Любовь и пустота

Автор: архимандрит Савва (Мажуко) Все новинки

Стоящий на земле с мыслями о вечности…

Стоящий на земле с мыслями о вечности…

29 января в Белом зале Дома кино состоялся показ и обсуждение документального фильма «Юрий Кублановский. Родина рядом» режиссера Алексея Бурыкина.  Мероприятие организовано в рамках XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений (направление — «Церковь и культура», секция «Православие и кино»). Организатор показа — Творческая лаборатория «Видимое и сокровенное» при Союзе кинематографистов России (руководитель — режиссер Наталья Кононенко). Встречи вели киновед, доцент ВГИКа Татьяна Москвина-Ященко и режиссер Наталья Кононенко. «Киноканон» публикует специальный репортаж по итогам показа.

Нa вечере присутствовал режиссер фильмa Алексей Бурыкин, который после просмотрa ответил нa вопросы зрителей. Все присутствующие очень ждали, что почетным гостем вечерa станет герой картины — поэт Юрий Кублановский, но он не смог прийти из-зa плохого самочувствия. 

Фильм-портрет о поэте с непростой, но очень интересной и насыщенной судьбой произвел неизгладимое впечатление нa зрителя. Как отметилa, предваряя показ, Татьянa Москвинa-Ященко, фильм перенасыщен смыслами, и эти смыслы зритель не устает разгадывать нa протяжении всего просмотрa картины. 

По словам Алексея Бурыкинa, тоже, кстати, поэтa и человекa, влюбленного в поэзию и в личность Юрия Кублановского, главное в съемках кино — это чтобы герой пошел навстречу режиссеру, открылся и доверился ему, и это доверие в фильме случилось. 

В картине звучит много стихотворений Кублановского, которые органично вытекают из его слов, становятся их продолжением, в результате чего весь фильм воспринимается как чистый поэтический поток. 

Бурыкин рассказал, что только во время съемок Кублановский сочинил семь новых стихотворений. Среди них и звучащий в фильме «Перекресток» — поэтическое признание супруге Наталье Поленовой. 

«Его поэзия оказалась для моего сердца очень близкой», — признался Алексей Бурыкин, объяснив, что первая режиссерская заявка на фильм о Кублановском была подана 14 лет назад, но снять его удалось только сейчас. 

Режиссер проводит своего героя по местам, которые дороги его сердцу, местам его провинциального русского детствa, а позже — вынужденной эмиграции. Рыбинск и Париж, могилы близких людей и великих поэтов, мамa и бабушкa, Бердяев и Ходасевич, родные, до боли знакомые пейзажи и парижские литературные салоны — все это проходит перед нашими глазами, связывая воедино жизнь и поэзию. 

«Стихов мы записали очень много, раза три писались по часу, отбирал их только я. Мне нарочно хотелось записать как можно больше стихов, чтобы дать зрителю возможность их услышать. Был страх, что стихов в итоге окажется слишком много для документального фильма и что он не получится, но все получилось», — поведал режиссер.

Рассказывая о своих впечатлениях, зрители отмечали, что Кублановский предстает в фильме человеком, которому дорого православие, который любит Россию неизбывной щемящей любовью, и это чувство передается и зрителю. 

У фильма непростая прокатная судьба. Для телевизионных каналов наполненная стихами и смыслами картина, судя по всему, «неформат». Для показа на федеральном канале «Культура» режиссеру пришлось сократить фильм до 44-х минут. «Лучше это не смотрите», — разочарованно отметил режиссер. 

В своей полной версии фильм был показан и отмечен на  XXIV Международном фестивале кино и телепрограмм «Радонеж» и Международном кинофестивале «Русское зарубежье». Ближайший  показ фильма состоится в апреле на российском кинофестивале «Литература и кино» в Гатчине. 

Жанр фильма Бурыкин определил как «предстояние», и это действительно то, что подходит ему больше всего. Созерцательность фильма, его философичность и религиозность высвечивает героя словно предстоящим перед лицом Создателя, по меткому выражению режиссера «стоящим на земле, но с  мыслями о вечности». 

Кублановский словно находится душой в другом мире, куда устремлена и вся его поэзия. Эта пронзительная «вертикальность» его творчества в фильме очень чувствуется.  

Собравшихся на вечере интересовало, какие сценарии лежат в режиссерском портфеле Алексея Бурыкина. Он объяснил, что в настоящий момент целых девять заявок лежат без движения из-за отсутствия финансирования. Но на один фильм — о кадетах, ребятах, чьи отцы погибли в Чеченской войне, — режиссером был выигран грант министерства культуры. 

Бурыкин рассказал, что впервые начал снимать своих героев лет десять назад:

«Тогда они были еще совсем юными и полными решимости служить в вооруженных силах родины, несмотря на то, что их отцы погибли на войне. Мне захотелось посмотреть, что произошло с ними за эти годы, как изменились их взгляды и настроения, поломало их или нет», — поделился намерениями режиссер.

Первый фильм назывался «Сын за отца», второй будет носить название «Отец и дети», при этом режиссер особо подчеркнул, что по глубинному смыслу названия речь в первую очередь идет о небесном Отце. 

«Юрий Кублановский. Родинa рядом» — это второй фильм, который был показан Творческой лабораторией «Видимое и сокровенное» в рамках XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений. Первый показ прошел 28 января, зрители увидели фильм «Александр Солженицын. Раскаяние» и встретились с режиссером фильмa Сергеем Мирошниченко.

Фото заставки взято с сайта ascinemadoc.ru


Киноканон