28 мая 2024 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя тайным голосованием были выбраны лауреаты Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Ими стали Владислав Владимирович Артемов, Владислав Анатольевич Бахревский, Виктор Федорович Кирюшин. Кто они новые лауреаты Патриаршей премии?
Виктора Кирюшина знают в первую очередь как одного из лучших поэтов современности, Владислава Бахревского – как замечательного прозаика. Владислав Артемов известен в равной степени и как поэт, и как прозаик.
Творческий путь Владислава Бахревского начался более шестидесяти лет назад. Сегодняшние бабушки, читая его произведения своим внука, вспоминают, как они любили их в своем детстве. При таком большом опыте в художественной словесности, при востребованности произведений Владислава Анатольевича Бахревского читателям особенно интересно узнать, что же считает важным в литературе и в своем творчестве сам писатель. Недавно он сказал об этом: «Больше всего ценю талант, данный мне Богом, создавать книги для детей и то, что дети их читают в наши дни».
Мудрый человек Владислав Анатольевич Бахревский, он знает, что все начинается и закладывается в детстве. Для детей должны создаваться хорошие книги, и в этом возрасте у ребенка должна сформироваться потребность в чтении. Одна из детских книг Бахревского называется «Тимошины чудеса: зима!». Она рассказывает о зимних праздниках: Введении во храм Пресвятой Богородицы, Рождестве Христовом, Сретении Господнем, о святых, о зимней природе, народных приметах. Главный герой – школьник Тимоша, поэтому жизни мальчика, его впечатлениям, а также другим ребятам в книге отдано много страниц. В названии есть слово «чудеса». Каждому дню каждого месяца посвящен отдельный рассказ. И около его названия всегда есть слово «чудо». Например «Удивительная бабушка. Чудо 39-е».
Каждый рассказ учит детей видеть чудо в каждом дне. В ответ на жалобу Тимоши, что снега нет, а зима скучная, бабушка отвечает: «Не согласна с тобой! […] всякий прожитый день – чудо Божие. Бывает, намаешься, наскучаешься, но ежели хорошенько подумать, сердцем подумать – непременно пусть одну-разъединственную золотинку, а сыщешь в минувшем дне». Тимоша усомнился: «Каждый день по чуду?! […] Больно много чудес получается». А мудрая бабушка посоветовала: «Ты живи себе потихоньку, а сам знай – сегодня было чудо и завтра будет».
Тимоша – мальчик наблюдательный и думающий. У него появляется вопрос, над которым хорошо бы подумать не только детям, но и взрослым: «Про чудесных людей передачи по радио, чудесные люди в книгах. Надо спросить у бабушки: кто просто живет, может быть чудом?» Когда все, и дети, и взрослые, поймут, что простой, скромный человек может быть самым настоящим чудом, тогда и наш взгляд на все в мире, на людей рядом будет совсем другим. Книга Владислава Бахревского помогает юным читателям замечать изумительно-прекрасное в каждом дне.
Каким человек видит мир и все в мире – одна из тем лирики Виктора Федоровича Кирюшина. У него есть стихотворение «Весеннее»:
Снова даль прозрачней акварели,
Дымкой чуть окутанная днем.
Тополя, как спички, отсырели,
Но зеленым вспыхнули огнем.
Небо щедро дождик сыплет наземь,
Хоть земля водой уже сыта…
И ворчит прохожий: «Сколько грязи!»
А другой: «Какая красота!»
Всего восемь строк – и как много смысла!
Очень точно передана общая картина весны: «Снова даль прозрачней акварели». Свежее, необычное сравнение весенней зелени тополей с огнем: «зеленым вспыхнули огнем».
Воды весной много: идут дожди, тает снег, разливаются реки. И неприятная слякоть есть. Где-то не пройти, потому что после таяния снега эти места не успели просохнуть. А где-то – вода принесла мусор, и из-под некогда белоснежного покрывала его немало появляется. И вот кто-то ворчит: «Сколько грязи!» А кто-то говорит: «Какая красота!» Оба могут смотреть на одну и ту же местность в одно и то же время. Картина перед глазами у них может объективно вообще не отличаться. Но один замечает грязь, не обращая внимания на красоту. Другой – видит в первую очередь благолепие Божьего мира и радуется.
Красота весны особая, нежная, трепетная, это еще не расцвет, это юность. Зима величественна, бела, застывшая в какой-то царственной статичности. Весна – время пробуждения природы, время начала всего: то, что проклюнулось весной, расцветет летом и даст плоды осенью. Весной тоже немало растений цветут, и это цветение не броское, а нежное. Как восхитителен, например, цветущий вишневый сад.
Весна прекрасна? Несомненно. Есть ли весной грязь? Есть. То и другое правда. То и другое есть. И от человека зависит, на что он направит свое внимание. Здесь проявляется и отношение человека к миру. Тот, кто говорит про красоту, бескорыстно любуется природой и славит Творца. Тот, кто говорит про грязь, сосредоточен на своем удобстве.
В жизни всегда есть что-то хорошее и что-то не самое приятное. От человека зависит, как он проведет время, любуясь природой, замечая дивное и высокохудожественное в ней, все то хорошее, что ему дается, радуясь за других, или вечно ворча на что-то, что ему не нравится.
Что дает возможность поэту увидеть мир в его разнообразии и чарующей живописности? В чем источники вдохновения? Снова обращусь к строкам Виктора Кирюшина:
Пишите от руки
Раскованно и вольно.
Пишите от реки,
От рощи белоствольной.
От первого лица
Пишите ночью мглистой,
От первого скворца
На веточке безлистой.
В предутренней тиши,
Где свет мерцает влажно,
Пишите от души…
А прочее – неважно.
Поэт может писать стихи, водя по бумаге ручкой или карандашом, либо печатать их. Не раз слышал, что и в наши дни, при всех современных технологиях, поэты чаще пишут стихи от руки – пишут, а не печатают.
Река, роща – несомненные источники вдохновения. Посмотреть на игру солнечных лучей на поверхности воды, побродить среди деревьев – и сами к поэту приходят слова, складываются в строки, строфы.
Любое время суток подходит для создания стихов. Весной, когда пробуждается природа, нередко просыпается и вдохновение. А первый встреченный скворец на еще голых ветвях – такая по-настоящему весенняя картина. Ее хочется сохранить, передать – красками или словами.
И все-таки есть в поэзии то, что по-настоящему важно: «Пишите от души». Писать от души – это значит, во-первых, искренне, с полной отдачей сил и таланта, а во-вторых – не допуская какой бы то ни было пошлости, дабы не осквернить души человека, в том числе и своей, т. к. «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12: 36-37).
Можно выбирать разные жанры. Можно работать в рамках разных литературных направлений, считать себя новатором в поэзии или стараться следовать поэтическим традициям классики. Можно экспериментировать с формой, выбирать разные темы, но настоящего стихотворения не будет, если текст создается без участия души.
От души написано стихотворение Владислава Владимировича Артемова «Размышления на обочине дороги»:
Я пошел поглядеть, как люди живут,
Больно что-то жизнь нашу хают.
Хорошо живут, хлеб с редькой жуют,
Хлеб жуют, водой запивают.
И такой на сердце у них покой,
А уж как их судьба трепала!
Вот и мне захотелось жизни такой,
Чтоб душа впопыхах не пропала.
Эти поэтические строки напоминают людям: не все зависит от внешнего и материального. Люди, которых видит лирический герой, едят самую простую пищу, запивая ее водой, но при этом «хорошо живут». Они пережили много испытаний («судьба трепала»), но на сердце у них покой – вероятно, из-за спокойной совести, умения довольствоваться тем, что есть.
Так жить захотелось и лирическому герою:
Вот ведь жизни какой захотелось мне, друг,
Жизни жалостной, человечьей –
Чтоб медведь приходил и ел из рук,
Чтоб петух садился на плечи.
Захотел я дожить свой век по любви,
Чтобы дети убитую птицу
Принесли и клянчили: «Оживи!
У тебя должно получиться».
Речь здесь не только о гармонии, при которой даже животные полностью доверяют человеку и неопасны, но и об особой силе человечности, умении жалеть, любить, при которой детям кажется, что обладающий такими качествами взрослый может вернуть к жизни птицу…
Но это желания и мечты. Лирический герой стремится так жить, но осознает, что реальность пока далека от этого. Он находит самый верный в своей ситуации путь: осознавая свое несовершенство, молится о помощи.
Жизнь пугает меня и сумой, и тюрьмой,
Обступает, ревет океаном…
Святый Ангеле Божий, хранителю мой,
Моли Бога о мне, окаянном!
Это отдельные впечатления от произведений лауреатов Патриаршей литературной премии этого года, процитировал особенно приглянувшиеся и взволновавшиеся меня строки поэтов. Хочу пожелать, чтобы у каждого современного читателя были любимые произведения этих авторов. Как говорил преподобный Паисий Святогорец: «Из того, что читает человек, можно распознать его духовное состояние». Или вот еще его слова: «Нужно узнавать и читать не одними глазами и умом, но еще опытом, чувством, потому что оторванное от сердечной деятельности, от труда чтение – это развлечение, и оно может послужить только в осуждение».
Вечерняя Москва