Правда о страшном времени
Для знающих исторический контекст литературного конкурса «Новомученики и исповедники Церкви Русской» само название звучит трагично. В рамках большой церковной премии за неопубликованные рукописи «Новая библиотека» страшная тема этого конкурса была первой, пробной. Наверное, прозвучит парадоксально, но как было бы хорошо такой вот новой библиотеки не создавать…. Сколько почтенных старых библиотек издано, собрано, благоденствует на земле! «Новая» – в самом прямом из смыслов – писалась кровью жертв XX века, открытым, как перелом, и ещё не зарубцевавшимся как следует, человеческим страданием, преданием тайным, семейным и таким же тайным – до самых недавних пор – архивным.
Верующие, отказавшиеся отречься от Христа в метельные 1920-е, улыбчивые днём и оскаленные ночью 1930-е, и дальше – как минимум, до последнего двадцатилетия советской власти – мучились и гибли на следствиях, в ссылках и тюрьмах. Режиму было органически невозможно соседствовать с какой-либо иной правдой, кроме марксистской. Громоподобно проклятая газетами и высмеянная журналами вера противостояла огромной машине, прокатившейся по стране и изорвавшей гигантскими зубчатыми колёсами и храмы, и судьбы. Страшное время.
Не по каждому доносу о тайной вере заводилось дело, некоторых обвиненных – особенно обычных прихожан, стариков и старух – оставляли в покое: пусть доживут «при лучине», переделывать поздно. Да и не каждое обвинение доходило до суда: в порыве революционной сознательности – кололи штыками, топили, живьём зарывали в землю. Было!
Объявив литературный конкурс произведений, посвящённый этой тяжелейшей теме, Издательский Совет Русской Православной Церкви совместно с издательством «Никея» не скрывали сомнений: успеют ли авторы за девять месяцев достаточно глубоко вникнуть в тему, создать романы или сборники рассказов, в которых не будет ни налёта поверхностной журналистики, ни заумных публицистических рассуждений, более уместных в трактатах?
Председатель Издательского Совета, митрополит Калужский и Боровский Климент был твёрд: «Успеют. Времени достаточно.Найдутся и те, кто пишет уже сейчас, и те, кто уже написал, но ещё не успел опубликовать».
Его уверенность оправдалась: успели.
О конкурсе, объявленном в самом начале прошлого года, узнали. В течение 2018-го было собрано несколько десятков рукописей. Среди них, по общему экспертному мнению, было выделено три произведения авторов-финалистов: Татьяна Лашук с повестью «Крест в их ладонях», Екатерина Федорчук с романом «Трибунал» и Владимир Чуприна с романом «Воин».
Случайно вышло символично: все трое – из трёх стран Таможенного союза – России, Беларуси и Казахстана. А может, и не случайно: подвигу погибших, но устоявших в вере откликнулся сам Русский мир…
Именно в их рукописях вычленялось наиболее здравое зерно – и эмоциональный, и крепко настоянный на чтении документов той поры рассказ о том, как действительно «всё это было»: как заволакивалась ещё недавно ясная даль над Церковью, и какие «герои нового времени» сбрасывали колокола и отпиливали кресты.
Однако каждое произведение конкурсного финала нуждалось, по мнению экспертов, в доработке: где-то надо было «подсушить» текст, удалить прорывающиеся публицистические периоды; где-то следовало строже отнестись к «сценам, содержащим элементы домысливания»; почти везде – устранить видимые длинноты, не способствующие удержанию читательского внимания…
После получения экспертных рекомендаций, сведённых воедино, авторы деятельно взялись за доработку, и в наибольшей степени она удалась Екатерине Федорчук из Саратова. Её «Трибунал» – вещь, словно бы выдернутая из жёлтых, замусоленных, надорванных, с табачным налётом протоколов заседания бесчисленных «троек», стальным блеском расстрельных списков ответивших на вопрос Гоголя о птице-Руси.
Читателя романа «Трибунал» силком бросают в самую гущу тогдашних оглашенных разбирательств с «врагами трудового народа», он сам по скупым ремаркам воссоздаёт лица, облачения, ракурсы. Чёрно-белый мир, схожий с яростным плакатом времён Гражданской войны! Мечущиеся, напряженные от усердия фигуры с револьверами, стихия «революции», не разбирающая правых и виноватых. Как уцелеть? И – стоит ли?
Остальные две рукописи даже после доработки ещё нуждаются в редактировании, но в целом и они могут быть рекомендованы партнёру конкурса – издательству «Никея».
Сотрудники Издательского Совета – владыка Климент, его помощники иеромонах Макарий (Комогоров) и писатель Дмитрий Володихин, а также представитель «Никеи» Николай Бреев и другие участники финального совещания, состоявшегося 21 января 2019 года, решили, что лауреатом конкурса станет лишь один финалист. Победитель – Екатерина Федорчук из Саратова. Она будет награждена дипломом, публикацией своего романа в «Никее» и денежным сертификатом. Как объявлялось ранее, призовой фонд конкурса составил 300 тысяч рублей.
Награда будет торжественно вручена ей на Рождественских чтениях, 29 января ровно в полдень, в Патриаршем зале Храма Христа Спасителя.
На следующий год тема конкурса рукописей «Новой библиотеки» останется прежней: «Новомученики и исповедники Церкви Русской». Слишком это важная тема не только для русского, но и для мирового православия, чтобы ограничиться одним годом…