21 января 2022 года в Книжной палате в Черниговском состоялся вечер поэта, главного редактора портала «Правчтение.Ру» и детско-юношеского литературного конкурса «Лето Господне» им. И. С. Шмелёва, доцента Литературного института имени А.М. Горького Сергея Арутюнова, анонсировавшего выход готовящегося к печати сборника своей духовной поэзии.
Получивший светское образование, Сергей охарактеризовал себя в поэзии как и автора в основном светского, однако перед чтением стихотворений он обратил внимание собравшихся на эволюцию личного отношения к Православию, отметив, что вырос, как и подавляющее большинство его сверстников, в атеистической семье, и лишь постсоветский ценностный кризис подтолкнул его к переосмыслению мировоззренческой традиции.
«Я знаю мало путей, оказывающихся простыми, тем более, если речь заходит о людских судьбах в сопоставлении с действительно определяющими величинами нашей жизни. Собственно путь в Церковь занял у меня долгие годы, и не хватало буквально одного человека, одного слова, чтобы подтолкнуть меня креститься, что и произошло… Но этот шаг я бы не назвал простым. Составляя книгу именно духовной поэзии, с особой остротой ощутил, что задача выходит за рамки филологии: собрать под одной обложкой стихотворения с упоминанием Господа или каких-то церковных реалий или даже просто терминов оказалось критически недостаточно.
Тогда я оказался вынужден задать себе вопрос, что же именно делает стихотворение относящимся к сфере духа. С одной стороны, если оно к ней не относится, то оно и не стихотворение вовсе, но с другой, в духовной поэзии – а она, несомненно, отдельный жанр – важно говорить о взаимопроникновении человеческого и нечеловеческого, существовании какой-то изначальной материи творения, и делать эту связь ощутимой и видимой», - предуведомил чтение стихотворений Сергей.
После чтения стихотворений из будущей книги он предложил аудитории задать ему вопросы, которые вылились в часовую дискуссию о роли поэзии и Православия в сегодняшнем обществе.
По словам Сергея, отношение к православной словесности в современной России ещё не совсем сформировалось, или, вернее, обсуждение её ещё не достигло «исторического максимума», достижение которого, предполагает Сергей, у неё ещё впереди.
«Когда я вижу словосочетание «православный поэт», во мне самом, имеющем дело с православной литературой каждый день на протяжении более пяти лет, пробуждается чувство скорее смутное. Не думаю, что слово «поэт» нуждается в каких бы то ни было добавочных эпитетах, и в данном конкретном случае тем более, потому что здесь Православию будто бы назначено прикрывать поэзию, а она в прикрытии не нуждается, если, разумеется, она поэзия, а не что-то ей противоположное», - полагает Сергей.
Статус православной словесности, по его мнению, сегодня можно оценивать как «полуподпольный»: она не запрещена, как в советские годы, но государству и обществу пока не слишком слышна из-за общего упадка тиражей и преимущественного распространения информации о книгах по изрядно сузившимся ТВ- и радиоканалам. Несколько спасает ситуацию Интернет, в котором, надеется Сергей, голос портала «Правчтение.Ру» как агрегатора православной словесности приобретает вполне уникальное звучание. Благодаря усилиям десятков замечательных издательств, регулярно отмечаемых Открытым конкурсом «Просвещение через книгу», может подстегнуть интерес людей к православному слову, сосредоточенному на самых существенных человеческих проблемах.
«По сути, вопрос к мирозданию у человека только один: кто я и где моё место в мире, и мы всю жизнь пробуем на него ответить, и потому говорим и с людьми, и с Традицией, и слушаем сами себя, свой внутренний голос, и, конечно же, читаем книги, в которых сказано гораздо больше о том, кто мы, чем представляется без этих книг… Когда наше общество вновь повзрослеет, изменится его отношение к самому себе и каждому из нас в отдельности. И книга будет цениться совершенно иначе. Только случится такое, кажется мне, не за счёт механического возвращения в гуманитарный оборот библейских сюжетов. Православный словесник понимает всем своим существом, что языком когда-то советской или дореволюционной литературы говорить о святости нельзя. У каждого времени свой язык, и для каждого времени его нужно создать заново, и не просто создать, а пронизать его личной драмой», - сказал Сергей Арутюнов.
«Наша история настолько неверна самой себе, что период «оттепели» в отношении веротерпимости может в любую минуту смениться гонениями на Церковь, и потому следует отдавать себе отчёт в том, что религиозной литературе, освобождающей человека от бытовой рутины, обращающей его взор к Небу, сегодня как будто бы повезло. Однако если взглянуть на книжных «лидеров продаж», сразу же станет ясно, что ни о каком триумфе духа или даже просто просвещении у массового книжного рынка речи изначально не шло и уже не зайдёт», - констатировал Сергей.
Он отметил, что многие надежды связывает с теми ребятами, сегодня школьниками и студентами первых курсов, которые принимали участие в конкурсе «Лето Господне»: на его взгляд, они растут в семьях, где национальные традиции оказались не повреждёнными, и то, что выходит из-под их пера, убеждает в том, что они вырастут и верующими, и рефлектирующими, и спокойными, и дружелюбными, и терпеливыми, и любящими свою Отчизну.
«Если же говорить о том, чем является для меня поэзия, я ощущаю ей стигматой. Некогда вовсе не расположенный к ней, сегодня я постоянно ощущаю её как нечто сквозное и незажившее, требующее постоянного заговаривания различного рода метафорами и иными речевыми оборотами. Когда я не сопрягаю слова, то чувствую себя буквально ходячим мертвецом, словно не живу ни для чего другого, хотя понимаю, что человек не может исчерпываться исключительно своими стихотворениями.... Подобное удовлетворение внутреннего словесного голода вполне можно бы было назвать неврозом, если бы его результаты порой не приносили бы облегчения не только мне, но и некоторым свидетелям того, что я иногда делаю. Благодарю вас за то, что так долго слушали меня, за то, что любите поэзию. В словесности она, пожалуй, мой символ веры. Её просодия, ее рифма ощущаются лучшими выразителями того, что иными средствами не выразить, и тем самым поэзия, конечно же, соприродна молитве», - заключил Сергей.
Литературные вечера на новой московской книжной площадке, открывшейся в конце прошлого года, уже успели обратить на себя самое доброжелательное внимание книголюбов, и есть все основания полагать, что серия их продолжится в ближайшее время при соблюдении всех предписанных в период пандемии санитарных мер.
Александр Ионов