Русский День Поминовения

Русский День Поминовения

Не стоит завидовать иным культурам – Дню Поминовения, например, в Соединённых Штатах или Дню Мёртвых в Мексике. У нас несколько свои даты…

Нации образуются далеко не сразу, и вовсе не так просто, как хотелось бы временами и историкам, и политологам. Из национальных мифологий и основанных на них идеологий извлекается не так и много универсальных законов, но один из них весьма показателен: каждая страшная рана на теле народа обозначена символическим днём.

Он приходит в календарь самочинно, будто бы не спрашивая дозволения властей, и даже замалчиваемый, прямо и непреложно запрещаемый, как ещё недавно Пасха или Рождество, передаётся изустно от старших младшим, и длится. На таких днях календарь и стоит, выглядя без них пресным, насильственно лишённым любых эмоций, кроме безудержного ликования.

Логика русских празднеств такова, что в день капитуляции немецко-фашистских войск 9 мая в России только и делать, что скорбеть, означает разве что сочувствовать поверженным оккупантам. Победа, омытая слезами миллионов людей, до сих пор наша чуть ли не единственная радость. Своя и только своя дата скорби у нас – 22 июня, когда против нас была развязана истребительная, выкорчёвывающая война на уничтожение и порабощение. Этим днём изменилось течение судьбы каждой русской (да и не только русской) семьи, но подлинное понимание роли этого дня пришло к нам далеко не сразу, а, может быть, совсем недавно.

В поверхностно оптимистической, всецело созидательной и яростно отрицавшей любую «мистику» советской культуре было возможно поминовение, но не было места даже для однодневной печали. Советский человек был обязан смотреть исключительно в будущее, зная о «трагических страницах истории».

Сегодня мы, не знающие своего будущего и, надо отметить, почти разлюбившие его, только в них и смотрим, пытаясь разглядеть в размытых чертах предков свои черты.

***

В день памяти и скорби митрополит Калужский и Боровский Климент собрал писателей и издателей на конференцию «За други своя. Бессмертье подвига».

«Сколько бы времени ни прошло, мы помним двадцать второе июня тысяча девятьсот сорок первого года уже не как свидетели, а по свидетельствам наших отцов. Многонациональным Советский Союз объединял многие нации и народы разных вер, и всеми ими был совершён подвиг Победы над фашизмом. В тылу и на фронте, в партизанских отрядах, на фабриках и заводах совершался подвиг любви к своему Отечеству и взрослых, и даже подростков, уже в ранние свои годы стоявших у станков. На Победу работала вся страна, и люди умели работать, особенно на селе, где никто и никогда не сидел без дела, и каждому с детских лет были выделены обязанности по дому. Люди совершали подвиг любви к Родине, семье и Богу, понимая, что в особенно трудные минуты придётся пожертвовать не только здоровьем, но и жизнью. Мы обязаны помнить об этой жертве и передать память о неё молодым» - сказал митрополит Климент.

«Я уроженец Донецка, и могу сказать, что мы особый этнос, потому что за каждый миллион тонн угля заплачено как минимум одной человеческой жизнью. Сегодня на Донбассе происходит возрождение того самого духа, который создал нашу страну – духа имперского, объединительного и несгибаемого», - заметил писатель Святослав Рыбас.

«Война, изображаемая в современном кино, с искажёнными лицами и потоками крови, недостоверна. Боевой офицер относится к таким произведениям искусства с явным презрением. Нет надрывного плача у провожающих мужей на войну жён, как нам любят показывать. Не замечается бою лёгких ранений. Война – это спокойное мероприятие, не списывающее ничего. У войны своя бухгалтерия, и когда расплачиваться, она решает сама. На войне много и юмора, комического, без которого нельзя её пережить и не сойти с ума», - отметил писатель, лауреат Патриаршей литературной премии, кавалер Ордена Красной Звезды Виктор Николаев.

По его словам, золотой молодёжью России сегодня являются вовсе не отпрыски состоятельных семей, а солдаты и офицеры, воюющие на Донбассе.

«Как верно заметил о Великой Отечественной войне американский военный историк Дэвид Гланц, это была битва культур», - обозначил тему будущего выступления Председатель правления Союза писателей России Николай Иванов, приведя затем некоторые значимые цифры.

«Знаете ли вы о том, что в 1941-м году в стране катастрофически не хватало бумаги? Печатались не только плакаты и листовки, но и руководства для солдат и офицеров – общий тираж их составил один миллиард экземпляров, и Государственный Комитет Обороны строго следил за расходом средств. Сегодня мы видим иную картину – за 1,5 года проведения Специальной военной операции соответствующий департамент ни разу не собирал писателей и не координировал их соответствующей работы. В ту войну на фронте действовало 4 тысячи фронтовых бригад, а в СВО – две, учреждённые совсем недавно. Уже в ноябре 1941-го начали собирать экспозицию для будущих музеев Победы, в августе вышло Постановление о работе военных корреспондентов, бесперебойно выходили 64 газеты на национальных языках народов СССР, агитационная продукция от ёлочных игрушек до этикеток спичечных коробков соответствующей тематики. А мы на ведущем книжном фестивале выступаем на одной площадке с одной утверждённой темой из одиннадцати. Сравните: в Великобритании после Второй Мировой войны выходит энциклопедия из сорока томов, в Японии – из ста десяти, а у нас – из двенадцати. И так во всём. Где же роль культуры? Понимает ли её сегодня государство, и как именно понимает, сегодня большой и открытый вопрос. Что же касается «золотой молодёжи», на фронте не прижилось ни одно иностранное слово-заменитель, и лишь потому, что представителей элитарного сословия в окопах просто нет», - резюмировал Н. Иванов.

Мысль Николая Иванова подхватил драматург, лауреат Патриаршей литературной премии, преподаватель Литературного института им. А. М. Горького Владимир Малягин.

«Наше государство до сих пор не знает, зачем нужна культура. В нашем обществе есть лишь одна сила, которая силу культуры понимает – это Русская Православная Церковь», - сказал он.

По его словам, несмотря на то, что двадцатый век был столетием геноцида русского народа, закон о защите его лежит в Госдуме вот уже пятнадцать лет, а в обществе ещё недавно ходили самые подлые басни о том, что мы-де «завалили Европу трупами», когда соотношение боевых потерь, а не мирного населения между советскими и немецко-фашистскими войсками полностью идентичное – 12 миллионов против 11-ти.

Ответственность за историю – примерно так можно подвести общую черту под выступлениями представителей писательского сообщества в этот день в Издательском Совете.

Писатель, военный журналист, полковник, лауреат литературных премий СВР и ФСБ Александр Бондаренко с горечью заметил, что из 11,5 тысяч Героев Советского Союза времён войны современные дети ни в одной из школ не могут назвать и десяти.

«Сегодня, кому звучать, быть известным, определяет «Его величество Рынок», но истории о широко известных сегодня личностях воспитать патриотов не могут», - констатировал он.

«Мы рождены в семьях победителей, и сегодня сонное время колониальной зависимости, в которую мы вдруг впали, окончилось», - отметил протоиерей, писатель, лауреат Открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу» Александр Дьяченко.

«Детям следует рассказывать о подвигах новомучеников, духовная битва которых сплошь и рядом оказывается незнакомой и неизвестной не только детям, но и их родителям», - добавила писатель, член Союза писателей России, автор книг для детей Екатерина Каликинская.

***

Возможно, так и следует поминать героев. Великая Отечественная не перестанет быть сегодняшней, происходящей здесь и сейчас, ни для одного честного русского человека, знающего о ней генетически. Тем, кто упорно вводил, но так и не ввёл в наше общество гнусный термин «победобесие», лучше учитывать это обстоятельство, и даже при ставке на молодые поколения, не склонные к жадному освоению книжных пространств. Притом, что Интернет мало и неохотно повествует о событиях 82-летней давности, «русским кодом» прошиты и они…

У противников Русской Идеи, по сути, только один вариант действий: уничтожение всех нас, а при невозможности такового – длительная обработка сознания «инклюзивными общечеловеческими ценностями», призванными сокрушить в нас чувство Истории, в которой мы не перестаём играть важнейшей и определяющей роли.

Пусть же они помнят, что мы помним. И помнить будем.

Сергей Арутюнов