Причастие подлинной культуре

Причастие подлинной культуре
Фото: Сергей Ломов

Миновал почти год работы студии «Слово», созданной под эгидой международного детско-юношеского литературного конкурса имени И. С. Шмелева «Лето Господне», и некий итог подвести просто необходимо.

Во-первых, не было ни одной похожей встречи: каждый раз избиралась форма неожиданная, от литературного вечера до коллективного просмотра документального фильма. Во-вторых, менялась и аудитория: участники студии могли выбирать, какая тематика им ближе, но общая направленность встреч на протяжении учебного года оставалась неизменной.

Сегодня споры о том, какая культура подлинная, возобновляются на фоне проведения Специальной военной операции, с новой силой. Уже многие и многие деятели культуры на протяжении последних лет пришли к выводу о том, что отдельные элементы постоянно обновляемого культурного фона привнесены в Россию вовсе не с целью симбиоза национальных традиций и выработки на их основе принципиально нового содержания и осмысления мирового наследия – «переформатирование» прежних, генетически советских, и до того русских традиций демонстрации достижений в литературе и искусстве совпало с диктатом «западных форматов».

«Свободные и независимые» и совершенно безобидные, на первый взгляд, формы подачи поэзии и прозы, музыки, изобразительного искусства несут в себе элементы переформатирования и сознания, и тех чувств, которые читатель, зритель и слушатель испытывал всего-то несколько десятилетий назад. В пространстве «мультикультурализма» и «толерантности» развивается, по сути, единый вид воспринимающего культуру и искусство – в меру равнодушного наблюдателя, рефлексия которого направлена на поиск развлечения, и потому судящего об искусстве в категориях «захватывающе»-«скучно».

Фигура «потребителя культурных ценностей», оснащённая самой полной «линейкой» фильтрации и блокирования «неприятной» (беспокоящей, заставляющей «включаться», то есть, и думать и чувствовать) информации, начинает становится первым и основополагающим препятствием для эстафеты традиционных ценностей: на её пути воздвигаются барьеры «корректности», за которые не может пройти ни одна будоражащая воображение и сознание эмоция, и, по сути, ни одно живое чувство.

Студия «Слово» создавалась, в том числе, с целью снять эти барьеры, свести дистанцию между художником и его читателем, слушателем и зрителем к нулю, чтобы во время доверительной беседы можно было буквально ощутить биение пульса того, кто изо дня в день создаёт культурные ценности.

Поэты Олеся Шигина и Наталья Мамлина, прозаики Виктор Николаев и Александр Куприянов, драматург Владимир Малягин – именно те люди, открытость которых на протяжении этого года сделалась эталонной. Их единит одно: приверженность классической традиции русского слова, безусловность которой они доказали долгими десятилетиями служения ей. И ещё: все эти люди – верующие не номинально, а сделавшие Христа своим светочем, то есть, добровольно потеснившие себя из центра мироздания и мировидения, и, значит, принесшие определённую жертву авторскому самолюбию в чаянии куда большего – создания произведений, настроенных на точно такое же созидание, как и вся христианская культура за все века своего существования.

Каждая общность людей в культуре считает себя несущей определённый ценностный ряд. Одни безудержно рассуждают о свободе как раскованности, и потому готовы возвеличить бесстыдство, сделать человека животным. Другие же – и между этими двумя группами и пролегает основная граница разделения – призывают к строгому осмыслению себя в пространстве и времени, имея перед глазами неисчислимые образцы мужества и стойкости, веры, надежды и любви. И первая культура культурой только притворяется, а вторая как была, так и остаётся верной изначальному своему смыслу.

Подлинное просвещение порой воспринимается с гримасой недовольства: оно требовало, требует и будет ещё требовать от человека усилий как аналитических, так и душевных. Нельзя постигать ни себя, ни мир пассивно: в раны мира, искажённого злобой, коварством и предательством, нужно вложить собственные персты. Если причастия такого рода в процессе соприкосновения с произведением искусства не происходит, можно говорить о том, что не случилось главного. Чья здесь вина, вопрос такой же неотступный, как и само размышление о результате. Вероятны:

- низость самого «художника», «снявшего голос с диафрагмы» в намерении развлекать,

- неискушенность художника, не владение его средствами донесения мысли и чувства,

- наивное неумение воспринимать произведение искусства,

- намеренное обывательское равнодушие.

Все эти характеристические признаки «нулевого результата» можно наблюдать сегодня в больших и малых аудиториях, когда молчащий зал вовсе не потрясён, и потому не может выразить что-либо, а молчит, потому что «не зацепило». И весьма возможно, что детей, для которых и создана студия «Слово», следует с младых ногтей учить восприятию искусства, подавать им пример того, как реагировали на него предыдущие поколения.

Информационная перегруженность сегодня такова, что искусство, вытесненное на обочину «цифрового» мира, не имеет почти ни единого шанса быть услышанным. И только личные встречи с теми, кто отваживается посвятить ему всю свою жизнь, способны разрушить представление о том, что лучшим художником по определению является самый состоятельный. В сегодняшней системе ценностей эта посылка совершенно бессмысленна. Состоятельность в русской и мировой культуре измерялась и будет ещё долгие годы измеряться вовсе не уровнем жизни значительно выше среднего, не материальными благами, приобретёнными на неприлично высокие гонорары, но ревностью к далеко не такой абстрактной, как сегодня начинает казаться, Истине.

Истина Христа проступила в его сверхчеловеческой жертве во имя всех нас, и потому эти координаты не могут и не должны быть пересмотренными в угоду какому-либо иному идеалу: всякий из них на поверку оказывается не просто ложным, а отливающим инфернальным эгоцентризмом, гарантирующим и отпадение от человеческой и божественной правды, и падением если не в геенну огненную, то в яму со змеями страстей и бесконечных предательств и собственной судьбы, и ближних судеб.

Студия «Слово», если угодно, хочет внушить молодому человеку одну, но выраженную совершенно разными устами мысль: чтобы не сломать хребет себе самому, следует как можно раньше научиться смирять эгоистические помыслы во имя Замысла куда более продуманного, чем все человеческие мечтания и фантазирования о будущем. Именно эта мысль во встречах с юными читателями, зрителями и слушателями останется и в будущих студийных сезонах. Именно она и делается причастием подлинной культуре, а не её суррогатам.

Сергей Арутюнов

Конкурс «Лето Господне» реализуется при поддержке Фонда Президентских грантов