Современная литература ушла от образа безупречной мамы

Современная литература ушла от образа безупречной мамы

Меняется общество, меняются и стили родительства. Какими себя видят современные мамы? В преддверии Дня матери в Некрасовской библиотеке в Москве прошла встреча педагогов, психологов, издателей, библиотекарей, журналистов и активных родителей, на котором обсуждался сегодняшний образ мамы в литературе и в жизни


Ведущая дискуссии — Екатерина Асонова, кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией социокультурных образовательных практик МГПУ, автор семинара «Детские книги в круге чтения взрослых». 

Поводом для обсуждения стал выход в свет на русском языке книги «Мама» французских авторов Элен Дельфорж и Квентина Гребана. В этом прекрасно иллюстрированном издании показаны все оттенки материнских чувств: радость, нежность, любование, предвкушение первого слова, первого шага, но в то же время и страх, тревога, желание защитить от жестокости мира, расставание, боль потери. Автор и художник создали портреты непохожих друг на друга женщин из разных стран, эпох, сословий, которых объединяет только одно — любовь к ребенку. Со страниц книги эти женщины обращаются к своим детям: здесь и трогательный разговор со спящим младенцем, и слова поддержки, и колыбельная, исповедь, молитва, воспоминания о драгоценных минутах, проведенных с малышом, напутствие, благословение. Каждая из этих историй — признание в любви. Среди них наверняка найдется та, которая окажется близка именно вам.

Образы, созданные автором и художником, попадают в самое сердце: крошечная ручка, крепко сжимающая палец морщинистой бабушкиной руки, босые детские ножки, стоящие на маминых ступнях как символ того пути, который им вместе предстоит пройти.  Женщины на иллюстрациях Гребана — прекрасные мадонны. Смеющиеся, валяющие дурака, усталые, настороженные, рассерженные — разные. Не скажу, кому больше адресована книга — мамам или детям. И тем, и другим она подарит яркие эмоции и впечатления.

Анна Вацловна Годинер, историк, редактор, издатель, попыталась нарисовать собирательный образ матери в литературе. Она начала с книжек для самых маленьких: «Кто такая мама?», «Люблю маму», «Где моя мама?», «Бронтозавр ищет маму», «Мышка ищет маму», «Куда торопится мама?», «Мама для мамонтенка», «Лама в садике без мамы», «Сюрприз для мамы», «Я не твоя мама», «Хочу к маме», «Мамина улыбка», «Мама всегда рядом» и других. В этих книжках происходит диалог между матерью и ребенком. Это пространство огромного уважения к личности ребенка.

Книги для более старшего возраста Анна Вацловна условно делит на те, где изображена идеальная мама советских времен, и целую серию книг, которую называет «мамам трудно». Это может быть болезнь, слом, подавленность, сложности с собственной мамой родом из детства, травмы, взаимные обиды взрослых. Эти темы часто затрагиваются в детских книгах, например у Жаклин Уилсон в «Разрисованной маме», у Сильваны  Гандольфи в «Альдабре», у Ульфа Старка в «Чудаках и занудах» и «Пусть танцуют белые медведи», в «Осторожно, Питбуль-Терье!» Эндре Люнда Эриксена, «Книге всех Вещей» Кейера, у Пиппы Гудзарт в «Джинни и ее дракончик», «Голосе» Дарьи Доцук, у Фролова в «Что к чему», у Кэтрин Патерсон в «Великолепной Гилли Хопкинс».

Психолог Татьяна Губина рассказала о своей книге «Кузя, Мишка, Верочка и другие ничейные дети». Эта книга о приемном родительстве была написана на основе опыта, полученного во время работы в детском доме. Как и любое материнство, приемное материнство всегда разное и не укладывается в какие-либо схемы. В привычном понимании мама — это про любовь. Однако в жизни материнство необязательно начинается с любви, говорит Татьяна. В ее книге показан образ рождения матери. Появление ребенка связано с принятием в жизнь чего-то нового, того, что не будет совпадать с твоими ожиданиями и предшествующим опытом. И здесь нет универсального рецепта и способа помочь.

Современная литература ушла от образа безупречной мамы. В детских книжках мы теперь можем найти мам самых разных и, самое главное, не идеальных. В первую очередь на ум приходит «Веста-Линнея и мама-монстр» финской писательницы Туве Аппельгрен. В 2008 году, когда книжка впервые была напечатана в России, издательство не рискнуло оставить оригинальное название и смягчило его: получилась не «мама-монстр», а «капризная мама». Мама и дочка собираются провести вместе день, но девочка упрямится и капризничает, а мама выходит из себя. В конце концов они мирятся, и все заканчивается хорошо. Книга дает возможность посмотреть на ситуацию как глазами мамы, так и глазами ребенка. Это очень полезный опыт. В издательстве «Белая ворона» книга вот-вот выйдет из печати с оригинальным названием. Действительно ли современное российское общество готово принять маму-монстра? Здесь мнения разошлись. Екатерина Асонова предположила, что, пожалуй, готово. А вот Татьяна Рудишина, главный библиотекарь ЦГДБ им. А.П. Гайдара, высказала мнение, что по сравнению с 2008 годом сейчас к матери предъявляются более строгие требования.

Обсудили, какой образ материнства присутствует в общественном сознании. Действительно ли в наше время так велико давление на мам? Информационное пространство переполнено советами и рекомендациями. А популярные блоги идеальных мам, которые все успевают и при этом безупречно выглядят, окончательно деморализуют.

С другой стороны, в последнее время появляется все больше поддерживающих книг для мам, таких как «Я мама, и я хочу на ручки» Маши Варанд и Кати Бойдек, «Я плохая мать? И 33 других вопроса, которые портят жизнь родителям» Екатерины Кронгауз, «Мама на нуле» Анны Куусмаа и Анастасии Изюмской о материнском выгорании.

Анна Куусмаа, принимавшая участие в дискуссии, рассказала: когда писали «Маму на нуле», не было уверенности, что такую книгу примут. Но результаты превзошли все ожидания авторов: за полтора года тираж книги составил 21 000 экземпляров. Такая востребованность говорит о том, что тема как нельзя более актуальна: современные женщины, которым навязывается образ идеальной мамы, наконец увидели, что в своем несовершенстве они не одиноки. Мама может быть не только любящей, внимательной, нежной, успешно жонглирующей домашними обязанностями, детьми и карьерой. Она точно так же имеет право быть усталой, сердиться и повышать голос, может даже впасть в депрессию и нуждаться в поддержке.

Анна также упомянула книжку «Однажды мама ругалась» Ютты Бауэр, которую назвала терапевтичной, помогающей принять себя даже тогда, когда ты раздражена и ругаешь ребенка. И вместе с тем — найти выход из положения. С этой книгой я не была знакома, поэтому первым делом после дискуссии нашла ее в интернете. Это небольшая книжка-картинка, в которой всего 15 строчек. За эти 15 строк автор получила премию имени Андерсона — одну из самых престижных в области детской литературы. Это невероятно мощные и шокирующие строки, которые напоминают нам о том, что происходит с ребенком, когда на него кричит мама. Я говорю «напоминают», потому что скорее всего каждая из нас оказывалась не только на месте ругающейся мамы, но и на месте маленького пингвиненка.

Кстати, Анна поделилась любопытными результатами опроса, проведенного Школой осознанного родительства «Большая Медведица». Самой популярной и любимой оказалась муми-мама. Любящая, заботливая, принимающая, но не зацикливающаяся на мелочах (не доели кашу на завтрак — останется на ужин). Она может и погрустить, и даже отправить детей на пару дней в путешествие, если те слоняются без дела и мешаются под ногами. Интересно, что образ этой прекрасной мамы создала Туве Янссон, у которой детей не было.

У меня тоже есть любимая мама среди героинь детской литературы. Это Ловиса, мама девочки Рони из книжки Астрид Линдгрен «Рони, дочь разбойника». Восхищаюсь ее мудростью и безграничным доверием к дочери. Скандинавская литература вообще щедра на прекрасные образы мам. Взять, к примеру, невероятную маму восьмерых детей из книги Анне Катрине Вестли «Папа, мама, бабушка, 8 детей и грузовик». Эта мама способна разрулить любую ситуацию и всегда остается на стороне своих детей. Встречаются мамы и менее симпатичные, такие как мама семилетнего Элвиса из книжки «Элвис Карлссон», которая видит в сыне одни лишь недостатки, а на самом деле, отражение собственных комплексов.

Очевидно, что проделан огромный путь. От светлого, сакрального образа безупречной мамы мы пришли к обычной женщине со своими слабостями и недостатками, правом на ошибку. В качестве примера Татьяна Рудишина привела забавную книжку Елены Соковениной «Приключения П. Осликова, ребенка, который хотел как лучше». И, конечно, вспомнили «Сказки про мам» Сергея Седова. Не могу не привести здесь два стихотворения Марины Бородицкой, которые Татьяна Рудишина нам прочитала. Первое написано в прошлом веке:

Бабушка, видишь, я мою в передней пол.

У меня беспорядок, но, в общем, довольно чисто. 

Глажу белье, постелив одеяльце на стол,

И дети мои читают Оливер Твиста.

Бабушка, видишь, я разбиваю яйцо,

Не перегрев сковородку, совсем как надо.

В мире, где Хаос дышит сивухой в лицо, 

Я надуваю пузырь тишины и уклада. 

Бабушка, видишь, я отгоняю бездумье и страх,

Я потери несу, отступаю к самому краю:

Рис еще промываю в семи водах,

А вот гречку уже почти не перебираю.

Бабушка, видишь, я в карауле стою

Над молоком, и мерцает непрочная сфера…

Вот отобьемся — приду наконец на могилу твою, 

Как к неизвестному воину, бабушка Вера!

А вот что пишет бабушка Марина Бородицкая годы спустя, уже в наше время:

Бабушка Света 

Поднялась до света,

На базар сходила, 

Детям угодила.

Бабушка Анна

Встала очень рано,

Кашку кормила,

Внуков кормила.

А бабушка Марина

Проснулась позже сына,

Долго зевала,

Кофе попивала,

Натянула брючки,

Позвонила внучке:

Не сходить ли нам в кино?

И в «Макдоналдс»? Решено!


Матроны.ru