Новый год Колюшки

Автор: Елена Нестерина Все новинки

Шестеро лучших

Шестеро лучших
Фото: Александр Костиков

Никто из любопытных читателей уже давно не сомневается в том, что современная православная литература велика и обильна. И косвенно, и прямо подтверждает её обилие конкурс Русской Православной Церкви «Просвещение через книгу», акцентирующий внимание чуть больше на издательском, чем на авторском труде.

Первая и главная заповедь конкурса – книга есть произведение многих, и если автор, кладущий все силы на текст, выполняет свою долю работ с максимальной добросовестностью, дальше дело берут в свои руки главный редактор издательства, принимающий решение о печати, художник-оформитель, маркетолог, способствующий распространению информации о новинке, и книжный рецензент. Кто персонально оценит их, позовёт на сцену и наградит, смотрите, что называется, выше.

В 2021-м году победителей сезона, как всегда, шестеро, одно первое место, два вторых и три третьих, но важно ли, кто на каком месте, когда все – оценены, прочитаны и избраны?


Первого места удостоено издание действительно фундаментальное. Все-уральское – да простят мне такое определение, потому что по сути оно верно – издательство «АсПУр» дарит всем нам «Собрание сочинений» в шести томах замечательного универсала Александра Кердана.

DSC01616 — копия.jpg

С молодых лет, только начав служить в Вооружённых силах офицером политотдела, Александр Борисович уже искал себе достойного поприща для души, и стал, и остался поэтом по генеалогии письма, а спустя пятнадцать лет понял, что слово ведёт ко Господу так же уверенно, как факел, зажжённый в тёмном лесу, к тропе, озарённой лунными бликами.

В его романах, повестях подаёт весть о себе самый участливый и проникновенный опыт соприкосновения с людьми «афганского», а затем и «чеченского» призыва, изувеченными, но не сломленными до конца, трагедия нескольких поколений, смягчает которую незлобивый юмор и жизнелюбие тщательно отобранных по психологическим показателям командных кадров и самого автора. Несгибаемые люди. Прочтите и сами убедитесь, пока книга не стала изрядной редкостью.

Ещё одно книжное сокровище – работа Тюменского регионального общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска». Это том сибиряка Михаила Тарковского «Три урока».

Если бы меня спросили, что я прочёл, я бы сказал, что – Енисей. Кто не стоял на отлогих или скалистых берегах великой реки (я на них родился), аналогии вряд ли поймёт. Михаил – впервые для меня – взревел на берегу собственного безбрежного языка медведем-шатуном: это – необузданный поток речи русской с видным по обширному словарю сибирским акцентом, знакомым читателю по Распутину и Астафьеву.

Всё здесь есть, и философия, и бытовые зарисовки, и очерки, и в каждом блещет ослепительно – русский смысл жизни. Три урока… да три ли, Михаил Александрович, дорогой? Триста тридцать три урока извлёк я из чтения даже отдельных абзацев, по диагонали, а когда вчитался… сам язык и ведёт в дали дальние. Сверкает гроздьями самоцветов.

Не только же о промысловиках речь, а о вольных и невольных людях, складывающих себе судьбу по камушку представлений о воле и неволе, бьющихся в тенётах жизни от колыбели до гроба. И у каждого заготовлено про запас – меткое определение того, в чём он изнывал от скуки или решительно действовал. Каждый, получается, бывал счастлив и жаждет настичь ещё те мгновения, или понимает, что они больше не про него, и «лишнего себе не просит». И теперь, когда мужчин грозных и самостоятельных у нас весьма значительно поубавилось, такой речи подрастающим поколениям и не хватает позарез: монолитной и пророческой, строящейся на глазах, сомневающейся, верующей и неистовой.

Иной разговор – об издательском доме «Познание», сделавшем книгу Валерии Алфеевой «Джвари». И дело, как мне кажется, вовсе не в том, что книга добиралась к читателю сорок лет (была журнальная публикация в конце 1980-х гг.), а в том, что именно она-то и сыграла ключевую «крещенскую» роль в обращении взглядов изверившихся в советской риторике к истокам православной веры. И эта речь – женская.

В истории литературы 1980-х гг. и теперь выделяют в качестве главных «Архипелаг ГУЛАГ» Александра Солженицына и весь массив «возвращённой» из эмиграции литературы как решающий. Но, знаете ли, возлюбленные читатели, громкие революционные по эмоциональной пластике работы воздействуют, разумеется, массированно, как ковровая бомбардировка, ибо срывают покровы со лжи, но миллионы сознаний обманутых пропагандой. Но внутренне целомудренных и от природы богобоязненных будут ждать именно такую тихую и достоверную книгу, как «Джвари» - о паломничестве одинокой матери с сыном в далёкий грузинский монастырь. И вовсе не из-за сюжета, а из показа поднимающегося со дна ещё советской души исконного чувства. «Джвари» - путеводитель именно по душе. И есть в нём грозное предостережение уровня Достоевского о порче её, но чтобы понять, какое именно, нужно дочитать книгу до последних строк…

Нежданный подарок библиофилам – роман ирландца Уолтера Мэккина «Ветер сулит бурю», изданный «Никеей». В нём борются два сына одной матери, природы и цивилизации, два брата, один из которых идёт по стопам отца и деда, рыбаков от рождения, а другой презирает рыбацкую деревню, из которой вышел родом, и стремится получить образование и уехать в город. Лучше всего, конечно, в столицу. Какая там рыба, какой там риск её не выловить и жить впроголодь, какие там предки со своими россказнями о более далёких предках...

То, что роман – пророчество о судьбах Европы и цивилизации в целом, сомнения не вызывает. Кто же останется на земле? Огромный, но совершенно беззащитный Авель, сгоняемый с этой самой земли не рыбачить, а тонуть. Жить в мире, теряющим любовь, и потому становящемся день ото дня холодней и мрачней…

И вместе с тем вера в романе – есть. Вера в то, что даже Каин когда-нибудь поймёт, какие силы привёл в движение, и что натворил, и раскается, отринув своё «вавилонское» убеждение, и будет горевать по гонимому брату. Ибо сказано «Горе тебе, Вавилон!» ещё в Ветхом Завете…

Ещё праздник – ценителей поэтического слова. В издательстве «Вече» вышел сборник стихотворений протоиерея Геннадия Рязанцева-Седогина «Вселенная как колокол». Зачем описывать поэзию, когда её можно просто привести, и сразу станет понятно, с чем имеешь дело?

DSC01569.jpg

«Старуха»

Жизнь у старухи тяжела,

Забыта и людьми, и Богом.

Клонится старая ветла,

 

Распались камни под порогом.

 

И набок съехало крыльцо.

Согнулась, сгорбилась старуха,

В морщинах серое лицо,

Давно глуха на оба уха.

 

Сидит и смотрит на поля,

Где рожь волнами колосится,

Ей чудится: поёт Земля,

Как в клетке радужная птица.

 

Ей видится цветущий сад,

Согретый солнцем на закате,

И неба гаснущего взгляд,

И сумрак в одинокой хате.

Наконец, шестое из отмеченных изданий – «Уроки каллиграфии» Ирины Богдановой, роман, вышедший в издательстве «Сибирская Благозвонница». Тех, кто не знает Ирину Богданову, ни разу не читал её, можно ласково и от всего сердца пожалеть: не знали пока эти люди доброты, обволакивающей со всех сторон, не знали истинной меры заботы и попечения о себе!

Такова эта проза из романа в роман, что автор, кажется, больше всего на свете боится оскорбить или шокировать читателя, забредшего на огонёк сюжета. Горе приходит сюда будто бы не само, а косвенно, в пересказе, с причетами, сглаживающими тяжесть любого удара. Распахнулось окно, сбросило цветы на пол, побило посуду, растрепало занавески – а лампада не гаснет, горит. И любовь, если она настоящая, не вянет. С годами лишь подсыхая, становится она, оказывается, прочнее, а не рассыпается в прах. Как говорилось в одном из моих любимых романов Леонида Соловьева «Повесть о Ходже Насреддине» - «Но если плоды любви приносят лишь горечь? – Только у неумелых садовников, только у неумелых садовников!»

Итак, пять прозаиков и один поэт – много их или мало? Для кого как.

По многочисленным опросам, не так много книг сегодня в год и читают. Шесть книг – а в одной из них, напомню, так же шесть книг, итого, считайте, одиннадцать – оптимальное количество изданий для наших вечно занятых людей как раз на год. По тому в месяц – не много, лишь бы традиция читать не прервалась на «последнем советском поколении» вообще. Здесь к результатам опросов следует подходить с изрядной осторожностью – если бы она исчезала, и мы бы тоже исчезали, и были бы иные признаки нашего общего исчезновения. Но русский читатель – о чём бы опросы ни говорили – жив, и живы те, кто готовы работать для него не покладая рук. Чему свидетельством – очередной сезон «Просвещения через книгу», с которым мы вас и себя самих поздравляем так восторженно, как только и можем поздравить.

Сергей Арутюнов