Развитие народного образования в России в XIX веке. Опыт Церкви

митрополит Климент (Капалин)
Развитие народного образования в России в XIX веке. Опыт Церкви
Фото: Сергей Ломов
Развитие народного образования в России особенно интенсивно шло в последней трети XIX века и в XX. Основное внимание в своем выступлении хочу уделить последним десятилетиям XIX века. Но не могу не сказать сначала о более ранних годах, когда в огромном количестве сел и деревень духовенство уже занималось обучением крестьянских детей.

В исследовательской литературе указывается, что во второй половине XIX века священно- и церковнослужители были почти единственными учителями в скромных сельских школах и поддерживали их на свои очень ограниченные средства. Если все же где-то удавалось открыть учебное заведение для народа на казенный счет, духовенству приходилось убеждать простых людей в пользе обучения грамоте. Там же, где не было возможности открыть школу в отдельном помещении или хотя бы части помещения, представители духовенства обучали детей у себя дома. Первые грамотные люди в селах появлялись благодаря этому.

Ближе к концу XIX века народное образование стало развиваться более быстрыми темпами. Церковным школам (церковноприходским одноклассным и двухклассным и школам грамоты) здесь по праву принадлежит огромная роль.

Очевидно, что появление новых учебных заведений, существование и улучшение уже действующих требовали материальных затрат. Значительная часть школ содержалась на средства приходов. Там, где этого было совсем недостаточно, могла оказываться помощь городскими или сельскими обществами, земством, финансы на поддержку школ выделял и Синод. Церковные школы поддерживались и на государственные деньги. Но основная часть забот была на духовенстве.

Если мы откроем номера епархиальных ведомостей разных епархий того времени, то поймем, что народное образование тогда стало одним из важнейших дел всей Церкви. Обучение детей вошло в число обязанностей священников и диаконов – воспитанников духовных семинарий, а также учениц, выпускниц женских епархиальных училищ. То есть преподавать могли еще и жены священников.

Регулярно печатались подробные отчеты о состоянии церковных школ. Показатели последних лет сравнивали с предыдущими, следили, как происходит развитие школьного дела. В отчетах было описано много реалий и подробностей, свидетельствующих о том, что внимание к народному образованию было постоянным, глубоким, отнюдь не формальным.

Всем известно, что в начале прошлого века в епархиальных ведомостях печатались сведения о вакантных местах как для духовенства, так и о учительских местах в церковных школах, о перемещениях священников, дьяконов, псаломщиков, преподавателей этих учебных заведений. Печаталась также информация о наградах, поощрениях или о каких-то взысканиях, применяемых к нерадивым школьным наставникам. Последнее, впрочем, встречалось не очень часто.

Но вернемся в более раннее время. Хочу вспомнить несколько примеров из школьной жизни тех лет.
Думаю, точное время фактического начала работы школы известного народного учителя Иова Шумова в Суздальском уезде Владимирской губернии назвать невозможно, т. к. сначала он просто обучал детей у себя дома по своей инициативе. Однако известно, что в годы пребывания святителя Феофана, Затворника Вышенского, на Владимирской кафедре школа работала и имела официальный статус. Напомню, что святитель Феофан не только знал о работе этой школы, о ее успехах и проблемах, но и беседовал с учителем, переписывался с ним, в том числе уже после своего ухода в Вышенский монастырь. Сохранившиеся письма святителя свидетельствуют, что он действительно хорошо знал ситуацию в народном образовании. Об этом говорит, например, его письмо об обучении грамоте крестьянских девочек, в котором он предлагает учителю целый ряд аргументов, которые должны убедить родителей дочерей отдать их в школу. Биограф учителя Иова Шумова священник Алексей Бобров пишет, что письмо святителя, прочитанное учителем крестьянам, убедило их: девочек привели в школу. Святитель Феофан правильно понимал важность того, чтобы как можно больше детей (и мальчиков, и девочек) стали грамотными, потому что грамотные родители сами приведут детей в школы, уговаривать никого не придется в дальнейшем. Народное образование развивалось бы в таких условиях все лучше.

Известно также, что преемник святителя Феофана на Владимирской кафедре архиепископ Антоний не оставлял своим вниманием и названную мной школу, и вообще церковные школы в епархии.

Интересно проследить развитие школьного дела в Калужской епархии в 1880-е годы и в следующее десятилетие. В Калужский епархиальный училищный совет поступает множество обращений, рапортов от наблюдателей церковных школ, в которых идет речь об открытии новых заведений, об их нуждах. Где-то есть учитель, готовый трудиться ради просвещения простых крестьян и уже начавший этот труд, но нет никакой материальной стабильности, зато есть опасения, что небольшие деньги за обучение, которые готовы внести крестьяне, не позволят обеспечить школе даже требующийся минимум. В других местах удалось обустроить подходящее помещение, приобрести необходимое для учебы, но не было учителя. И епархиальный училищный совет решал эти проблемы: распределял средства так, чтобы школы могли существовать, преподаватели трудиться, находил кандидатов на должность учителя. В отчетах последующих лет можно увидеть, что учебные заведения, которым была оказана помощь, действуют, развиваются, выходят на хороший уровень. Например, целый ряд школ грамоты благодаря качественной работе преподавательского коллектива давал знания на уровне одноклассной церковноприходской школы, что, безусловно, было значимым результатом для таких учебных заведений.

Я подчеркну, что народное образование было делом всей Церкви. Архиереи как знали общую картину развития обучения детей крестьян и других социальных сословий общества (само собой, небогатых) по всей епархии и предпринимали действия, направленные на улучшение ситуации в образовании, так и принимали личное участие в ряде мероприятий, связанных со школами. Приведу отдельные примеры. Мне кажется правильным взять их из жизни Курской епархии, т.к. это была земля, Черноземье, где сельскохозяйственный труд имел важное значение. Как известно, именно там, где значительная часть населения занималась крестьянским трудом, родители с меньшей охотой отдавали детей в школы, т к. работа на земле требовала много времени, много рабочих рук, а польза от обучения грамоте при таком образе жизни простым людям далеко не всегда была понятна. Поэтому развитие образования, увеличение числа школ, количества учащихся на таких землях имеет отдельное значение, а примеры оттуда – особый вес.
Преосвященный Лаврентий, епископ Курский и Белоградский, например, присутствовал на занятиях педагогических курсов для учителей церковных школ епархии. Он же самым бедным учительницам в подарок к Рождеству выдал денежную помощь.

Общие отчеты по церковному образовательному делу этой епархии свидетельствовали, что число подобных заведений, особенно школ грамоты, увеличивается. Со временем часть школ грамоты переходила на уровень церковноприходских школ.

Во всех епархиях была велика роль монастырей в деле народного образования. Большая часть их имели у себя и содержали полностью на свои средства образовательные учреждения для детей самых нуждающихся слоев общества. Часть обителей содержали приюты, где дети не только учились, но и жили. Их обеспечивали всем необходимым, учили грамоте и давали им возможность овладеть ремеслом.

Кроме этого, большинство обителей выделяли деньги на нужды церковных школ. Это был немаловажный вклад, помогающий этим учебным заведениям существовать и развиваться.

Роль церковных школ невозможно переоценить. В них не только обучали, но и воспитывали, старались вырастить грамотного, честного, верующего, трудолюбивого человека. Именно благодаря таким школам миллионы людей смогли получить начальное образование, что в дальнейшем дало стимул к новым виткам развития в сфере обучения.

Вспоминаю слова древнего Премудрого: «Сын мой! от юности твоей предайся учению, и до седин твоих найдешь мудрость» (Сир. 6: 18). Это можно применить и к развитию человеческого общества – чем выше уровень образования, тем выше должен быть уровень культуры и нравственности. Именно последний пункт во многих аспектах играет решающую роль. Недопустимо, чтобы последние разработки в какой бы то ни было области – научной, медицинской, военной или других подобных – оказались в руках людей, для которых чужие жизни не имеют ценности, а важны собственные выгода и прибыль. Ведь и Господь во время Своей земной жизни имел учеников. Как мы читаем в Евангелии: «Итак, идите, научите все народы, … уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28: 19-20).

Без проповеди апостолов мир не узнал бы о Воскресении и Искуплении, без их посланий и поучений мы не научились бы правильно верить, любить и славить Бога.

Издательский совет