Русский Да Винчи

Русский Да Винчи
Фото: журнал "Фома"

Что мы знаем о русском Да Винчи? Философ, ученый, инженер, поэт, богослов и священник – все это об отце Павле Флоренском, расстрелянном 8 декабря 1937 года.

Павел Александрович Флоренский родился 9 января 1882 года в Елизаветпольской губернии (Закавказье, территория современного Азербайджана). Род Флоренских прослеживается практически до начала XVII века. Почти все предки отца Павла были священнослужителями. Прервал эту цепочку преемственности служения Церкви его дед, блестяще окончивший Костромскую духовную семинарию и впоследствии, из любви к науке, решивший поступить в Военно-медицинскую академию. Этот интересный нюанс примечателен тем, что сам отец Павел писал по этому поводу следующее: «Дед все же пошел по своему пути, на нищету и разрыв с отцом. Мне порою и является мысль, что в этом оставлении семейного священства ради науки – главная ошибка всего рода, и что пока мы не вернемся к священству, Бог будет гнать и рассеивать все самые лучшие попытки».

В семье Флоренских было семеро детей. Отец работал на строительстве железной дороги, и всей семье приходилось жить в товарных вагонах. Родители о религии Павлу ничего не рассказывали, тема эта вообще как-то особо не поднималась. Приход будущего священника к вере произошел летом 1899 года. И случилось это совершенно примечательным образом. Отец Павел писал в своих воспоминаниях, что во время сна он ощутил, будто находится заживо погребенным в каком-то руднике: «Мною овладело безвыходное отчаяние, и я осознал окончательную невозможность выйти отсюда, окончательную отрезанность от мира видимого. В это мгновение тончайший луч, который был не то незримым светом, не то – не слышанным звуком, принес имя – Бог. Это не было еще ни осияние, ни возрождение, а только весть о возможном свете».

«В это мгновение тончайший луч, который был не то незримым светом, не то – не слышанным звуком, принес имя – Бог. Это не было еще ни осияние, ни возрождение, а только весть о возможном свете».

 В 1900 году Павел Александрович Флоренский поступает на физико-математический факультет Московского университета по специальности «математика». Его учителями были известные тогда светила науки. Здесь же постепенно формируется мировоззрение будущего священника. Он считает, что мир духовный раскрывается через мир материальный, при этом духовный мир – основа мира материального. Сами же материальные сущности не представляют собой какие-то тени сущностей духовных, но являются одухотворенным творением благого Бога.

В 1904 году Павел Александрович с отличием оканчивает учебу в университете. Многие его преподаватели пророчили ему блестящее будущее в науке, поступали также предложения остаться работать при своей alma mater, но он выбирает другой путь. Несмотря на обстоятельства и молчаливый протест родителей, будущий священник поступает в Московскую духовную академию, на тридцать лет связав свою жизнь с Троице-Сергиевой лаврой.

Этот выбор Павел Александрович делает под влиянием епископа Антония (Флоренсова). У владыки Антония он испрашивал благословения на монашеский постриг, но тот, учитывая таланты Павла, посоветовал ему сначала получить необходимое духовное образование. Думаю, говорить о том, как учился Павел Александрович в МДА, говорить не нужно. По окончании курса его оставляют в академии преподавателем философии. В 1914 году была защищена магистерская диссертация, которая в системе образования того времени занимала промежуточное положение между кандидатской и докторской, а затем получено и звание профессора. К слову, эта работа стала и основным его сочинением, известным под названием «Столп и утверждение истины».

«Разум перестает быть болезненным, то есть быть рассудком, когда он познает Истину: ибо Истина делает разум разумным, то есть умом, а не разум делает Истину истиною... »

Во вступительной речи перед защитой диссертант отметил следующее: «Разум перестает быть болезненным, то есть быть рассудком, когда он познает Истину: ибо Истина делает разум разумным, то есть умом, а не разум делает Истину истиною... Эта самоистинность Истины выражается, – как вскрывает исследование, – словом omoousia, единосущие. Таким образом, догмат Троичности делается общим корнем религии и философии, и в нем преодолевается исконная противоборственность той и другой».

Павел Александрович стремился к монашеству, но его духовник владыка Антоний наотрез отказался дать на это благословение. Безбрачное состояние Павла Александровича препятствовало принятию сана. И в 1910 году Павел Александрович венчается на Гиацинтовой Анне Михайловне – простой и скромной девушке из крестьянской семьи. Через год после венчания он принимает священство. Служил священник Павел Флоренский поочередно на нескольких приходах: сначала – в храме недалеко от Троице-Сергиевой лавры, затем – в Покровском храме при академии, последним местом служения была домовая церковь приюта для престарелых, где отец Павел трудился вплоть до ее закрытия в 1921 году.

С началом Октябрьской революции страна погрузилась в хаос. Сам отец Павел относился к ней неоднозначно. С одной стороны – он симпатизировал некоторым политическим преобразованиям, с другой – категорически не принимал атеистической пропаганды и расправ со священнослужителями. Вообще эти события не стали для него потрясением, так как он уже давно видел в народе процесс духовно-нравственного упадка. Можно сказать, что именно благодаря усилиям отца Павла были сохранены многие ценности и реликвии Троице-Сергиевой лавры.

В 1933 году отца Павла обвинили в организации контрреволюционной деятельности и приговорили к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. Ему пришлось пройти через восточносибирский лагерь «Свободный», БАМЛАГ и Соловки

Когда монастырь все-таки закрыли, отцу Павлу пришлось уйти на мирскую работу. Одно время он занимал должность профессора при Высших художественно-технических мастерских, был консультантом (впоследствии и испытателем) на заводе «Карболит». Два года отцу Павлу пришлось возглавлять отдел материаловедения в Государственном экспериментальном электротехническом институте. За все это время он сделал ряд научных открытий и запатентовал 30 изобретений. Примечателен тот факт, что все это время отец Павел ходил на работу в подряснике, что, при всем уважении к его эрудиции и таланту, не могло не вызывать раздражения начальства. Однажды у него даже появилась возможность покинуть Союз, но отец Павел все же решил остаться.

В 1928 году на отца Павла обратили внимание правоохранительные органы, после чего последовал первый недолгий арест. В 1933 году его обвинили в организации контрреволюционной деятельности и приговорили к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. Ему пришлось пройти через восточносибирский лагерь «Свободный», БАМЛАГ и Соловки. Солагерники об отце Павле отзывались как о необычайно доброжелательном человеке, готовым поделиться не только пайком, но и знаниями, и словом Божьим.

В августе 1937 года для Соловецкой тюрьмы был составлен план на расстрел 1200 человек, в связи с чем началось возбуждение новых дел. На отца Павла снова возвели обвинения в контрреволюционной работе. Его этапировали в Ленинград и 8 декабря расстреляли.

протоиерей Владимир Долгих/Союз православных журналистов