«Технические открытия – результат действия в людях дара Божьего»

«Технические открытия – результат действия в людях дара Божьего»
Фото: Сергей Ломов
Митрополит Калужский и Боровский Климент выступил с докладом на конференции «Вызовы искусственного интеллекта», прошедшей в городе Переславль-Залесский, где открылась выставка-форум «Радость Слова». 

Владыка отметил, что современное человечество активно осваивает цифровые технологии. «Это происходит в научно-технической сфере, культурной, общественной, и Церковь каждый день сталкивается с теми или иными ее плодами. Образ жизни и мышления современного человека стремительно изменяется. В потоке этих изменений всё больше временного и всё меньше вечного. Не дело Церкви давать научную оценку новым явлениям жизни, возникшим под влиянием прогресса. Но Церковь обязана давать им нравственную оценку с точки зрения учения Христа, имеющего вечную ценность», – сказал митрополит Климент.

Он сообщил, что особое внимание Церковь уделяет цифровизации, роботизации, искусственному интеллекту, глубоко вошедшим в нашу жизнь. Разработка рекомендаций по этим вопросам передана в ведение Межсоборного присутствия. Ими занимается Комиссия по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации.

«Исследуя эти вопросы, не следует впадать в две крайности. Прежде всего, совершенно неправильно было бы махнуть на них рукой и сказать: «Церковь этим не занимается». Церковь занимается всем, что занимает умы и сердца современного человека. Кроме того, недопустимо и безоглядное ретроградство. «Мы не можем говорить: всё это душевредные новинки, Церковь их осуждает!» Технические открытия – результат действия в людях дара Божьего, то есть таланта к творческой работе. Они порой несут безусловную пользу обществу. А вред, который они также могут принести, связан с неразумным или прямо злонамеренным использованием. Нож в руках хирурга может спасти жизнь человеку, в то же время – в руках разбойника приводит к совсем иным результатам. Не технология определяет последствия, а то, как она используется. Современные информационные технологии способны облегчить жизнь человека, но также способны стать орудием оскорбления, ограбления, даже убийства, если окажутся в преступных руках», – сказал митрополит Климент. 

Он подчеркнул, что Конференция определила главной темой – вызовы, связанные с развитием искусственного интеллекта.

«Нельзя сказать, что прежде христианская Церковь была равнодушна к этому вопросу. Тема технического прогресса постоянно поднимается как в Поместных Церквах, так и на международных церковных конференциях. Например, этот вопрос обсуждался на архиерейском соборе Элладской Православной Церкви, который проходил в октябре 2019 года. На соборе митрополит Месогейский и Лавреотский Николай сделал обширный доклад об искусственном интеллекте. Среди прочего, владыка Николай сказал, что Церковь обязана реагировать на постоянно изменяющийся окружающий мир. Это абсолютно правильная мысль. Постоянно меняющаяся обстановка должна быть оценена в свете вечной истины. Искусственный интеллект оценивается докладчиком как только пока лишь механическое обучение и выполнение вычислительных задач. При этом, для каждой задачи создается свой искусственный интеллект, который не может носить универсальный характер. Поэтому вместо понятия «искусственный интеллект» митрополит Николай предлагает говорить о «компьютерной сообразительности», потому что искусственный интеллект себя не осознает и не может ставить себе самостоятельных задач, а движется лишь по пути обработки предоставленных ему данных», – сказал митрополит Климент. 

Владыка также выразил мнение, что развитие искусственного интеллекта стимулирует совершенствование технологий, которые в перспективе заставят людей трансформировать себя в соревновании с искусственным интеллектом: в духе трансгуманизма, подключая свой головной мозг к компьютеру и расширяя тем самым свои собственные возможности.

«Современная наука дает человеку ложное ощущение того, что он «знает все» и «может все». Трансгуманизм, нацеленный на кардинальное улучшение человеческой природы, склонен превозносить человека, как способного улучшить самого себя и, значит, превзойти своего Творца. Духовная опасность трансгуманизма заключается в отрицании Бога и самообожествлении», – подчеркнул митрополит Климент.

Он сообщил, что риски развития искусственного интеллекта (ИИ) осознаются в разных странах. В Европе к этой проблеме подходят настолько серьезно, что в апреле 2019 года в Европейском Союзе был предложен «Нравственный Кодекс ИИ». Цель кодекса – ограничить и ввести в некоторые рамки ИИ, чтобы закрепить права человека. Основные положение этого «Кодекса» следующие:
– ИИ не должен ставить под сомнение человеческую автономность;
– ИИ должен быть безопасен для человека;
– ИИ должен сохранять тайну личности и ее данных;
– Использование ИИ должно быть прозрачным;
– Использование ИИ должно быть доступно для всех, независимо от пола, возраста, национальности и т.д.;
– Технологии ИИ должны поддерживать экологию и положительные общественные изменения;
– ИИ должен быть подчинен и контролируем законом.

Митрополит Климент проинформировал участников Конференции, что в Издательском совете 17 февраля 2020 года прошел круглый стол, посвященный проблеме вызовов со стороны ИИ. На нем выступили писатели Эдуард Геворкян и Сергей Сизарев, обращавшиеся в своих произведениях к разным аспектам ИИ и к теме опасностей, которые потенциально могут от него исходить. 

«Докладчики выразили ряд опасений в связи со слабо контролируемым развитием технологий ИИ. Приведу некоторые из них. Во-первых, системы слежки и сбора информации, отданные под управление ИИ, просто не оставят в жизни людей личного, т.е. закрытого пространства. А это ведет к утрате свободы и превращает человека в очень уязвимое существо. Во-вторых, ИИ используется в автономной боевой технике. Дальнейшее его совершенствование может очень скоро привести к тому, что права на окончательное решение об уничтожении «живых целей», т.е. людей, могут быть переданы от операторов самому ИИ. Беспилотник, управляемый ИИ, не имеет нравственности и не терзается совестью, это просто машина уничтожения. В-третьих, через трансгуманизм, требующий психофизиологической трансформации человека на такую глубину, что образ Божий будет в нем необратимо искажен, технологии ИИ могут связываться с откровенно антихристианской идеологией», – сказал митрополит Климент. 

Владыка также напомнил о роли Церкви в нравственной сфере. «Овеянная мудростью вечности, Церковь стоит между человечеством и пропастью, и ловит в шаге от обрыва тех, кто заигрался, кто легкомысленно ставит на кон как собственное благополучие и саму жизнь, так и благополучие, и жизнь ближних. Церковь ничего не тормозит и не запрещает. Но Она имеет право и обязанность предостерегать от ошибок, сделанных поспешно. Прогресс останавливать не нужно, да и невозможно. Однако следует пристально вглядываться в проблему «цены» тех или иных изменений, происходящих в нашем обществе. В этом контексте нам и следует провести обсуждение проблемы искусственного интеллекта», – заключил митрополит Климент.