3 октября исполняется 147 лет со дня рождения Ивана Шмелева (1873-1950). Родился будущий автор "Лета Господня" в купеческой религиозной семье. По воспоминаниям писателя, дома он не видел книг, кроме Евангелия.
«Это не случайно, что Шмелев родился и вырос в Москве, проникаясь от юности всеми
природными, историческими и религиозными ароматами этого дивного города… Вот откуда
у Шмелева эта национальная почвенность, этот неразвеянный, нерастраченный,
первоначально-крепкий экстракт русскости».
(Иван Ильин)
Кроме религиозности, важным фактором, повлиявшим на его творчество, стала близость семьи Шмелевых к простому народу. В их доме всегда было шумно, много мастеровых, работников, и, по выражению писателя, двор стал его «первой школой жизни».
Начальное образование маленький Ваня получил дома под руководством матери, которая уделяла особое внимание изучению литературы, в частности, русской классики. Затем Шмелев учился в двух московских гимназиях, а в 1894 году поступил на юридический факультет Московского университета. В студенческие годы будущий писатель женился на Ольге Александровне Охтерлони и опубликовал свои первые литературные труды.
Творчество. Начало
Перед свадебным путешествием супружеская чета отправилась за благословением старца Варнавы в Троице-Сергиеву лавру. Удивительные слова сказал священник будущему писателю: «Превознесешься своим талантом». Однако ранее старец предрекал Шмелеву также и страдания, говорил о кресте и важности жизни с Богом. И все сбылось, все переплелось в судьбе Шмелева: и крест, и пасхальная радость…
|
Преподобный Варнава Гефсиманский
|
Необычное место выбрала молодая семья для медового месяца — Валаамский монастырь. Это был период, когда вера начинающего писателя ослабевала, и паломничество в северный монастырь помогло оживить его духовные чувства. После поездки Шмелев опубликовал небольшую книжку «На скалах Валаама», в которой по-юношески задиристо описал свое знакомство с монастырем. Цензура убрала критику аскетизма, отрывки о лицемерии монахов, и урезанная книга продавалась плохо. После этого Шмелев не писал несколько лет. Спустя годы, в эмиграции, он переосмыслил опыт этого паломничества и написал повесть «Старый Валаам».
В 1897 году у Шмелевых родился сын Сергей. Жили скромно, глава семьи зарабатывал частными уроками, заканчивал университет, отбывал воинскую повинность. И писал свои первые произведения — «К солнцу», «Служители правды», «Мэри», «Вахмистр», «Гражданин Уклейкин». Рассказы принесли Ивану Шмелеву известность, и он вошел в писательскую среду, познакомился с Иваном Буниным, Леонидом Андреевым, Максимом Горьким, Александром Куприным. В 1911 году Шмелев опубликовал повесть «Человек из ресторана», которая принесла ему известность и вызвала высокую похвалу Корнея Чуковского.
Революция и эмиграция. «Солнце мертвых»
Февральскую революцию писатель изначально приветствовал, но уже Октябрьский переворот не принял. Семья переехала в Крым, и оттуда сына Сергея мобилизовали в армию Деникина. И в этот период начинается один из тяжелейших этапов жизни Шмелева. Долгое время супруги не знали, что их горячо любимый сын был расстрелян большевиками, писатель даже ходатайствовал за него наркому просвещения Луначарскому. Не было работы, и Шмелевы голодали. Однажды от смерти писателя спас случайный незнакомец. Он узнал в Шмелеве автора повести «Человек из ресторана» и подарил ему буханку хлеба. Писатель считал ее своим лучшим гонораром.
В 1922 году супруги эмигрировали в Берлин, а затем по приглашению Ивана Бунина перебрались в Париж. В гостях у Бунина, в Грассе, Иван Сергеевич писал эпопею «Солнце мертвых» на основе реальных событий о пережитых в Крыму ужасах: войне, терроре и голоде. Томас Манн писал об этой книге: «Читайте, если у вас хватит смелости».
Это действительно пугающее произведение, которое выделяется среди других светлых и полных надежды произведений Шмелева. Философ Иван Ильин назвал эпопею одним из «самых страшных документов человеческих». Литературоведы находят в этом произведении апокалиптические мотивы, идеи сражения Бога с дьяволом — и эти образы на самом деле присутствуют на страницах книги.
Исследователи подсчитали, что солнце упоминается в произведении более 100 раз, то есть встречается практически на каждой странице! Но это не то солнце, которое дает свет и надежду — оно выжигает и дарит лишь смерть.
После выхода книги Шмелев стал известен в Европе. Его произведения публиковались в эмигрантских изданиях «Возрождение» и «Россия и славянство», на Родине же эпопею называли «антисоветской и злобной».
Солнце живых: новая творческая волна
И снова большую роль в творческом пути писателя сыграло паломничество, на этот раз в Псково-Печерский монастырь (в то время он входил в территорию Эстонии). В поездку собирались с супругой, но ее смерть помешала осуществиться планам.
Путешествие помогло справиться с утратой, и Шмелев смог постепенно завершить начатые «Лето Господне» и «Богомолье». Эти светлые произведения, по сути, представляют собой переработанные детские духовные воспоминания писателя. С любовью автор описывает быт, в котором нет ничего случайного, каждая мелочь преображена и несет какой-то важный смысл, напоминает о духовных ценностях. Детский взгляд ухватывает такие детали, которые обычно пропускает взрослый. Простота, наивность, безыскусственность, и в то же время глубина веры и стремление к святости — все эти качества причудливо сочетаются в детской вере.
Старость писателя омрачилась тяжелой болезнью и нищетой. Шмелев был дважды номинирован на Нобелевскую премию, однако так и не стал обладателем награды. Его произведениями восхищались лауреаты Томас Манн и Кнут Гамсун. Из-за внезапной смерти писатель не смог завершить роман «Пути небесные».
Скончался писатель 24 июня 1950 года в Покровском монастыре в Бюсси-ан-От (Франция) от сердечного приступа. Был погребен на парижском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Лишь через 50 лет исполнилась его предсмертная писателя: в мае 2000 года его прах вместе с прахом супруги перевезли на родину и захоронили рядом с могилами членов его семьи в некрополе московского Донского монастыря.
Татьянин день