Церковнославянский язык

Автор: Миронова Татьяна Все новинки

Тысяча имён

Тысяча имён
Фото: moseparh.ru

Казалось бы, зачем отвлекать вечно занятого читателя? Допустим, что портал «Правчтение» преодолел некий очередной рубеж, достиг отметки в тысячу авторов… и почему надо трубить об этом на весь мир?
А вот почему: тысяча авторов – это уже Слово, и Слово, сказанное вовремя.

Из бескрайнего массива мировой словесности усилиями наших редакторов выделены и ныне живущие, и ушедшие авторы книг, оказывающих самое прямое влияние на гуманитарный ход событий в России и за её рубежами.

По тому, куда двигаются события, можно судить по отдельным возмущениям информационной среды, складывающихся в довольно ясные тенденции: мир не просто меняется – он, по выражению либерально настроенных представителей интеллигенции, предпочитающих именовать себя интеллектуалами, пытается «сбросить старую кожу». За внешне свободолюбивой риторикой стоит неукротимое желание повелителей мнений отречься от христианской парадигмы сознания и совершенствования тех ценностей, которые вот уже больше тысячи лет обозначали высшие человеческие устремления.

Понятно, почему «новые» нравы именно таковы: Христос неудобен. Он мешает растлению, которому поддаётся секуляризованная культура, причём под культурой имеются в виду и производственные отношения перезрелого капитализма, и социальная политика в отношении огромных масс людей, исповедующих традиционные ценности. Им пытаются навязать «новый» взгляд на вещи, проблемы и явления современности, который на поверку оказывается… языческим.

Таким образом, мы стоим перед ренессансом уже не христианского толка, а того самого, который Христу предшествовал и от которого просвещённый мир отрёкся. Мера, по которой измерялся человек, вновь становится скудной, грех допустимым, а та вертикаль, что связывала землю человека и небо Господа, размытой и в конечном счёте разорванной.

Кто же те словесники, которые словом и делом противостоят размытию и разрыву человеко-божественной вертикали?

Пусть читатель не смущается, видя рядом – на одну и ту же букву – таких не сходных меж собой Авву Евагрия Понтийского и Ганса Христиана Андерсена, Ивана Сергеевича Аксакова и архидиакона Павла Алеппского, архиепископа Алоиза Котгассера и архимандрита Савву Мажуко. Это те самые люди, на которых сегодня опирается христианская словесность, и будет опираться завтра и послезавтра. Просвещённому читателю вполне достаточно знать их имена и воскрешать их в себе в тот момент, когда он оказывается в библиотеке или книжной лавке.

Зачем? Затем, что эти имена, втайне от себя самих, прошли проверку не самого лучшего в истории христианства времени. О гонениях на Церковь и Веру в СССР слышали уже, кажется, все. Новомученики и исповедники российские – реестр долгий и трагический, по определению не могущий быть полным, пока не открыты все те, кто жертвовал собой ради спасения имени Божьего в себе. Мутящие рассудок картины расправ со священниками и верующими мирянами хранятся и в скорбных списках, и в семейных преданиях.

Однако стоило стихнуть богоборчеству в России, как на Западе тут же заговорили о «постхристианстве» - эпохе, в которую якобы заповеди Христовы могут «отдохнуть» и отступить на второй план. На первый же немедленно выступит, по замыслу «постхристиан», нечто более и современное, и бережное по отношению к человеку. Пороки, с которыми он рождается, опять-таки якобы, должны быть признаны неотъемлемой его частью, быть зафиксированными в законодательстве официально и охраняться от посягательств «мнения народного». Нельзя оскорблять меньшинства, говорят новые язычники после тысячелетия с лишним христианского богословия, обосновывающего единственное право человека – биться насмерть с душевной ленью и воздымать себя ко Господу.

Ужасное зрелище… И оно было бы втрое ужаснее, если бы и в России, и на Западе богословие окончательно смолкло. Но оно не молчит. Идеи и спасительные, и разрушительные тем сомнением, которое привнёс в жизнь и богословскую сферу двадцатый век, продолжают обсуждаться уже в новых работах современных христианских учёных. Голоса их разнородны, но вместе они составляют единую симфонию человечности посреди новых антигуманистических какофоний. Осмысливая опыт человеконенавистнических режимов по всему миру, прослеживая следы в нём и Промысла, и Воздаяния, они обосновывают непреложность Христа в мире, который, казалось бы, коренным образом отличен от античности. Если бы так! Мир тот же, поскольку грех в нём таков же, как и тысячи лет назад.
Но есть ещё, помимо богословия, христианской публицистики, толкующих нюансы христианского вероучения, вечно спорящих с облегчённым пониманием человеческой природы, и художественная литература.

Вячеслав Бахревский и Ирина Богданова, Вячеслав Бондаренко (Беларусь) и Джорджия Бриггс (США), Алексей Варламов и Владимир Крупин, Олеся Николаева и Сергей Козлов – наши современники, создатели больших полотен о бытии именно нашем, знакомом и незнакомом, зовущие нас быть причастными ему.
Конечно, впору вздрогнуть, увидев в числе авторов Гоголя и Достоевского, авторов трех или двенадцати книг на портале. Но кто, как не они, наши современники? И Константин Леонтьев, и Николай Лосский – как раз те самые люди, пытавшиеся заглянуть в наши десятилетия, провидеть, что станется с миром, какой дорогой он пойдёт через век, два, десять…

Мир христианской литературы безмерен, потому что уже более полутора тысячелетий словесность является неотъемлемой частью и Церкви, и Веры, и понимается им христианская литература как словесное усилие, направленное на понимание человеком самого себя после библейских событий. Ими история мира не закончилась; Библия продолжается в нас тем, что мы чувствуем, говорим и делаем. И конечно же, тем, что мы читаем.

Давайте же вместе откроем окно в современную христианскую литературу.

Наш каталог – вам в помощь.