Новый год Колюшки

Автор: Елена Нестерина Все новинки

Смысл знания

Смысл знания
Фото: moiarussia.ru

Как нечто само собой разумеющееся, завтра прогремит школьными песнями, отражающимися от стен железобетонных коробок, начало учебного года, «День Знаний».

Что он такое, нам с самого детства ясно: праздник образования, цикл которого занимает ровно три четверти года. Летом образование напоминает о себе исключительно горячкой поступления в вузы, полузадушенными волнениями абитуриентов, а так… солнце, ветер и тишина, время подспудного усвоения и/или блаженного забывания того самого усвоенного «знания».

Философский и системный подход просто-таки вопиет к его исчерпывающему определению!

Попробую: знание есть набор часто разрозненных меж собой и преимущественно подтверждённых каким-либо – опытным или эмпирическим – путём предположений о том, что представляет собой человек и окружающий его мир.

Для начала неплохо; вооружённые пусть и таким кривоватым посохом, попробуем понять, что именно выдаётся сегодня за «знание». Хотя бы в школе.

Так называемый «естественный» цикл. Математика, физика, химия, а также биология, география и астрономия: блистательная панорама неких фактов, а также несколько опорных формул, после которых можно считать, что умеешь если не превращать свинец в золото, то хотя бы верно распределять нагрузку при ударе молотком по гвоздю или передвижки холодильника из одного угла кухни в другой. Опять-таки навыки устного счёта, почти обессмыслившиеся с приходом калькуляторов.

Цикл «гуманитарный»: словесность, история, обществознание, экономика, немного ознакомительной философии и религии: взамен фактов – несколько величественных цитат, поскольку формулы есть лишь в экономике, и то вряд ли особенно подтверждаемые, а то бы никто не разорялся через год после открытия предприятия.

Покидая пределы общеобразовательного учреждения, заточенный под вуз выпускник только и мыслит о том, как бы продлить время сидения за партой, нежели нырнуть в поток жизни, где одна «конкуренция» жадно пожирает по определению враждебную ей иную.

Фактически мы, российское и мировое общество, имеем сегодня дело с образованием как с машиной, извергающей направо и налево «знания», сплошь и рядом не применимыми ни к чему, кроме продления профессионального поприща в той или иной сфере тех же самых «знаний». А происходит это потому, что цель открытия, накопления и систематизации «знаний» на каком-то этапе оказалась утерянной…

Сегодняшняя цель образования, заявленная ещё бывшим министром Фурсенко – «воспитание квалифицированного потребителя» – ничего, кроме возмущения, сопротивления и даже омерзения, вызвать не способна.

Общество без цели стимулирует и бесцельное образование. Приманки в виде дипломных корочек перестают исполнять и самую доступную осознанию функцию – чисто социальной гарантии «непыльной» работы.

***

…Несмотря на то, что методика обучения в современных школах берёт начало в XVI столетии стараниями адептов Ордена иезуитов Игнатия Лойолы, назвать её полноценной и действительно христианской, то есть, производной от Христовых Заповедей, язык не поворачивается.

За всё время существования как религиозных, так и светских школ, выстроенных иезуитами по формуле своего патрона, произошли некоторые искажения изначального замысла. Напомню формулу Лойолы, которая так и называется – «Формуле института Общества Христа»:

«Всякий, кто в нашем Обществе, которое мы желаем [видеть] ознаменованным именем Иисуса, хочет сражаться за Бога <…> твёрдо усвоит себе, что он является частью Общества, основанного прежде всего для того, чтобы стремиться к преуспеянию душ в христианской жизни и вероучении, к распространению веры посредством публичных проповедей и служения слова Божия, Духовных упражнений и дел милосердия и, в частности, посредством обучения христианской вере детей и людей непросвещённых, равно как и духовного утешения верных Христу, [приносимого] выслушиванием исповедей. И пусть он стремится всегда памятовать, во-первых, о Боге, а затем — о природе этого своего Института, представляющей собою некий путь к Богу».

Как же практика сбора малолетних соискателей «знаний» вела их к Создателю? И вела ли вообще?

Рассказы же об относительно современных религиозных школах, тех же английских или американских, более континентальных, тех же дореволюционных и совсем уж времён Тараса Бульбы украинских бурсах, а также массе подобных заведений ни взгляда, ни самосознания, по крайней мере, со слов очевидцев, не радуют.

Здесь наблюдается вполне очевидный парадокс: предание доносит до нас лишь возмущённые крики о насилии, а те, что умели смириться с «тайной, авторитетом и чудом», публичные жалобы на «систему», видимо, не сочли ни нужными, ни тем более обязательными. Мнение долетело именно от первых: давящая инициативу атмосфера казармы, муштра, изощрённые истязания, тяжкие телесные наказания, суровые епитимьи и вообще пугающе полная анти-педагогичность усилий.

То, что знание не даётся легко, понятно, но то обстоятельство, что нерадивых усвоителей его можно и нужно третировать, лично для нас, природных гуманистов и почти лежебок, является вестью странной и неприятной. Мы-то худо-бедно уже отучились, а вот как с детьми и внуками?

Огорчаться есть, чему: изначальный дух в любом человеческом творении с годами слабнет и меркнет. Начало же было великолепным:

«Для иезуитов был характерен акцент именно на гуманитарное образование, историю, литературу, риторику, поэзию и языки. Они были уверены, что через постижение этих дисциплин человек научается видеть красоту и величие божественного замысла вокруг себя»

Чудесно. Дальше:

«Иезуиты старались не противопоставлять гуманитарное образование профессиональному — они рассматривали их как дополняющие друг друга систем. <…> В целом же, они смотрели на образование как на инструмент, необходимый для создания полноценного человека — меньше всего они хотели, чтобы образование становилось своеобразной интеллектуальной игрой в бисер для посвящённых. Цель обучения — полноценный человек, нашедший свой путь к вере и Богу».

Где в преимущественно светском «знании» Господь, Его неустанное попечение о каждом родившемся? Где порывистый апрельский холодок Его тревоги о по определению заблудших о мало что смыслящих? Он же и есть Учитель истинный, так почему Ему-то и не дают Слова, которое и от Него, и Его?

Почему не объявить в начале географического и астрономического цикла о том, что шарообразная форма мира, само существование человека на изрядно подгоревшей и притопленной корке мандарина, обращающегося вокруг апельсина, и есть изначальный замысел, доступный созерцанию? Отчего не делать акцента на божественности неких физических взаимодействий, учитывая их инвариантность в пределах наблюдаемой Вселенной? Почему никому из учительствующих инженеров, чертёжников и рисовальщиков и в голову, кажется, не приходит выделять из хаоса элементы сугубой симметрии, то есть, Гармонии посреди, казалось бы, разбросанных (уж не нами ли самими?) как попало элементов Творения?

Здесь вряд ли уместно говорить о том, что я сторонник исключительно религиозного образования. Видя отдельных выпускников духовных училищ, нельзя не заметить в них той же самой, пронизывающей всё наше бытие, огорчительной фрагментарности.

Но то, что центром Образования, Знания, Умения и Навыка, Мысли, Гипотезы и Вывода обязан быть Изначальный Замысел, для меня бесспорно.

По сути, идя к Богу, мы изучаем не свалку физических и химических свойств, математических закономерностей или поэтических слов, сказанных сгоряча, и не великие битвы одних народов с другими, и не культурные взаимодействия, и тем более не платежеспособность одних сообществ перед иными, а самих себя.

И если собственного отражения ученика на мутном стекле «знания» в ближайшее время так и не проступит, надеяться на то, что «система получения знаний» будет хоть в малейшей степени эффективна, просто безумно.

Изначальный Замысел – концепт, возможно, спорный, однако не сверхсложный. Начать с подростка куда легче, чем с заучивания таблицы умножения или периодических элементов. Сказать милому отроку или отроковице следует, по-моему, так: Приходя в мир, ты всё равно – по инерции – отсчитываешь его от себя. Так начнём же твой устный счёт: для нас ты не квалифицированный потребитель и не «узкий специалист», а углеродистый организм, на котором лежит отсвет Первотворения. Наблюдая в себе свойства братьев, сестер и предков до Бог знает, какого колена, ты составляешь звено бесконечной цепи, длить которую назначено и тебе.

Вот в какой школе, институте, университете лично я бы учился с замиранием сердца. Подведение общей базы под все мыслимые и еще не мыслимые предметы – и есть сокровенная их, предметов, суть.

Может быть, здесь для кого-то обозначится желание возврата к изначальному замыслу Игнатия Лойолы (мужественный человек, между прочим, и воевал, и был тяжело ранен, и томился в подвалах Инквизиции), но определённо одно: с образования нужно счистить обессмыслившиеся со временем догмы. Следует открыть любому ученику доступ к полной картине мира, а не мучить его зубрёжкой фрагментарных понятий, которые не ведут его никуда, кроме тихой печали и надрывного отчаяния.

Знание обязано обозначить Путь, Судьбу, Выбор. Оно должно стать «гнозисом» в античном ещё смысле слова, а не пустой игрушкой в так и не окрепших руках. И не социальным лифтом для наиболее изворотливых. Не вещью в себе, но универсальным ключом к о-со-знанию себя самого.

Сергей Арутюнов