Рим сокровенный

Рим сокровенный
Фото: из открытых источников

Желание увидеть Рим глазами православного человека, Рим сокровенный, который хранят глубины веков и святость угодников Божиих, воодушевило нас на паломническую поездку в Италию.

Мы решили обойти почти все храмы Рима, чтобы почтить истинное его богатство – святыни, находящиеся в древних церквях. Осуществить нам это удалось за несколько поездок. Мы направлялись вначале в Грецию, чтобы прикоснуться к её святыням: автобусом до места или поездом в Болгарию, а затем электричкой в Салоники – так было дешевле. Помолившись у святителя Спиридона и затем поклонившись мощам святителя Николая, мы поездом из Бари добирались до Рима.

Господь так устроил, что жили мы в центре города, рядом с площадью Венеции, – знакомые принимали. Нам выделяли верхний, гостевой, этаж с окошками в крыше. Мы полюбили это свое жилище – небо ближе. И, конечно же, своих хозяев – добродушных коренных итальянцев. После каждого паломнического дня нас ждал приготовленный ужин. Хозяйка хорошо говорила по-русски. С интересом расспрашивала о наших впечатлениях. Видно было, что она глубоко тронута нашим искренним желанием познать христианский Рим.

Изучив по путеводителям маршруты, мы отправлялись в путешествие по древнему городу. Душа жаждала поклониться святыням – живым благодатным источникам Божиего мира. Небесная молитва святых Божественной благодатью проникает в раскрытое твоей молитвой сердце, оживляет его, гармонизирует душу, и ты становишься причастником вечных ценностей.

В первую очередь решили почтить святых первопрестольных апостолов Петра и Павла, которые почивают мощами в Риме. Вначале поехали в Ватикан. Выйдя из автобуса и направляясь к собору, мы не отрывали глаз от открывающегося вида: хотелось всё впитать, понять, осознать. Огромный собор, внешне похожий на дворец, венчает купол. На фасаде – статуи святых. В центре площади – обелиск с крестом, в котором хранится частица Животворящего Древа Господня. Говорят, что площадь с собором Святого апостола Петра напоминает замочную скважину. Это, видимо, намёк на ключи от рая, которые Господь дал апостолу Петру.

Собор стоит на месте захоронения святого апостола Петра. В 67-м году священномученик Климент снял с креста тело апостола, распятого вниз головой, и похоронил на холме, где погребали и других мучеников. В 90-м году над местом упокоения поставили надгробный памятник. В 324-м году святой равноапостольный Император Константин по просьбе Папы Римского Сильвестра построил базилику. Она ветшала со временем, несмотря на многие обновления. Её снесли и на её месте решили возвести собор, который строился 120 лет, в течение ⅩⅤⅠ–ⅩⅤⅡ веков. Изначально он был задуман как грандиозное сооружение, что и удалось осуществить. Сменялись властители, художники, стили…

Когда входишь в собор, эта величественность и помпезность начинают давить. Меня не покидало чувство потерянности, приниженности, несовместимости молитвенного предстояния Богу с этими гигантскими статуями. Противостояние ренессансного и барочного стилей во внутреннем оформлении собора, распавшегося на отдельные архитектурные части, порождает дисгармонию. По-видимому, в архитектуре собора воплощена претензия на блеск и могущество папской власти над миром. Такая несовместимость стилей словно иронизирует над этой властью, стремившейся стать абсолютной.    

Весь интерес к внешнему постепенно затухал, так как в душе оживал и приближал к себе образ святого апостола Петра. Вся его жизнь и мученическая кончина – драгоценное наследие христианства. Поэтому к нему такое многочисленное паломничество.

В середине ⅩⅩ века на месте захоронения проводились археологические раскопки. Был найден алтарь базилики и гробница с надписью: «Пётр здесь», но рака оказалась пустой. Через несколько лет рядом обнаружили погребальную мраморную нишу, а в ней раку, в которой и нашли останки, облачённые в пурпурную ткань с золотыми нитями. В результате многочисленных исследований было установлено, что обретённые мощи принадлежат святому апостолу Петру. Их положили на прежнее место, украсив небольшую гробницу разноцветным мрамором. Этот богатый интересными подробностями рассказ я слышала от католического священника из Ватикана, который проводил экскурсию в нижней части собора, рядом с гробницей святого апостола Петра, где была древняя базилика.

Наверху, над ракой с мощами апостола, в середине собора, находится главный папский престол, над которым на четырёх столбах возвышается богато украшенная сень.

Сердце уже настроилось на молитвенное общение со святыми, и нужно только бережно пронести это чувство от центрального престола до рак Папы Римского Григория Двоеслова, апостолов Симона Зилота и Иуды, брата Господня, святителя Григория Богослова, Льва Великого, мучеников Прокесса и Мартиниана. В соборе находится мраморная плита, к которой прислонялся Спаситель в Иерусалимском храме; наконечник копья, которым Лонгин-Сотник прободил ребро Спасителя, копия плата Вероники с Нерукотворным образом Спасителя. С интересом паломники посещают Ватиканские катакомбы. В них нашли упокоение Римские Папы первых веков.

Благодарные Богу за то, что дал нам возможность почтить память святого апостола Петра на месте его захоронения, духовно укреплённые, мы шли по площади. Воспоминания отнесли меня в тот год, когда мы с чернобыльскими детьми были в Италии. Нам, сопровождающим, организовали посещение святых мест. Всё виденное поражало, укрепляло в вере, занимало своё место в сердце, как «драгоценный бисер», который очень хотелось сберечь. Но мне выпало испытание, которое я тогда восприняла как интересное событие, поскольку неофитов легко вовлечь в незначимые для спасения души и порой ненужные мероприятия.

Мне сказали, что есть возможность попасть на встречу с Папой Римским – Иоанном Павлом II. Я согласилась. Восторга от встречи не испытывала, любопытство было, но осознание пришло позже. Когда мы вошли в зал с сопровождающей меня итальянкой, он уже был забит людьми. Эта волна людского моря, втиснутая в большое помещение, то выплёскивала радость ожидания встречи, то замирала, устремив все взгляды на пустое место посреди сцены. Спустя какое-то время мягко и спокойно вышел Папа Римский, поприветствовал всех и стал произносить проповедь.

Моё место оказалось в первом, особо огороженном ряду, среди гостей, с которыми должен лично общаться Папа Римский. Он всё делал легко и не спеша. Когда подошёл к первому ряду, толпа немного придвинулась, чтобы оказаться ближе к своему кумиру. Её эмоциональные выплески не заразили меня – я оставалась спокойной. Что-то чуждое и непонятное отстраняло сердце. По моим наблюдениям, эти приветствия длились 1–2 минуты, после чего гость преподносил Папе Римскому какой-то подарок. Вот он уже около меня. Я сказала, что я из России, что мы привезли чернобыльских детей на отдых. Поблагодарила за организацию поездки. В качестве подарка отдала ему чётки из бежевого сутажа, совсем простые, которые сама сплела в Италии. Конечно, на таких приёмах дарят что-то существенное, но меня заранее никто не предупреждал. Эта простота подарка хорошо вписалась в атмосферу, сложившуюся из последующих фраз. Папа Римский взял мою руку и, вглядываясь в меня, спросил: « Вы русская?» Что-то мне показалось необычным в этом вопросе. Всё только что было ему сказано. Я кивнула и стала ждать, что будет дальше. Он опять произнёс задумчиво ту же фразу, но без вопросительной интонации. Перешёл к другому гостю и, держа его за руку, неожиданно повернулся ко мне и вновь спросил: «Так вы русская?» – «Да!» – радостно сказала я.

На следующий день утром на квартиру, где я остановилась, принесли из Ватикана пачку фотографий с нашей встречи с Папой Римским. Глядя на его лицо, выражающее задумчивость, и вспоминая оттенки звучания той фразы, я догадалась: он изучал и хотел понять что-то для себя новое. И в последний раз произнесенная фраза: «Так вы русская?» вдруг прозвучала для меня иначе: «Так вы православная?» До конца все прояснила итальянка: «На приемах у Папы Римского бывают гости из России, в основном высокопоставленные лица. Если это женщины, то богато одетые, с претенциозным видом. Вы для него – неожиданный образ русского православного человека».

Оказывается, Папа Римский не видел истинных православных русских людей из народа. И здесь неважен был внешний вид, хотя одета я была просто. Его душу, видимо, затронул ему до сих пор неизвестный облик русского человека, ведущего духовную жизнь. Как же нас много таких в России! Русский дух не дает покоя! Вот и Папы Римского коснулся. Только реакции у всех разные. Итальянцы хорошо относятся к нам. А в 1990-е годы, когда так называемые новые русские поехали в Италию растрачивать деньги, итальянцы насторожились. В целом они встречают и провожают русских с улыбкой. С каким интересом и даже завистью они наблюдают за православными, которые, подойдя к святыне, делают три земных поклона и поют величание! У нас, видимо, связь со святыми крепче, и мы ее не отпускаем. Да, душа русского человека имеет дар глубоко и тонко чувствовать и воспринимать то, что ведёт её к святости. А найдя в сердце Царствие Небесное, он старается сохранить этот ориентир и исполнить завет апостола Петра: «возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2 Кор. 3, 18).

Наша небольшая паломническая группа продолжила путешествие по Риму. Этот день мы посвятили святому апостолу Петру. Нужно было обязательно поклониться месту его распятия. Мы решили немного потрудиться, чтобы самим найти его. Можно было взять такси и поехать по адресу, но мы пошли пешком из центра города. «Сан–Пьетро–ин-Монторио», – обращались мы к прохожим, которые показывали направление, но не всегда правильное. Мы не унывали и опять вопрошали. Кого-то удивляли, кто-то мило улыбался, кто-то недоумевал. Наше настойчивое общение с римлянами окончилось благополучно – паломнический труд был вознагражден. Когда подошли к этому святому, сокровенному месту, оказалось, что ворота были уже закрыты. С дерзновением постучали. Вышел служащий и, к нашей радости, провел к небольшому круглому храму с колоннами, который стоит на месте казни святого апостола Петра. Эта церковь считается шедевром архитектуры эпохи Возрождения. Впервые она упоминается в ⅤⅡⅠ веке. В ней два этажа. На нижнем обозначено место, где стоял крест с распятым вниз головой апостолом, и отмечена его высота.

Войдя в эту небольшую церковь, чувствуешь, как тебя охватывает ощущение древности, отсекая от мира, из которого ты вошёл в неё. Стены хранят молитвы христиан многих веков, особенно это осознаёшь в таком маленьком пространстве. И ты вливаешься в этот молитвенный поток. Без особых усилий в тебе рождаются слова молитвы, будто навеянные молитвенным духом святого места. Близко находящиеся настенные изображения отрывают от земных попечений. Круглая форма храма напоминает о ценности вечной жизни со Христом. Сделав по три земных поклона и помолившись, мы подарили небольшую икону из России и решили каждый раз, когда будем в Риме, приходить сюда пешком.

Затем мы посетили Марметинскую темницу, где несколько месяцев перед казнью содержались святые апостолы Пётр и Павел, а также другие мученики за Христа. В середине ⅡⅠ и начале ⅠⅤ веков она была переполнена христианами. Темница расположена в центре Рима, под церковью Святого праведного Иосифа Обручника. Состоит из двух каменных помещений, находящихся одно под другим. Сейчас к ним ведут лестницы. Раньше сверху спускались через небольшое круглое отверстие в своде. Верхняя камера была построена за 640 лет до Рождества Христова, нижняя – тёмная, мрачная, душная – на 138 лет позже. Первоначально в темнице содержали пленённых царей, князей, военачальников, а затем – опасных государственных преступников, осуждённых на смертную казнь. На верхнем этаже устроена церковь Святого апостола Петра «в темнице». С левой стороны от престола сохраняется камень, прикрытый решёткой, на котором отпечатался лик святого апостола, когда воины втолкнули его внутрь, и он ударился лицом. Этажом ниже находится столб, к которому были прикованы апостолы, и небольшая мраморная колонна, обозначающая место, из которого по молитвам апостола Петра забил источник для Крещения темничных надзирателей – мучеников Прокесса и Мартиниана, а также 47 узников, уверовавших во Христа.

Когда спускаешься по лестницам, с которых начинался крестный путь христиан, или находишься в этих зловещих камерах, то начинаешь осознавать силу и величие духа мучеников за Христа, которых не сломила власть тьмы. Мы сейчас немощные, часто не справляемся с переживаниями, доставляемыми нам собственными греховными узами. А они, мужественно претерпевая истязания мучителей, ушли в вечную радость о Христе. Святые узники, молитесь Господу, чтобы нас окончательно не связали узы нашего лукавого века!

Темница расположена рядом с Римским Форумом, в оживлённом историческом месте. Её посещают не только с верой поклоняющиеся подвигу апостолов и христиан, но и многочисленные туристы, которые, судя по выражению их лиц, не остаются равнодушными. Дай Бог, чтобы их коснулась благодать этого святого места, и в их сердцах затеплился свет Христов.

Недалеко от Колизея, в центральной части города, находится церковь Святого апостола Петра «в веригах». В ней, в небольшом стеклянном ковчеге под доской главного престола, хранится святыня – две железные цепи апостола. Цепью большего размера он был закован в тюрьме во время первого гонения на христиан в Иерусалиме – она упала, когда ангел Господень освободил апостола. Из Иерусалима вериги попали в Константинополь, а затем были переданы в Рим, Царице Евдокии, которая в 455-м году построила храм и поместила в него святыню. Вместе с ними находятся вериги меньшего размера, которыми апостол был закован в Марметинской темнице. На протяжении веков вериги хранили верующие и почитали. Они имеют чудодейственную силу прогонять злых духов и исцелять болезни. В церкви всегда много народа. Не иссякла вера в целебную силу честных вериг. В крипте, в саркофаге ⅠⅤ века, покоятся мощи семи святых мучеников Маккавеев.

Святому апостолу Павлу посвящены так же несколько храмов в Риме, главный из них – собор, находящийся на Остийской дороге. Как только мы вышли из метро, то увидели большой собор, который, несмотря на его величину, легко охватить взглядом. Чем ближе мы подходили, тем более утверждались в мысли, что этот красивое сооружение достойно памяти святого апостола. После его казни благочестивая христианка Лукина взяла тело учителя и похоронила в своём имении за городом. Первую базилику над местом погребения построил в 324-м году святой равноапостольный Император Константин. Она сгорела в 1823-м году. Новый большой собор воздвигли в 1854-м году. Сегодня он второй по размерам после Ватиканского. В центре собора мы увидели главный папский престол, под которым, в гробнице, закрытой гранитной плитой, покоятся мощи святого апостола Павла.

Когда я впервые была в Италии и посещала это святое место, то с задней части престола мне открыли решётку, и я, прислонившись к открывшемуся окошку, потянулась внутрь, вниз, чтобы дотронуться до плиты. Необъяснимая радость коснулась тогда моего сердца и побудила к молитве. В этот раз мы подходили ко всем служащим с просьбой открыть решётку, но они были неумолимы. Мы смирились. Помолились и стали рассматривать собор. С интересом разглядывали красивую древнюю сень над престолом, уцелевшую во время пожара, а так же сохранившиеся византийские мозаичные изображения на полукуполе за престолом.

В южной части собора находится реликварий, в котором много святынь. Среди них частица Животворящего Креста Господня, вериги апостола Павла, часть его посоха, глава апостола Анании, рука праведного Алексия, человека Божия, частица мощей праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы, часть главы мученицы Фотинии Самарянки и другие. Они недоступны. Выставлены в отдельных искусно выполненных, разнообразных по форме стеклянно-металлических ковчежцах и отгорожены общей решёткой. Мы на это уже не обращали особого внимания. Переходя от одного края решётки к другому, вглядывались в надписи на ковчегах и молились, молились…

Из реликвария можно попасть во внутренний двор. Тебя неожиданно пленяет красивый вид: двор-цветник, окружённый лёгкими галереями с колоннами. Его, видимо, создали в память о том, как апостол Павел был вознесён в рай. Паломники с удовольствием посещают этот райский уголок из цветов и кустарников, радующий гармонией и светом.

Особые чувства мы испытали, когда поехали почтить память святого апостола Павла на то место, где он претерпел мученическую кончину – в аббатство «на Трёх Фонтанах», где подвизаются последователи преподобного Венедикта Нурсийского, для которых он составил Устав, взяв за образец руководство для восточных обителей преподобного Иоанна Кассиана Римлянина. Раскопки и письменные свидетельства говорят о том, что монастырь во имя Апостола Павла существует с ⅤⅠ века. С небольшой, отдалённой от центра улочки сворачиваешь на тенистую зелёную аллею и попадаешь на территорию обители, где находятся несколько храмов. Здесь царит особый покой. Ощущаешь уединённость, располагающую к молитве.

В храме Божией Матери близ «Трёх Фонтанов» находятся останки мучеников трибуна Зинона и с ним 10203 человек, пострадавших при Императорах Диоклетиане и Максимине. Церковь стоит на месте их казни. В нижней ее части – темница, где некоторое время содержался апостол Павел и где ему прочитали приговор о смертной казни. Камеру размером примерно 2,5х1,5 м легко можно рассмотреть через крупную решётку, которой закрыто небольшое окошко: каменные потемневшие стены, каменно-земляной пол. Напротив двери в стене устроено ложе, верхняя часть которого замкнута полукругом. На полу – небольшой прямоугольный камень, видимо, служивший как столом, так и сиденьем. Кто-то поставил на него цветочный горшок с нежными цветами. Я протянула руку, чтобы дотронуться до стены, хранящей память об апостоле, и вздрогнула: мне в руку упал маленький кусочек, отделившийся от камня. Конечно, со временем всё ветшает, но мы восприняли это как чудо, как благословение.

На месте усекновения главы апостола стоит церковь ⅤⅡ века Святого апостола Павла на «Трёх Фонтанах». К ней проходят по эвкалиптовой аллее. Перед церковью сохранилась небольшая часть вымощенной камнем дороги. Этот проход между двумя церквями вместил последние мгновения земной жизни апостола – путь из камеры до места казни. Здесь будто оживает история, побуждающая с особой силой переживать происходившие трагические события. Представляется, что святой апостол шёл твёрдо и уверенно.

Укреплённый Господом, как он пишет во втором Послании к Тимофею (ср. 2 Тим. 4, 17), он шёл на встречу с Ним. Между камнями древней дороги пробились зелёные стебельки, немного развеивающие грусть. Они тянутся ровно и выглядят радостно на тёмных камнях. Из чувства благоговения и любви к апостолу по этой дороге обычно проходят медленно… Мы с трепетным чувством останавливались и молились об укреплении веры и о том, чтобы не свернуть с пути Господня.

Во время казни святой апостол сам преклонил свою главу. От раны, по преданию, истекла кровь с молоком. Справа от входа в церковь – белый столб, на котором усекли главу апостола. Он стоит за решёткой, и поэтому невозможно приложиться к святыне. Я протиснула фотоаппарат между прутьями и сделала уникальную фотографию на память. На подсвечнике всегда много свечей. Пол украшает античная мозаика. На полу церкви обозначены места трёх фонтанов, которые забили там, куда падала, отскакивая, глава апостола. Епископ Порфирий (Успенский) пишет в своих воспоминаниях, что пил воду из этих трёх источников, и она ему показалась жестковатой на вкус. Сегодня они заключены в небольшие одинаковые мраморные шатры, но мощь их ощущается на расстоянии. Над каждым источником находится скульптурное изображение честной главы апостола. Цвет используемого мрамора – от яркого до бледного – соответствует стадиям умирания, от усекновения главы до окончательного наступления смерти. Фонтаны, вырвавшиеся из земли в местах соприкосновения с ней главы апостола, – как живые источники, которые от его проповеди забили в окаменелых сердцах, как знаки излияния благодати на всех жаждущих познания истины, как символы торжества вечной жизни над смертью.

Уходить не хотелось. Мы решили немного побыть на территории. Можно долго сидеть на монастырской лавочке, впитывая впечатления и осознавая увиденное, и пить воду из святого источника. Он вытекает из нижней части стены одной и монастырских построек. Мы обратили внимание, что рядом с храмом Божией Матери находится узкая дорожка, которая уходит наверх и направо. Не встретив никаких препятствий, мы дошли до открытых ворот и оказались в женской общине. Навстречу вышла женщина, к моей радости, говорившая по-французски. Когда узнала, что мы из России, пригласила на чай. Оказалось, что в этой общине обучают делам милосердия и благотворительности женщин со всего мира. После теоретического курса и практических занятий они разъезжаются. Потом возвращаются обменяться опытом. Мы порадовались за тех женщин, которые отдают свои сердца одиноким, больным – всем, кто ждёт помощи. Наша собеседница, заместитель начальницы общины, спрашивала о России, о наших делах милосердия, говорила, что они любят Россию. На прощанье пригласила ещё раз в гости и дала номер своего телефона.

Вечером, когда приехали в отель, нас ждало искушение. Мы не смогли заранее созвониться с римлянами, которые обычно нас принимали, их квартира была занята, поэтому в этот раз сняли отель. Отъезд намечался на следующий день, но нам уже выставили сумму, которой мы слегка ужаснулись и решили, что съезжаем немедленно. Так мы оказались на улице. Не согревало даже то, что вечер был теплый. Конечно, если бы связались с друзьями, они бы что-нибудь придумали, но вспомнили о наших новых знакомых из общины. Позвонили и поведали нашу печальную историю, финалом которой в лучшем случае могла стать ночёвка на улице. Как-то рано утром, проходя через сквер рядом с Колизеем, мы наблюдали, что там просыпается много бездомных, – не хотелось к ним присоединяться. Нас выслушали и попросили позвонить через час. Темнело. Надежда таяла. Новый звонок принёс огорчение – нам отказали, объяснив, что нет свободных мест. Я пыталась упросить, убеждала, что мы сможем переночевать в той большой комнате, где пили чай, – на полу, на одеялах. Страшно оставаться на улице. Нас попросили перезвонить ещё раз. И тогда сказали, что окажут нам любезность, договорившись с приютом, куда на ночь принимают бездомных. Дали адрес и предупредили, что начинают впускать на ночлег с 12 часов ночи и что нужно заранее занять очередь.

Звонить друзьям было уже поздно. Мы смирились. Нашли нужную остановку и долго ждали автобуса, который ночью в Риме ходит редко. У приюта, хотя и расположенного на окраине города, нас совсем оставила тревога. Собралось много разного народа. Не всех впустят. На улице будет не так страшно. Есть полиция. В полночь вышел служитель и стал впускать бродяг – мужчин и женщин в отдельные двери. Мы назвали общину милосердия, служитель кивнул и быстро провёл нас в чистые комнаты, где стояли кровати, застеленные чистым белым бельём. После душа все быстро укладываются и засыпают. А утром – чашка кофе, и до свидания. Всё-таки они нас не бросили! Мы не оказались на улице! И хочется верить, что произошло это по молитвенной помощи святого апостола Павла. Слава Богу!

Нам давно хотелось посетить ещё одно место, посвящённое памяти апостола Павла. Наконец мы осуществили своё желание. В центре Рима с древних времён сохранилась маленькая церковь в Реголе. Мы много раз подходили к ней, но она была закрыта. Наши римские знакомые, узнав об этой проблеме, нашли человека, который смог открыть церковь, всё показать и объяснить. С первого этажа здания мы спустились этажом ниже, в помещение, в котором историю помнят стены и рассказывают изображения на них. По преданию, на этом месте был дом, в котором поселился апостол Павел, когда его доставили в Рим. Ему было позволено жить относительно свободно, с одним воином, надзиравшим за ним.

Он провёл здесь 2 года, «проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно» (Деян. 28, 31). К нему приходили последователи Христа, иудеи и римляне. Излагая истину Христову и уча христианской вере, он многих обратил ко Господу, даже несколько человек из дома римского Кесаря. «Школа апостола Павла» – такая надпись помещена над входом в комнату, в которой жил апостол. Она находится справа от престола. В ней устроен придел с мозаичным изображением святого апостола в алтаре. Скорее всего, там были написаны Послания к Филиппийцам, Ефессянам, Колоссянам, Филимону и Евреям, в которых апостол упоминает о своих узах. Как нам объяснил наш сопровождающий, это было место первых его уз. Затем он получил свободу, что подтверждается в Послании к Евреям: «Знайте, что брат наш Тимофей освобождён, и я вместе с ним…» (Евр.13, 23), и отправился на Восток. Христиане сохранили место первого пребывания апостола в Риме. Они устроили там церковь, которая не перестраивалась, а только обновлялась внутри. Конечно, многое в этих рассказах основано на преданиях. Но жители Рима очень почитали апостола Павла, и всё, что знали о нём, передавали из уст в уста, из поколения в поколение.

Когда апостола Павла вновь арестовали, то условия его содержания были иными. Во Втором послании к Тимофею он пишет, что страдает «как злодей» (2 Тим. 2, 9) и что чувствует приближение конца земной жизни: «Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало» (2 Тим. 4, 6). Наступило время тяжёлых испытаний. За поджог Рима Нерон возложил вину на христиан. Начались жестокие гонения и расправы. Христиан распинали, бросали на растерзание зверям, зажигали, как факелы. Их мужество, стойкость, верность Господу, которые они проявили во время казней, зазвучали на весь мир убедительной проповедью о Христе, которая не утратила силу и в наше время. Святые апостолы Петр и Павел не могли не оказаться в Риме. Они были со своей паствой.

Оба апостола были заключены в Марметинскую темницу. По преданию, оттуда их одновременно вывели на казнь, к которой их приговорил Нерон. За городскими воротами, названными Павловыми, их повели в разные стороны. Апостола Петра распяли на кресте в черте города, на Яникульском холме, а апостола Павла, как римского гражданина, нельзя было предать бесчестной смерти, поэтому его усекли мечом за городом, в местности, называемой «Сальвийские Воды». Произошло это 12 июля 67 года. Проповедники Божьей истины, просветившие светом Христовым всю вселенную, они стали вечной славой города.

Их честные главы помещены в золотых ковчегах в верхней части сени главного престола кафедрального Латеранского собора Святого Иоанна Предтечи, который со времён святого Императора Константина до строительства Ватиканского собора был резиденцией Римских Пап. С правой стороны представлена доска, принесённая из катакомб, на которой священнодействовал святой апостол Пётр. В левом приделе, в особом помещении, хранится стол, на котором Спаситель совершал Тайную Вечерю со Своими учениками. В соборе находится много реликвий. Жители Рима любят этот собор. Нам говорили, что он значит для них тоже, что для нас – храм Христа Спасителя.

Итальянцы очень почитают своих святых покровителей. У них этот день – особый праздник. Все стараются быть в церкви. Мы как-то приехали в Рим в будний день и удивились, что улицы пустынны – никто не работает. А когда узнали, что прибыли в город в выходной день в честь святых апостолов, то обрадовались оказанной нам милости: благодаря сплетению разных обстоятельств мы приехали почтить память святых апостолов Петра и Павла в их праздник!

В Риме очень много церквей, особенно в центре, – почти в каждом квартале. Первые построил святой Император Константин. Помимо базилик Святым апостолам Петру и Павлу, он возвёл несколько церквей местным святым. Самое интенсивное их строительство приходится на Ⅴ–ⅤⅠ века. В результате значительных перестроек в последующие столетия в некоторых можно увидеть древние алтари или части стен, а от иных же остались только одни названия. Однако в них сохраняется дух древности, который передаётся красивой, яркой средневековой мозаикой, уцелевшей фрагментарно или благодаря реставрации, например, в церкви Священномученика Климента, Папы Римского, а также византийской мозаики – в храме Божьей Матери «за Тибром».

Чаще всего престолами в церквях служат раки с мощами святых, как местночтимых, так и прославляемых Русской Православной Церковью. Католики иначе, чем православные, почитают мощи. Благоговейное отношение к ним первых христиан, сохранившееся в России, во многом изменилось. Они, конечно, чтят мощи, молятся около них. Но ушла глубина чувств, утрачен момент излияния любви, передающейся святому через земные поклоны, лобызания мощей, акафистное пение. После службы рака с мощами обычно разоблачается. Вокруг неё иногда стоит небольшое ограждение. Никто не обращает внимания, если его преодолеваешь. Особенно в небольших церквях, где мало народу, раки выглядят одиноко – без знаков почитания. Раки с мощами, служившие алтарями, доступны для поклонения. К ним подойти очень просто – и мужчинам, и женщинам. Удивляешься и радуешься, причём радость испытываешь двойную: от того, что посчастливилось выразить любовь к святому, и от того, что можно почтить его по-православному.

В Риме можно молиться у рак с мощами апостолов Филиппа, Иакова Алфеева, Варфоломея, архидиакона Стефана, равноапостольной Царицы Елены, Пап Римских Григория Двоеслова, Льва, Климента, Сикста 2; преподобных Иоанна Кущника, Алексия, человека Божья, священномученика Киприана и мученицы Иустинии, священномученика Игнатия Богоносца; преподобномученицы Евгении, мучеников Лонгина Сотника и Вонифатия, бессребреников Космы и Домиана и многих других святых. Невозможно перечислить количество частиц мощей, находящихся в римских церквях. Много святынь привезли в Рим из Иерусалима, а также из разграбленного Константинополя.

Некоторые храмы стоят на крови мучеников, победивших смерть страданиями за Христа.

На местах мученической кончины воздвигнуты церкви Великомученика Евстафия Плакиды, его жены Феопистии и сыновей Агапия и Феописта, Великомученицы Анастасии Узорешительницы, Мученика Панкратия, Мученицы Сусанны, Мученицы Агнии. Над местом упокоения построены церкви Архидиакону Лаврентию и Мученику Себастиану. Часовня Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова «в Елее» находится там, где его опускали в кипящее масло. В Колизее, где в течение двух веков рекой лилась кровь мучеников, вокруг арены стоят 12 алтарей, посвящённых Страстям Господним. Известно, что во время правления Диоклетиана и Максимина за 30 дней в Риме было замучено 17 тысяч христиан. На местах казни мучеников испытываешь до тех пор неведомое тебе состояние. Великую силу их подвига, запечатлённого кровью, вместить невозможно. Но в сопереживающем сердце остаётся живой след, будто его коснулась особая благодать, исходящая от мученических венцов.

Мир часто впадал в безумие богоборчества и руками дьявольски жестоких, помрачённых людей творил беззакония, расправлялся с чадами Божьими. А они, избранники, радостные от причастности к страданиям Господа, уходили на Небо, к своему Творцу, оставляя в наследство завет, раскрываемый всей их жизнью, – верно и жертвенно служить Богу, в пламенеющей любви, которая до сих пор зажигает сердца. И мир, усваивая уроки мужества, верности и любви, поклоняется им, чтобы через них взыскать милость Господа. 

Самое ценное наследие древнего Рима – святость угодников Божьих. Их мощи, находящиеся в многочисленных церквях, остаются побудительной силой, рождающей искреннюю сердечную молитву. И святые, чей жизненный путь во Христе привёл их в Небесное Царство, не оставляют нас, грешных, взывающих к ним о помощи. Отчасти этим мир пока и держится… Страшно представить время, когда из сердец человеческих будет вытравлена молитва и прервётся связь земного и небесного. Не дай Бог!

Монахиня Елисавета (Гончарова)/Православие.ru