«Певец Кубани»

«Певец Кубани»
Фото: kubnews.ru

О творчестве писателя Виктора Лихоносова, лауреата Патриаршей литературной премии


Виктора Ивановича Лихоносова называют живым классиком и певцом края. Его роман «Ненаписанные воспоминания. Наш маленький Париж» - настоящее признание в любви старому Екатеринодару. Но родился Герой труда Кубани в четырёх с лишним тысячах километров от Краснодара, на станции Топки Кемеровской области, детство провёл в Новосибирске. А в Краснодарский край приехал уже 20-летним парнем. Здесь поступил на историко-филологический факультет Краснодарского педагогического института (сейчас - Кубанский государственный университет), после его окончания работал учителем. И быстро добился литературного успеха - первый же рассказ, «Брянские», опубликовали в журнале «Новый мир» в 1963 году. Оценил молодого автора главный редактор журнала, автор «Василия Тёркина» и «Страны Муравии», Александр Твардовский. Он писал, что проза Лихоносова светится, как у Бунина.

«Когда Твардовский умер, я написал его вдове Марии Илларионовне, что Александру Трифоновичу я обязан самой жизнью. Если бы в 1963 году он не опубликовал мой рассказ, я промыкался бы всю жизнь и никогда не раскрыл бы ни своих способностей, ни души», - вспоминал Виктор Лихоносов.

Вершиной творчества писателя стал «Наш маленький Париж» - литературный памятник ушедшему Екатеринодару. Перечитайте эти строки, разве можно так писать без любви к этой земле?

«…И всё прочее в Екатеринодаре как в далеком великом Париже, но чуть наособицу, на свой южный казачий лад. Там, в Париже, площади, памятники и дворцы? Не отстали и мы. Вот Крепостная площадь с гордой Екатериной II, вот триумфальные Царские ворота на подъёме от станции, обелиск славы казачества в тупике улицы Красной, и неприступный дворец наказного атамана, и благородное собрание, куда на ситцевые балы съезжается весь местный бомонд, и Чистяковская роща недалеко от Свинячьего хутора, и городской сад с дубами «Двенадцать апостолов». И так же, как везде, как в самом Париже, простолюдинам устроены чревоугодные толчки - Старый, Новый и Сенной базары, и для кого попало ресторанчики, трактиры… Чем не Париж в миниатюре?!».

Лихоносов признавался, что окреп и созрел в тишине и ласковости юга.

«Как писатель я поклонился этой земле, ее истории, а земля меня отблагодарила», - говорил он.


АиФ-Кубань