессор Белгородской семинарии, преподававший словесность. Мама мальчика – Мария Ивановна, урождённая Савченко, – дочь местного священника.
Коля рано лишился отца, и его взял на воспитание брат матери, ректор Каменец-Подольской, а затем Костромской семинарии, философское отделение которой в 1845 году и окончил Страхов. Из семинарии наш земляк вынес глубокие религиозные убеждения, которые не покидали его на протяжении всей жизни и составили впоследствии важнейший элемент его философии. Однако сравнительно рано у Страхова проявился интерес и к естествознанию, что привело его на физико-математическое отделение – сначала в Петербургский университет, затем на естественно-математическое отделение Главного педагогического института.
После обучения Николай Николаевич работал учителем физики и математики в Одессе, потом преподавал естественную историю во 2-й Санкт-Петербургской гимназии. В столице Страхов прожил полвека, но так и не полюбил этот холодный, дождливый город. «Я не могу привыкнуть к Петербургу, и если бы принялся его бранить, то, кажется, никогда бы не кончил…» – писал публицист. Здесь он работал также библиотекарем, заведующим юридическим отделом Императорской публичной библиотеки, был членом-корреспондентом Петербургской академии наук.
Предпочёл публицистику
Познания Николая Николаевича распространялись от математики и естественных наук до философии и искусства. В 1867 году он защитил магистерскую диссертацию «О костях запястья млекопитающих».
Диссертация имела научные достоинства, но на диспуте не обладавший даром слова магистрант защитился неудачно, поэтому на зоологических кафедрах в Петербурге и Москве ему предпочли других кандидатов, а приглашения в Казань он принять не захотел. Примерно с этого времени началась его литературная, философская и публицистическая деятельность, ставшая основным содержанием и смыслом всей дальнейшей жизни.
Борьба с Западом
Ещё ранее, в 1859 году в кружке Александра Милюкова при журнале «Светоч» Страхов познакомился с Достоевским, который только вернулся из ссылки. В 1861 году Николай Николаевич стал ближайшим сотрудником журнала братьев Достоевских «Время», а затем «Эпохи», так как полностью разделял общественно-политические взгляды Фёдора Достоевского, которые обычно называют почвенничеством.
Почвенники признавали особой миссией русского народа спасение всего человечества, проповедовали идею сближения образованного общества с народом и в этом видели залог прогресса России в её противостоянии Западу. Представители почвенничества выступали против крепостнического дворянства и бюрократии и высказывались за развитие промышленности и торговли, за свободу личности и печати. Почвенники обличали «гнилой Запад» и противопоставляли материализму христианские идеалы.
В 1863 году Страхов под псевдонимом Русский напечатал в апрельской книге «Времени» статью «Роковой вопрос», посвящённую русско-польским отношениям. А наиболее последовательно свою мировоззренческую позицию философ выразил в книге «Борьба с Западом в русской литературе» 1883 года. В ней основной объект критики – европейский рационализм, который он определяет как культ рассудка и преклонение перед естествознанием.
В тени великих
Страхов стал первым биографом Достоевского. Фёдор Михайлович и Николай Николаевич были идейно близки, оба принадлежали к лагерю почвенников, вместе путешествовали по Италии. В 1867 году Страхов даже был свидетелем со стороны Достоевского на его свадьбе. В том же году он редактировал «Отечественные записки», где напечатал одну из своих лучших статей – о романе Достоевского «Преступление и наказание».
В последние пять лет жизни великого писателя наш земляк посещал его практически каждое воскресенье. Правда, несмотря на общность взглядов, они всё‑таки никогда по‑настоящему спорили.
С 1876 года Страхов также почти ежегодно гостил в имении Афанасия Фета – в Воробьёвке Курской губернии, редактировал его стихи и переводы с немецкого.
Ещё Николай Николаевич одним из первых оценил огромное литературное значение романа Льва Толстого «Война и мир». В 1870 году он предсказывал, что это произведение скоро станет «настольною книгою каждого образованного русского, классическим чтением наших детей». И благодаря критическим статьям Страхова русское общество открыло для себя роман-эпопею как великое литературно-философское произведение. Несмотря на разногласия, возникшие в 1880-е годы, именно Страхова Лев Толстой назвал единственным духовным другом.
Умер философ в 1896 году. Его похоронили в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище.
Теперь имя Страхова носит научная библиотека Белгородского государственного национального исследовательского университета. В вузе в течение многих лет проводятся конференции, посвящённые творчеству Страхова, в которых принимают участие учёные со всего мира. А пару лет назад на социально-теологическом факультете БелГУ снова заработала реконструированная библиотека-музей Николая Страхова.
БелПресса