То, что невозможно делегировать

Минаева Мария
То, что невозможно делегировать
Фото: пресс-служба Тульской епархии

Есть вещи, которые современные родители могут перепоручить другим людям, профессионалам. Например, обучение плаванью. Или шахматам. Или самостоятельному чтению. Если в садике не научат, если подготовительные занятия перед школой ребенок не посещает – научат в школе (каким будет результат – другой вопрос).

А есть то, что невозможно делегировать. Например, свое тепло. Внимание. Участие и заинтересованность в делах своего ребенка. И – семейное чтение.

Да, ни один педагог, даже самый талантливый, не заменит маму или папу, садящихся каждый вечер на диван с ребенком, читающих ему. Само это время бесценно. Родитель читает, ребенок слушает – они вместе, единодушны в этот момент, их соединяет книга, они шагают дорожками сюжета, переживают за героя. Они вместе. Не только физически.

В России больше половины родителей читают вслух детям в дошкольном возрасте. А когда ребенок идет в школу, начинает читать сам, единицы семей сохраняют такую традицию. И это несмотря на то, что осилить шестилетний человек пока может максимум сказку Сутеева «Цыпленок и утенок», да и то потому, что знает ее наизусть с младенчества.

Но почему-то многим мамам и папам кажется, что раз научился – пусть теперь глотает книжки сам. А он ими давится. Сложно ему, а мотивации не хватает. Вот и стоят на полке замечательные волшебные приключения – стоят, пылятся, потому что чадо пугает «Волшебник Изумрудного города» в 300 страниц, а мама говорит, что, мол, все, я уже свое отчитала…

А ведь можно с удовольствием читать и не только сказки, не только Волкова и Носова. Можно вместе с семи-восьмилетним ребенком погрузиться (впервые со школы!) в «Ночь перед Рождеством» Гоголя, и в «Барышню-крестьянку» Пушкина, например. Кое-что пояснить, ну, а многое и так будет понятно – то, что сердцем чувствуется.

– Ему скучно, сложно! – говорят мне родители. – Какая «Барышня-крестьянка», он и «Мойдодыра»-то до конца не дослушивает.

И этот же шестилетний парень, сжав зубы, тренируется в секции по самбо, или осваивает поперечный шпагат на спортивной гимнастике, хотя больно и сложно, или получает свою первую медаль на первенстве города по шахматам.

А читать, слушать не может – скучно.

Может, на самом деле. Только навыка нет. Навыка слушания, а потом и навыка чтения. Того самого навыка, который формируется, как и в спорте, – упражнениями.

И ведь здесь не надо через боль, через «не могу», через слезы! Можно просто организовать распорядок дня так, чтобы потихоньку, постепенно чадо привыкало к книге. К тому, что книга – часть жизни.

Интерес – главная основа читательского навыка – иногда появляется сам. Богом дается как дар. Только не всем – вот какая штука! К большинству он приходит вслед за навыком. Приходит тогда, когда интеллектуальный труд слушания, осмысления, сопоставления текста и картинки, анализа и обобщения начинает приносить удовольствие.

Представим себе родителя, который любит читать. Сесть после суетного рабочего дня в кресло поудобнее, открыть книгу – и отключиться от забот. Такая интеллектуальная работа для него – как легкая разминка для спортсмена-разрядника. Никакого труда, сплошное удовольствие.

А для ребенка, который привык воспринимать готовые образы, разжеванные ситуации, примитивные сюжеты, ребенок, который, как фастфудом, кормится мультсериалами (популярнейший запрос в поисковике: «Смотреть все серии подряд»)… – для него слушать книгу – непривычный труд. Сидеть, слушать, думать – труд. А хочется делать то, что легко дается.

Но можно сделать так, чтобы нужная работа превратилась в удовольствие. Это реально, причем для любого родителя, и это не зависит от его образования, наличия или отсутствия педагогических знаний. Главное – желание.

Как же это сделать?

Во-первых – подобрать книгу, которая будет интересна ребенку. Не вообще ребенку трех, четырех или шести с половиной лет, а вот этому, конкретному. Взглянуть на него внимательно и увидеть: животных очень любит. Точнее собак. Или всегда замирает, не дыша, когда видит самолеты – любого размера и вида. Или увлеченно помогает деду мастерить на даче.

Это потом, когда навык уже появится и сформируется, человек сможет следить за сюжетом книги, которую читает мама, даже если она – о вещах неведомых и чужих. Так ведь и становится нам близким незнакомое – например хрупкий мир «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери, звонкие и яркие сказки Степана Писахова, отважные крапивинские мальчишки с обнаженными сердцами.

Интерес, а значит, и читательский навык могут, как от малой искры, зародиться от книги, с которой появится у ребенка связь. Главное здесь – нащупать ниточку интереса и пойти по ней вместе с ребенком. Дальше, как правило, буксовавший навык потихоньку начнет катиться, набирая скорость.

Во-вторых – нужно разговаривать. Вводить книгу в повседневную жизнь, не заканчивать ее чтение последней страницей. Она ведь на то и нужна, книга – чтобы думать, переживать, сравнивать, соглашаться и не соглашаться. Осмыслять и обсуждать. Только этому нужно учиться – и вовсе не обязательно за школьной партой, а опосредованно, по пути в садик, в скучной очереди в поликлинике, во время завтрака или мытья посуды. И не нужны особенно методики – важно разговаривать с ребенком, задавать вопросы (разные – те, на которые он отвечает «да», «нет», «злая», «хороший», «жалко», «смешно» тоже считаются). И самим отвечать на вопросы, говорить, почему вам понравилось то и не понравилось это и с кем из героев вы бы хотели подружиться и почему. Такая беседа – мощный инструмент, она развивает мышление и речь, но не это главное. Главное – она делает книгу актуальной здесь и сейчас, в жизни невзрослого еще человека. Он начинает думать, опираясь на текст, формируется критическое мышление, а книга становится не набором букв и картинок, а чем-то близким.

Очень здорово и полезно ставить себя на место героя. Развивать в голове альтернативный сценарий. Спорить – приводя аргументы (для старшего дошкольника это тоже доступно, просто задаем ему вопрос, который начинается с «почему»; а потом и сам он себе его будет задавать). И не забываем внимательно слушать, не обесценивать и не высмеивать то, что говорит ребенок. Ведь с удовольствием мы рассказываем именно тем, кому интересно наше мнение.

Семейное чтение – это процесс, система, традиция. Оно не работает, если книжку мы открываем от случая к случаю, когда отрубился интернет. Как зарядку эффективнее делать ежедневно по 15 минут, а не раз в неделю полтора часа – так и читать нужно понемножку, но регулярно. Пять минут – это много? Для двухлетнего малыша – очень! Для трехлетнего – вполне достаточно, если дольше интерес не удерживается. Неплохо это и для подвижного, не привыкшего к слушанию шестилетки: послушал страничку, рассмотрел картинку, восхитился или посмеялся изображенному – и побежал дальше. Если это будет происходить каждый день (за редкими исключениями), вскоре время чтения увеличится.

Полюбить нельзя, если тебя принуждают, – ни человека, ни книгу. А если у тебя отбирают любимый планшет, сходу выключают мультик на самом интересном месте и сажают за книгу – вряд ли ты ее полюбишь и добровольно к ней вернешься. Особенно если тебе пять лет и внутренней мотивации (не хочу, но надо, потому что полезно) пока не появилось. Пусть чтение в вашем доме будет пространством мира, тепла и любви. А чтобы так было, необходимы две вещи:

  1. конкретное заранее оговоренное время чтения;
  2. разведение по времени с другими интересными делами (смотрим мультик днем, а читаем перед сном).

Однако эти условия, вся красивая теория может разбиться об одно: о равнодушие родителей. То есть если они, главные люди в жизни дошкольника, считают книги скучной необходимостью и ждут не дождутся, когда же он начнет читать сам, – «а мне уже не надо, я свое в школе прочитала». Так ничего не выйдет. Если вы хотите вырастить читателя, важны две вещи – и это не дорогущая домашняя библиотека и педагогическое образование. Ваш личный пример и ваша заинтересованность – вот главное. И немножко времени – хотя бы 5–10 минут в день.


Православие.ru