Творчество каждого настоящего писателя строится на искренности, даже если он не осознаёт этого, всё равно в его произведениях проявляется самое дорогое и важное для него. Какие бы тропы не проходило вдохновение писателя, какие бы идеи, особенно в молодости, не захватывали его сознание, настоящий талант, в конце концов, возвращается к темам наиболее для себя важным, основополагающим для души. Иван Сергеевич Шмелёв в первую и главную очередь был православным человеком, с самого раннего детства глубоко верующим. Родился он в московской по-настоящему консервативной православной купеческой семье, в Замоскворечье. Предки его были староверами, позже семья Шмелёвых перестала быть староверами, но истовое, пламенное отношение к вере осталось. И это особое острое чувство любви к вере в Бога с самого детства отличало будущего писателя. На всю жизнь он сохранил нежность к своему воспитателю - дядьке Михаилу Горкину, набожному старику, который привил ему любовь к Богу, к народным традициям, к Отечеству. Какие бы модные идеи свободы и равенства ненадолго не трогали его сердце (писатель сначала приветствовал Февральскую революцию), как «лакмусовая бумага», его вера позволяла ему определить неправильный вектор происходящего и вернуться к основе, которая с самого начала стала краеугольным камнем его существования – к православной вере.
Жизненный путь Шмелёва был не просто труден, а действительно трагичен. Он пережил катастрофу гибели державы, когда в революцию разрушали самое дорогое для писателя – христианское мироустройство его Родины. Ужасное личное горе, единственный бесценный сын как белый офицер был расстрелян большевиками. Перед глазами Шмелёва прошли страшные беды, случившиеся с его ещё вчера великой Россией: гражданская война, голод в Крыму, свидетелем и жертвой которого он сам стал, исчезновение всего, что казалось незыблемым и вечным. Только чудом ему самому удалось избежать расстрела, в Крыму на допросе чекист узнал известного писателя и отпустил его. Когда Шмелёв с женой вернулись из Крыма в холод голодной Москвы, выбора у них не оставалось: или ждать ареста, или уехать за рубеж. До кончиков ногтей русский, до глубины души православный писатель оказался без своей Родины. Жил в Париже, а сердце оставалось на Родине.
При огромной палитре самой разной литературы начала XX века, притом, что оказавшиеся вне большевицкой страны писатели могли создавать произведения на любые близкие им темы, только И.С. Шмелёв продолжал писать о православном бытии Родины. Именно в его книгах сохранялась, будто консервировалась жизнь православной России, со всеми её храмами, монастырями, богомольем, странниками, церковными праздниками, обрядами…. Как глоток свежего воздуха, как связь с прошлым, как радость прикосновения к ушедшему, родному миру, восприняли его произведения читатели. Какие потрясающие письма Шмелёв получал от людей, оказавшихся в вакууме чужой культуры и находившими утешение в его книгах. «Богомолье», «Лето Господне», «Пути небесные», «Старый Валаам» - каждое из этих произведений сохраняло для будущих поколений, казалось, ушедший в прошлое православный мир. Даже гордая Гиппиус, с которой у писателя были сложные отношения, называла книгу «Богомолье» сокровищем, и писала автору: «Непередаваемым благоуханием России исполнена эта книга. Ее могла создать только такая душа, как Ваша, такая глубокая и проникновенная Любовь, как Ваша. Мало знать, помнить, понимать, со всем этим надо еще любить.… Не могу Вам рассказать, какие живые чувства пробудила она в сердце, да не только в моем, а в сердце каждого из моих друзей, кому мне пожелалось дать ее прочесть».
Именно любовь к Родине, восприятие её как православной державы сблизило за рубежом И.С. Шмелёва с русским философом, мыслителем Иваном Ильиным. Близкая дружба вылилась в постоянную переписку. Ильин высоко ценил творчество Шмелёва, считал, что именно в его книгах проявился дух православного мироощущения. Ильин писал Шмелёву: «Лето Господне» — благоухает навек. Не забудется, пока Россия будет». А роман «Пути небесные» Ильин называл первым «сознательно-православным романом в русской литературе». Возможно, философ Ильин увидел в творчестве Шмелёва самое главное: «В каждой строке Вашей философия живет и поет… философия — это не резонерство, а рост смысла в страдании; не выверты рассудка, а зовы и звоны таинственного колокола, молитва сокровенного ума; Божия молния в человеческой пещере. Все истинно-художественное — философично: тою главною мудростью, из-за которой вообще и на земле-то стоит жить. А Ваши создания дышат этой философией, поют ею. Поэтому полюбляешь их и навсегда».
Нас приучили к мысли, что нравственный облик писателя как будто не имеет отношения к его творчеству. Но это не так, не может человек писать о том, что не прочувствовал, об идеях, которые для него чужды. Литератор достает из своего сердца кровно близкое ему и наполняет этим страницы. А фальшь читатель сразу чувствует. Конечно, «гений и злодейство» несовместимы! Только человек с подлинно чистой душой мог написать книги полные света веры. Трудно найти среди писателей классиков такого лично порядочного и безупречно честного человека, как И.С. Шмелёв. Это касалось всего, в том числе его личной жизни. 41 год он прожил в счастливом браке с Ольгой Александровной Охтерлони, с которой познакомился ещё в юности. Она стала для него настоящим ангелом-хранителем, в ответ он был ей безмерно предан. Шмелёв не старался казаться верующим человеком, а был им. До последних дней писатель жил как истинно православный человек. Его мир строился на молитвах, основанием мировоззрения всегда оставалось Евангелие.
В то время, когда И.С. Шмелёв писал о дореволюционной православной России, казалось, та ушла навсегда. Люди думали, что никогда больше не будет прежней страны, что вера в Бога в ней погибла. Книги Шмелёва воспринимались, как памятник тысячелетней православной цивилизации – музей погибшего мира. Но Бог рассудил иначе, и теперь, когда православие в России возрождается, произведения Шмелёва становятся «мостом» соединяющим нас с предками. Эти книги позволяют нам воочию представить, как именно был устроен традиционный православный мир. Мы можем его понять и поучиться у него.
Но не только книги о православии, но и остальные произведения И.С. Шмелёва, по сути, глубоко христианские, потому что содержат в себе тот самый взгляд на человека, в основе которого лежит заповедь «возлюби ближнего». Каждый герой обласкан настоящей христианской любовью писателя, а то и оплакан с беспредельным сочувствием. Так книгу «Солнце мёртвых» можно считать реквиемом по безвинно погубленным страшным голодом душах в революционные времена. Только человек с подлинно открытой и сострадательной душой мог не побояться написать такую правду. Нужно иметь большое мужество и любовь к людям, чтобы не пройти мимо чужих мук, а создать в память о них такую пронзительную книгу. В своё время потрясшую весь мир.
И.С. Шмелёв глубоко национальный писатель, в лучшем смысле этого слова. Как ни парадоксально это будет звучать, но именно потому он стал писателем мирового значения. Не бывает человека вообще, каждый из нас состоит из всего, что он накапливает в себе всю жизнь. Так любой настоящий писатель является интересным для всего человечества, потому что в его творчестве отражается часть мира, в которой он сформировался. Русская православная цивилизация отобразилась в мировоззрении, в душе Шмелёва и стала основой его писательского творчества. Мы лучше всего узнаём страны в различных регионах Земли, знакомясь с их культурой, важнейшие из которых проза и поэзия, потому что в них звучат живые человеческие голоса. Россия интересна человечеству и становится понятнее через самое дорогое для неё – православную веру. Именно поэтому книги И.С. Шмелёва переведены на многие языки мира. Преданные читатели у них всегда были за рубежом не только из числа наших соотечественников, но Шмелёва читают люди из разных стран и континентов. Два раза писатель был номинирован на Нобелевскую премию по литературе (1931 и 1932 годах) Томасом Манном и Николасом ван Вейком. К сожалению, на родине творчество Шмелёва долгое время оставалось неизвестным, книги не печатали, они практически находились под запретом. Очень жаль, но и в новые времена мало что изменилось. Существует всего лишь один музей Шмелёва, находится он в Крыму в Алуште. В Москве, которую писатель так любил, в которой вырос и часто изображал в своих произведениях, музея писателя нет. Непростительно редко пишут в СМИ о творчестве Шмелёва, мало исследуют его творчество. Это несправедливо и неправильно. У каждого направления в литературе есть начинатели, И.С. Шмелёв показал, что о православной вере можно рассказывать языком художественной литературы. Можно сказать, что он является основоположником подобной прозы, благодаря его творчеству легче существовать современным духовным писателям. Он классик, у которого могут учиться и на которого могут опереться православные литераторы.
Наверное, И.С. Шмелёв сейчас самый злободневный и нужный России автор. Он вновь служит Отечеству своим пером. Его книги становятся «мостом», который соединяет пропасть между годами безверия и разрушения Церкви, временем новомучеников, и сегодняшним днём. Стоя у груды кирпичей давно разрушенного храма, современный человек может с помощью точной, талантливой прозы Шмелёва почувствовать ушедшее, понять, как жила Святая Русь. Писатель делится с нами самыми искренними религиозными переживаниями, любовью к Господу, Богородице и святым. И мы, читая Шмелёва, становимся лучше, чище.